Юристы разбирают оферту WILDBERRIES. Что не так с возвратом некачественных товаров и о каких ловушках надо знать потребителям

Юристы разбирают оферту WILDBERRIES. Что не так с возвратом некачественных товаров и о каких ловушках надо знать потребителям Защита прав потребителей, Лига юристов, Юристы, Право, Юридическая помощь, Wildberries, Маркетплейс, Возврат товара, Обман клиентов, Длиннопост

Разбирая условия по возврату некачественных товаров на ВБ, мы обнаружили в оферте маркетплейса не совсем приятные условия, которые могут сильно затруднить реализацию права потребителя на возврат товара и права не нести при этом издержек по возврату.

Ловушка 1

Согласие принять товар к возврату не означает согласие признать его некачественным. Если ВБ не признает сданный вами товар браком - он спишет с вас сумму обратной доставки.

Пункт 7.12.1 Одобрение заявки на проверку товара, равно как принятие этого товара к возврату не означает признание Вайлдберриз ненадлежащего качества этого товара. Проверка качества товара производится после поступления товара на склад.

Пункт 7.8.4 При обнаружении недостатков в товаре, Покупатель сообщает об этом представителю Вайлдберриз, затем производит фотофиксацию товара с обязательным отражением на фотоснимках обнаруженных недостатков. После совершения указанных действий товар передается представителю Вайлдберриз с устным сообщением об отказе от получения товара в связи с его ненадлежащим качеством. Указанный факт возврата товара никаким образом не подтверждает факт ненадлежащего качества товара, равно как и факт принятия такого товара представителем Вайлдберриз не подтверждает факт признания ненадлежащего качества товара.

Кстати, клиента должно защищать положение статьи 18 Закона 2300-1 о том, что потребитель имеет право участвовать при проведении проверки качества товара. В этой связи ВБ не может просто так указать в оферте, что "проверка качества товара производится после поступления товара на склад". Нужно как-то решить и вопрос с присутствием потребителя при проведении такой проверки.

Совет: если возвращенный товар признан качественным и с вас взята плата за возврат такого товара - апеллируйте к пункту 5 статьи 18 Закона 2300-1, указывая, то результаты проверки качества не могут быть признаны надлежащими в силу нарушения указанной нормы.

Ловушка 2

Если в пункте выдачи не вскрыта упаковка в присутствии человека ВБ - это означает, что вы приняли качественный товар.

Если упаковка вскрыта в примерочной кабинке и там обнаружен брак - вы сами порвали или повредили товар.

Пункт 7.8.6 При отказе Покупателя вскрывать упаковку товара в присутствии представителя Вайлдберриз в Пункте выдачи заказов и проверить товар на предмет целостности, отсутствия брака и правильного вложения, а также при вскрытии упаковки товара в примерочной кабинке или иным способом, исключающим присутствие и визуальное наблюдение за процессом вскрытия упаковки представителя Вайлдберриз, товар считается товаром надлежащего качества, количества и комплектности, безоговорочно принятым Покупателем. С указанного момента вся ответственность за обнаруженные повреждения, ненадлежащее качество, количество и ассортимент товара переходит на Покупателя, как на собственника товара. Продавец и Вайлдберриз считаются исполнившими свою обязанность по передаче Покупателю товара надлежащего качества, количества и комплектности.

В оферте, записаны влажные мечты юристов маркетплейса. Как хорошо, когда не надо ничего доказывать, распространив на всю продукцию волшебную презумпцию о том, что она качественная. Безусловно, это не должно так работать, условие - дичайший нигилизм и неуважение к клиентам. Но подобная закладка вполне может всплыть где-то в переписке с маркетплейсом.

Совет: Имейте в виду, что проверка качества проводится в присутствии потребителя, а экпертиза причин возникновения недостатка, это уже второй этап. По закону в период гарантийного срока расходы на такую экспертизу берет на себя продавец, а потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара. См. пункт 5 и 6 статьи 18 Закона 2300-1. Пункт 6 - это вообще золотое место закона. Сохранило продвинутым потребителям миллионы нервных клеток и рублей.

Ловушка 3

Бытовая техника передается клиенту в упаковке, это означает, что она качественная (см. далее пункт 7.8.7). С таким же успехом, можно заявить, что эта техника там вообще есть и продавать пустые коробки. Юридические последствия у таких формулировок нулевые, а вот запугивать клиентов - самое оно.

Ловушка 4

От бытовой техники отказаться нельзя. Ее нельзя вернуть. Что само по себе - незаконно.

Пункт 7.8.7 Доставка и получение технически сложных товаров бытового назначения (далее — технически сложные товары) производится в следующем порядке:

При заказе технически сложного товара с предварительной оплатой стоимости товара, Покупатель получает от представителя Вайлдберриз в пункте выдачи заказов или по адресу доставки технически сложный товар. После принятия технически сложного товара от представителя Вайлдберриз, Продавец и Вайлдберриз считаются исполнившими свою обязанность по передаче Покупателю товара надлежащего качества, количества и комплектности. После принятия товара от представителя Вайлдберриз отказ от технически сложного товара надлежащего качества не допускается.

Закон 2300-1 прямо предусматривает, что в дистанционных продажах (пункт 4 статьи 26.1) потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Никаких перечней и исключений для этого правила нет.

Дополнительная информация есть в нашем посте Возврат денег за брак на OZON и WILDBERRIES. Инструкция пошаговая

Юристы разбирают оферту WILDBERRIES. Что не так с возвратом некачественных товаров и о каких ловушках надо знать потребителям Защита прав потребителей, Лига юристов, Юристы, Право, Юридическая помощь, Wildberries, Маркетплейс, Возврат товара, Обман клиентов, Длиннопост

Лига потребителей

390 постов2.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются посты:

1. О том, как возникла проблема при приобретении товаров и услуг и что вы сделали для ее успешного решения.

2. Свое мини-расследование или полезное наблюдение, которое поможет людям избежать проблем. Просто поделитесь знанием о рисках, подводных камнях и лайфхаках.

3. Об интересной и необычной практике решения проблемы потребителя со стороны различных компаний, общественных организаций, цифровых сервисов, государственных органов, публичных людей и правозащитников.

4. О бесплатных полезных ресурсах и сервисах, которые помогают решать проблемы потребителей.

5. Об интересных, познавательных, развивающих историях, связанных с рекламой, маркетингом, экономикой, правом, если герои таких историй оставили свой след в развитии потребительской экономики.

6. Свои рекомендации по приобретению товаров и услуг, если это не реклама, обзор честный, а наблюдения достаточно ценны и должны стать достоянием общественности.