Эгоизм и Пандемия. Часть 2

Эгоизм и Пандемия. Часть 2 Пандемия, Эгоизм, Альтруизм, Мысли, Поведение, Люди, Психология, Коронавирус, Длиннопост


Вторая, более длинная и заключительная часть моих размышлений на тему эгоизма и пандемии.


Есть весьма интересный, с точки зрения психологии, момент, который формирует наши взгляды и наши моральные суждения: когда дело доходит до оценки того, как ведут себя эгоистичные люди, нам нравится делать различие между собой и другими. Очень немногие могут назвать себя эгоистами. Это что-то отталкивающее, всегда негативное, и таким быть не подобает в «нормальном» обществе.


Сейчас к эгоистам можно отнести людей, уехавших в отпуск летом и тех, которые праздновали свадьбы и дни рождения с размахом, несмотря на пандемию. И особенно молодые люди и подростки, что собирались в тех же парках или общественных местах, стали для некоторых настоящими врагами. Тот факт, что участников вечеринок и разных запрещённых мероприятий часто оскорбляли как эгоистов, также объясняется тем, что люди старшего возраста формируют общественные дебаты. И они менее способны сочувствовать потребностям молодых людей, хотя эти самые взрослые и пожилые люди не менее эгоистичны в своем поведении. Легче обвинить другую сторону во второй и третей волнах локдауна, чем обвинить свою собственную деловую встречу, которую не хотелось пропустить. Тут будет актуальным мем «вы не понимаете, это другое».


Исследования также показывают, что людей нельзя точно распределить по категориям. Большинство из них действуют эгоистично или просоциально. Но: один и тот же человек может отказаться носить маску и в то же время самоотверженно заботиться о других, порой даже незнакомых людях. Мои многие знакомые хотели отпраздновать Рождество не столько ради них самих, сколько для того, чтобы порадовать свою семью и близких. Все действия всегда зависят от конкретной ситуации.


Катастрофы и кризисы - это экстремальные ситуации. Многие считают, что они заставляют людей действовать более эгоистично. Я же, с высоты своего многолетнего опыта работы с людьми, считаю, что этот образ максимум годен для голливудских фильмов. После катастрофы разразились анархия и хаос, люди в масках грабят магазины, убивают друг друга направо и налево, сеют страх и ужас - это одностороннее представление не соответствует действительности. Бедствия и кризисы создают то, что в психологии называется «катастрофическим состраданием/сознание». Выжившие после стихийных бедствий создают сообщества, в которых они помогают друг другу, действуют альтруистично и солидарны друг с другом.


Одна из основных причин этого - ощущение того, что они все вместе. Это чувство также было заметно в начале первой волны короны, когда многие люди делали покупки для своих соседей или аплодировали медперсоналу или кассирам супермаркетов с балкона. Но эти жесты помощи и солидарности, похоже, исчезли во второй волне. Утихло ли сочувствие? Неужели мы слишком эгоистичны для длительной исключительной ситуации? У меня есть предположение: кризис стал повседневной жизнью. Случилось что и всегда: человек привык и приспособился и снабжение соседки-старушки провиантом, для многих больше не является подвигом.


После сильного дождя в Мюнстере в 2014 году, компания Goersch регулярно исследует поведение людей во время стихийных бедствий. Для этого там опрашивают местных жителей, какое поведение они заметили у других. Затем компания сортирует описания на категории «антисоциальные» и «просоциальные». Оскорбления или «хомячьи» покупки будут антисоциальными. Делать покупки для соседей или проявлять осторожность в пробках считается просоциальным. Проще говоря, в случаях стихийных бедствий мы классифицируем по крайней мере две трети описываемого поведения как просоциальное. Однако в случае коронного кризиса картина, на мой взгляд, иная.


Весной 2020 года одна группа ученых начала опрашивать людей по всей Германии, какое поведение они наблюдали у других во время пандемии. Результат меня удивил: из поведения, описанного во время пандемии, только около половины можно отнести к просоциальным.


Ведущий специалист, госпожа Герш объясняет результат тем, что пандемия короны сильно отличается от других бедствий, таких как потопы или землетрясения. Она считает, что обычно три фактора способствуют готовности помочь в случае стихийных бедствий: во-первых, стихийные бедствия каким-то образом нарушают повседневную жизнь людей. Если город находится под водой, вы, возможно, больше не сможете ездить на работу. Это освобождает время и силы для работы по оказанию помощи. Во-вторых, такие бедствия, как наводнения, можно воспринимать всеми органами чувств. Вы видите, слышите и чувствуете запах воды. И в-третьих, обычно есть конкретные, целенаправленные действия, с помощью которых вы можете помочь сдержать опасность, например, перетаскивая мешков с песком.


Все эти факторы не учитываются в случае с короной. Повседневная жизнь была ненадолго прервана локдаунами, но в среднесрочной перспективе у многих людей между домашним офисом и уходом за детьми стало меньше свободного времени и места, чем раньше. Вы не можете увидеть или почувствовать запах вируса, пандемия остается сложной для понимания. И носить маску или мыть руки менее героично, чем набивать мешки с песком.


Тем не менее, многие люди помогают другим в пандемии. В конце концов: 50 процентов описанных в опросе моделей поведения были просоциальными. Для людей, которые считают, что они живут на эгоистичной планете, это может быть хорошей новостью. В то же время это исследование возвращает нас к исходной проблеме: и здесь эгоизм измеряется с помощью утверждений о других людях. Так что результаты не могут быть объективными.


На мой взгляд, пандемия показывает насколько важна для нас личная свобода и как многим трудно отказаться от нее или каких-то её частей. Но в то же время это также показывает, насколько мы полезны обществу и солидарны с ним. И такое поведение всегда имеет смысл, потому что подавая пример полезности и сострадания и положительно оценивая его в обществе, мы повышаем мотивацию другого человека вести себя таким же образом.


В ещё одном эксперименте в США исследователи показали, что полезность в обществе заразительна: испытуемые получали деньги, и их просили решить, сколько из них они хотели бы внести в групповой проект. Чем щедрее были товарищи по команде, тем больше было отдано в следующий раз. Тут стал заметен настоящий эффект домино. А ещё самоотверженное поведение делает нас счастливыми. Об этом свидетельствует долгосрочное исследование, в ходе которого исследователи изучали, насколько австрийцы довольны своей жизнью. Результаты показывают, что люди, преследующие альтруистические цели в течение многих лет, более счастливы, чем те, кто в первую очередь стремится к личному успеху или материальному благополучию.


Голландский психолог Том Постмес наблюдает, как среди его учеников распространяется осознание того, что наша планета не является эгоистичным местом сама по себе. По его словам ещё 20 лет назад ситуация выглядела сильно иначе и около 80% его учеников считали нашу планету эгоистичным местом. Сейчас же это 50% по его словам. Хорошо это или плохо судить я не берусь.


Спасибо за прочтение!

Психология | Psychology

20.3K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.