Женщины своего насилия не замечают

Мужчины являются жертвами домашнего насилия. Но это никто не обсуждает всерьез. Шутки про жену, которая встречает мужа дома со скалкой. Контроль, который многие считают нормой — отдай супруге зарплату, отчитайся, куда идешь. Иногда человек не замечает, что в его жизни происходит насилие.

Упреки, манипуляции и контроль

— Чем женское насилие отличается от мужского?

— Если речь о физическом насилии, то мужчина обычно «голыми» руками наносит вред другому человеку. Женщина, скорее, что-то кинет, чем-то замахнется, даст пощечину или поцарапает.

Что касается психологического насилия, мужчины реже манипулируют, а женщины умеют находить болевые точки и давить на них. Женские манипуляции проявляются в явных запретах: «Если ты поедешь к родителям, значит, меня не любишь. Я что-нибудь с собой сделаю». Женщина не просто запрещает, она своими словами давит на мужчину, угрожает ему. Или упреках — когда у мужчины, например, что-то не получается и женщина выговаривает ему: «Ты не мужчина, был бы мужчиной, сделал бы то и это». Так манипуляциями женщина подводит мужчину к тому, что он в своих действиях, желаниях, социальной жизни ограничен.

— А если мужчина хочет идти с друзьями в пивной бар смотреть футбол, а с финансами плохо? Это неразумно, о чем жена и говорит. Манипуляция или нет?

— Это, скорее, конфликт. При конфликте у людей есть возможность договориться и нет контроля, они выходят из этой ситуации, не вредя близкому человеку. Есть интересы отдельного человека, а есть общие, семейные. И сходить в пивбар на последние деньги или в долг — действовать в ущерб семье.

Но деньги, бюджет часто вызывают иную манипуляцию.

Женщина из раза в раз говорит мужу: «Ты должен зарабатывать больше, куда ты собрался, в какой бар, у тебя зарплата никакая, и мы живем на последние деньги».

При этом муж работает, деньги в семье есть, то есть факты перевернули и использовали против другого человека. В данном случае абьюз — это обвинения в мужской несостоятельности.

— Вопрос: «Во сколько вернешься», — это контроль?

— Женщины чаще контролируют мужчин в быту, а мужчины женщин — во внешнем мире. Для кого-то вопрос про время возвращения нормальный, жизненный, люди переживают друг за друга или любят четкость.

Если женщина задает этот вопрос каждые 10 минут и у мужчины это вызывает напряжение, я бы, наверное, поспрашивала его о других ситуациях в семье. Возможно, жена говорит, что мужчина чего-то не делает или делает слишком часто. Или он часто слышит замечания — «Не там положил, не то сделал». Может быть, есть и другие ситуации в отношениях, в которых женщина унижает, оскорбляет, критикует или обесценивает мужчину. Например: мужчина подарил подарок, а в ответ получил критику. Доходит до того, что мужчин просят ходить в туалет сидя. Эти ограничения копятся, окружают мужчину со всех сторон, не дают ему воздуха. И постепенно муж становится полностью контролируемым и выполняющим все действия, которые диктует ему супруга.

«Я его периодически била, что в этом такого?»

— Какие мужчины более подвержены насилию?

— Когда мы говорим о партнерском насилии, представляем обычно сильную женщину и слабого мужчину. Но ко мне за помощью обращались разные люди, объединяло их одно: они все хотели сохранить отношения, семью. Поэтому и обратились к психологу, сами уже не знали, что делать.

Часто в детстве такие люди наблюдали сцены насилия у родителей. Но не во всех случаях. Бывает, что у мужчины в анамнезе есть депрессия, другие психические расстройства, которые ограничивают его во внутренних ресурсах. Они не могли отстаивать свои интересы, пока не достигнут цели, как люди без такой особенности.

— У психологов есть выражение «вторичная выгода». Какую выгоду получает мужчина в таких отношениях?

— Мужчине может нравиться роль спасателя в отношениях, его вторичная выгода — чувствовать себя хорошим, ценным, значимым.

— А может быть выгодой обустроенный быт? Например, жена контролер, но дома чистота и борщи всегда вкусные.

— Я не думаю, что кто-то способен терпеть насилие из-за борща. Все-таки отношения людей — это больше, чем борщ. Отношения — процесс длительный, и начинаются они не с того, что женщина ударила мужчину и мужчина подумал: «Женюсь».

Был какой-то положительный опыт, и чем дольше люди вместе живут, тем сильнее привязываются, знают, чего друг от друга ожидать. Иногда мужчина говорит: «Да, она такая, но своя же».

Порой продолжение абьюзивных отношений — попытки и надежда вернуть то хорошее, что все же было.

И ограничения агрессор обычно вводит не сразу, а постепенно, пострадавшая сторона потихоньку свыкается с ущербом.

Есть еще страх перемен и неизвестности, особенно актуальный для тех, кто состоит в браке десятки лет. Выйти из такого брака действительно очень сложно, потому что ты не знаешь, куда ты пойдешь и что там будет.

— Может ли женщина вынужденно стать абьюзером? Допустим, вышла замуж за инфантильного мужчину, который не хочет и не умеет нести ответственность…

— Если у женщины нет предпосылок к контролю, власти, манипулированию, насилию, то они и не проявятся даже в союзе с таким мужем. Проявить насилие может любой человек — в гневе, усталости, но из раза в раз его повторяют только те, у кого внутри есть предпосылки.

И часто женщина свое насилие не замечает.

«Да, я его периодически била, но не думала, что это что-то серьезное». Почему-то считается, что женщина может ударить мужчину и ему не будет больно. Но если мужчина с такой же силой ударит женщину, это всегда считают насилием.

— Важно понимать, что пострадавшая сторона тоже может в какой-то момент стать стороной, применяющей насилие. И не каждый абьюзер может признать, что он — автор насилия. Тут очень важно принятие ответственности за то, что ты делаешь.

«Женщина изнасиловала мужчину? Да как такое может быть!»

— Много ли мужчин страдает от домашнего насилия в России и вообще в мире?

— На эту тему нет официальной статистики, женское насилие почти никак не фиксируется. Также оно не воспринимается как что-то серьезное. Помните, раньше было много анекдотов, юморных зарисовок на эту тему? Например, жена встречает мужа со скалкой. Поэтому женское насилие в обществе до сих пор предстает чем-то допустимым.

А сами мужчины о нем практически не говорят, потому что это стыдная тема. Когда насилие проявляется по отношению к женщине, она не перестает быть женщиной. Когда проявляется насилие к мужчине, он сразу теряет статус — в своих глазах и глазах других людей.

— О сексуальном насилии тем более не принято говорить?

— «Женщина изнасиловала мужчину? Да как такое может быть, он точно получил удовольствие». За границей выделяют такой вид насилия, когда женщина использует мужчину сексуально, чтобы забеременеть. И большинство людей могут так это оценивать: а что тут такого, от мужчины же не убудет? Но это действительно тяжелая ситуация, когда ты, сам того не желая, становишься отцом.

Много ситуаций, которые воспринимаются как что-то обыденное, а на самом деле это насилие над мужчиной. И очень важно, чтобы у мужчин была возможность говорить про то, что с ними происходит, и не быть осмеянными.

Пока у нас стереотип, что мужчина — это робот, которому все нипочем, — бей его, насилуй, а он стойкий солдатик, который все выдержит.

Но мужчины — такие же живые люди, и мужскую психику точно так же можно травмировать на всю жизнь.

— Мужчины у нас в стране обращаются за помощью или нет, по вашему опыту?

— Обращений от мужчин гораздо меньше, чем от женщин. Обратиться за помощью — значит признать, что ты пострадавшая сторона, тебе плохо и нужна помощь. А согласно стереотипам, мужчина должен быть сильным.