Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма

Всем привет!
Меня зовут colt249 и я пишу посты о яхтинге и море. Предлагаю поговорить о таком понятии как «дрейф». Зачем суда ложатся в дрейф в шторм?

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост

Вначале немного теории.
Дрейф — это смещение судна под действием ветра или погодных условий. Это безусловно вредное явление, поскольку оно мешает управлению и создает проблемы (например неуправляемая яхта дрейфует к скалистому берегу).

«Лечь в дрейф» - означает прямо противоположное, это управляемое смещение судно под действием ветра или других условий (например уставшая команда ложится спать, а рулевой кладет судно в дрейф, чтобы ветер потихоньку уносил его от опасных скал).
Конец теории.

Начнем издалека -парусным судам иногда приходится попадать в шторм. Что делать если в надежную гавань попасть не удается и штормовать приходится в открытом море? Повлиять на окружающую обстановку никак не получится и поэтому приходится как-то пережидать процесс.
Как это делать?

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост

Яхта в шторм. Видно как ветер срывает воду с гребней волн и кидает белой пеной по ветру

Кто-то предложит просто опустить паруса, запереться внутри и ждать. Способ рабочий, но опасный и очень, очень страшный.
Яхту начнет разворачивать (ведь руль без хода не работает), крутить и бить волной, превращая жизнь внутри в ад (представьте хомяка в крутящейся консервной банке, по которой молотят кувалдой).  Непредсказуемая качка с разных сторон не способствует бодрости экипажа, а регулярные удары многотонных волн в борт рано или поздно что-нибудь повредят (от вибрации начнет ломаться внутреннее оборудование, фитинги, соединения итд).

Верным решением (до определенной поры) кажется поставить яхту носом к волне. Желательно это сделать так, чтоб этот процесс был «автоматическим», без активного участия экипажа. Это и называется «лечь в дрейф».

Сделать это можно несколькими способами

  1. Кинуть с носа «плавучий якорь». По сути, это парашют с отверстием в куполе, который тормозит яхту и держит нос по направлению к волне.
    опыт яхтсменов показывает, что одиночный парашют может выскакивать из воды под действие волн, поэтому более предпочтительна связка из нескольких маленьких парашютиков–«драга». В результате яхта будет медленно смещаться ветром и волнами, но стоять носом по ветру.

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост

2. Использовать для удержания яхты носом к ветру паруса. В базе у нас есть 2 паруса -грот(задний) и стаксель(передний). Немного о парусах тут.

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост

Тогда есть 2 способа в зависимости от того куда есть возможность дрейфа (по ветру или на ветер):

2.1 Если есть возможность идти вперед «на ветер», то мы задействуем основной парус -грот.
Выставив его параллельно продольной оси яхты мы получим движение вперед и разворот вокруг оси яхты, т.к грот находится за мачтой
Разворот яхты можно скомпенсировать рулем, выставив его таким образом, чтобы яхту не разворачивало, после чего заблокировать руль. При этом система получится саморегулироуемой – при усилении ветра разворот усилится, яхту развернет носом на ветер, «тяга» на парусе начнет уменьшаться и руль тут же вернет яхту обратно.

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост

Красные стрелки= ветер и разворот под влиянием ветра, зеленым -положение руля для компенсации разворота.

Таким образом корабль будет потихоньку идти (дрейфовать) на ветер носом к волне. Это называется «лечь в дреф под гротом».
Площадь паруса делают, разумеется, минимальной, иначе парус порвет или сломает мачту.


2.2. Если идти носом на ветер представляется невозможным (например там берег), то есть возможность дрейфовать «под ветер» (по ветру), для этого понадобятся оба паруса.
Открываем и грот и стаксель на минимум и ставимся так, чтобы ветер дул нам в бок.
Что получится -грот стремится развернуть яхту вокруг мачты в одну сторону, стаксель в другую сторону.

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост

Стрелки= ветер, красным разворот под влиянием стакселя, желтым -на грота, а зеленым -положение руля.

Нам осталось компенсировать разницу в их развороте рулем и яхта встанет в равновесном положении. Часто грот «мощнее», но усиление ветра развернет яхту носом на ветер, тяга на гроте пропадет и стаксель вернет яхту в равновесие. (см рисунок -стрелки=ветер, красный -поворот от стакселя, желтым от грота, зеленый -руль). Есть особенность постановки стакселя для дрейфа -его надо завести на неправильную, наветренную сторону -но это уже детали.

Таким образом корабль будет потихоньку дрейфовать под ветер, держась носом к волне. Это называется «лечь в дреф под парусами».
Вот 2 рабочих способа переждать шторм в море!

-ну а где про «яхта гасит волны?» -спросит внимательный читатель.
Да, а теперь мой любимый и совершенно невероятный эффект!

Начну издалека, какие волны наиболее опасны для дрейфующей яхты? Широкие, узкие, высокие?

Наиболее опасны - волны с обрушивающейся верхушкой, потому что если эта верхушка обрушится на корабль- то на палубу обрушится  несколько кубов воды = несколько тонн веса. Ни к чему хорошему это не приведет. В лучшем случае выбьет иллюминаторы и искалечит все на палубе.

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост


Однако, что делать если такие волны появились? Тут на помощь приходит такое понятие как пятно турбулентности или вихревая дорожка фон Кармана.

Когда яхта дрейфует под ветер боком (или с небольшим углом), то она всей массой и длиной «разглаживает море» создавая за собой полосу ровной воды (ага, пятно турбулентности). Подходящая волна разбивается об это пятно и обрушивается в нескольких метрах от яхты, причем давления воды на борт достаточно, чтобы еще подвинуть корабль и снова создать «пятно безопасности».

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост


Поэтому рекомендуется по возможности дрейфовать не носом к волне, а выставить судно немного под углом, чтобы создать пятно турбулентности. Если у вас есть плавучий якорь, то используя вторую веревку, можно немножко подтянуть корму к якорю, снова поставив судно под углом к волне, формирую пятно турбулентности.

Яхта гасит волны. Зачем и почему парусные суда ложатся в дрейф во время шторма Море, Отпуск, Отдых, Яхта, Яхтинг, Шторм, Дрейф, Корабль, Длиннопост


Вот таким образом яхта гасит волны и бережет силы экипажа, которой может переждать бурю внутри. Как пишет учебник «Крен небольшой, качка не выматывающая»

Разумеется 99% яхтсменов узнают о приближении шторма заранее, через приложения и прогнозы, встают в надежном порту и спокойно пережидают шторм в уютном кабаке.

А оставшийся 1% яхтсменов скажет мне, что я все сильно упростил, что штормовать можно и идя кормой под ветер, а еще надо удерживать яхту от чрезмерного ускорения с гребня волны, и прочее, прочее…
Ну у нас ведь статья для широкого круга читателей?)) Хорошего дня!
That’s all, folks!

Народ, я 3 раза в год зову пикабушников в яхтенные путешествия со мной. Ближайшее -на майские праздники в Греции 6-20 мая, объявление у меня в телеграмм- @ProstoYachta.

Если не можете идти со мной, но хотите пройтись под парусами -я потихоньку собираю приглашения в путешествия от других капитанов. Цены и предложения можно посмотреть на -LoveYach Russia.


Мои другие посты

История паруса, судов и людей

1. Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре?

2. Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?

3. Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века

4. Экипаж на старинных парусных судах. Почему матрос парусника получал на порядки больше солдата и работал молча?

5. Как ходили на абордаж в античности. И что смастерить если вражий флот силен, а у тебя лишь пехота?

6. История абордажа. Часть 2 –после появления пороха до наших дней. Почему сегодня в моде абордаж, а не таран?

7. Джон Сильвер - квартирмейстер! Почему его боялся Флинт?

8. История корабельных пушек. Часть 1 - тяжелое становление

9. Пушка! Они заряжают пушку! Как зарядить корабельное орудие 18 века (лл долго и муторно)

10. Забил заряд я в пушку туго... А что именно забил? Боеприпасы для корабельных пушек 17-19 века
11. Почему судовой винт победил гребное колесо. И почему весло будет даже в аварийном комплекте звездолета?

12 .Почему штурман на старинном корабле всегда выживал в бунт и редко переживал атаку конкурентов. На примере космолета

13 Секстан и хронометр.История часов за 3 млн долларов и выстрела пушки Петропавловской крепости

14 Парусники- названия мачт и рей. Почему грота-бом-брам-стеньга это просто и как этим ругаться?

15 Как моряки сумели связать пространство и время. Почему одна миля равна одной минуте и это удобно))

Яхты, как они устроены и как им управлять

1. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

2. Парусный катамаран. Как там внутри?

3. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

4. Как подать сигнал бедствия на море

5. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда

6. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)

7. Как устроены коммуникации парусной яхты

8. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)

9. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает

10. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте

11. Простой и надежный дизель. Яхтенные двигатели. Как это устроено

12. Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь

13. Плавучий якорь, что это такое и зачем оно на яхте? + Инструкция по подъёму якоря для выживальщика

14. Надувные яйца = безопасность или как не поцарапать яхту. Что такое "крАнцы"

15.  Туалет на парусной яхте. Как "это" сделано))

16.  Двигатели катеров и яхт. Почему чих-пых, а не врум-врум? Бензо, дизельные и электродвигатели

Яхты, цены, деньги и путешествия

1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

2. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили

3. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)

4. Сколько стоит собственная парусная яхта. Почему двухлетка стОит дороже новой?

5. Можно ли купить яхту за миллион рублей? И какую именно можно)

6. Сколько стоит владеть парусной яхтой. В деталях

7. Сколько стоит арендовать парусную яхту в Средиземном море. И правда ли, что арендовать выгоднее, чем иметь свою?