Закон парных случаев

Слышали ли вы про закон парных случаев? Он гласит, что иногда редкие события или несчастные случаи, повторяются через короткое время. В авиации такое тоже случается. Вспомнить хотя бы Боинги 777 Malaysia Airlines, один из которых исчез, а второй через четыре месяца потерпел крушение. В прошлом посте Всё перепутал был выкат Ил-62 в Якутске за пределы ВПП, который произошёл в июле 1990 года. А чуть позже случилось следующее.


21 ноября 1990 года Ил-62 авиакомпании Аэрофлот выполнял рейс из Москвы в Якутск. На борту находилось 179 пассажиров и 10 членов экипажа. При подлёте пилоты получили информацию о снижении видимости в аэропорту Якутска до 400 метров из-за морозного тумана. Командир принял решение садиться на запасном аэродроме в Магане (12 км от Якутска). Особенностью данного аэродрома являлась его полоса. Она имела длину 3440 метров и была грунтовой. Однако, благодаря тому, что в зимнее время полоса укреплялась льдом и снегом, на неё могли садиться тяжёлые лайнеры.

Закон парных случаев Авиация, Самолет, Якутия, Посадка, Аэропорт, Аэродром, Авария, Ошибка, Происшествие, СССР, Длиннопост

Ил-62

Заход проходил без существенных отклонений. Однако торец ВПП самолёт пролётёл на высоте 22 метра, что было сильно выше стандартной. После этого экипаж увеличил скорость снижения до 2 м/с. Режим двигателей был снижен до малого газа только перед касанием, поэтому самолёт коснулся задними шасси полосы только в 1647 метрах от входного торца. Затем он проехал 570 метров с поднятой передней стойкой шасси. Из-за большой ширины, заснеженной поверхности и восходящего уклона полосы, а также задранного носа самолёта, экипаж считал, что длины ВПП достаточно для пробега и остановки.


Только когда передняя стойка коснулась полосы, экипаж начал выпускать спойлеры. Они выпустились через сто метров, после чего пилоты наконец приступили к торможению. При этом реверс задействован не был. Вскоре стало понятно, что самолёт остановиться на полосе не успеет, поэтому в 47 метрах от конца полосы на скорости скорости 167 км/ч экипаж выключил двигатели, чтобы при разрушении избежать пожара.


Лайнер выкатился за пределы ВПП и поехал по грунту прямо на курсовой радиомаяк. Для ухода от столкновения командир вывернул вправо. Затем самолёт столкнулся с насыпью автодороги и на расстоянии 538 метров от выходного торца полосы остановился на склоне оврага. В результате происшествия были разрушены все три стойки шасси, механизация крыла, частично само крыло и фюзеляж. Погибших не было. Штурман и 3 пассажира получили телесные повреждения средней тяжести, 2 бортпроводника и 6 пассажиров - незначительные.

Закон парных случаев Авиация, Самолет, Якутия, Посадка, Аэропорт, Аэродром, Авария, Ошибка, Происшествие, СССР, Длиннопост

Комиссия установила, что выкат стал следствием неподготовленности экипажа к посадке на заснеженную грунтовую ВПП и непринятия им своевременных мер по гашению скорости. Предварительная подготовка экипажа к полетам в осенне-зимний период была проведена в другом составе. Особенности выполнения полетов на аэродром Маган до экипажей не доводились. Экипаж был, фактически, вновь сформированным. 5 ноября 1990 года произошла замена второго пилота, а накануне вылета в экипаж введены новые штурман, бортинженер и бортрадист. Никто из членов экипажа (кроме бортрадиста, выполнившего один полет несколько лет назад) ранее посадок в аэропорту Маган не производил.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу