98

Як-9. Истребитель, изменивший тактику боев Люфтваффе_3

Смена тактики.

Восстановленный летный экземпляр истребителя Як-9Т

Восстановленный летный экземпляр истребителя Як-9Т

После тщательного изучения Як-9 в Рехлине была разработана новая тактика для немецких истребительных частей на Восточном фронте. Основной упор делался на использование преимуществ «Мессершмиттов» Bf-109 и Fw-190 на больших высотах и в скорости пикирования.

«Мессершмитт» Bf-109. Поверженный противник советской авиации

«Мессершмитт» Bf-109. Поверженный противник советской авиации

Лётчикам настоятельно рекомендовалось избегать затяжных горизонтальных манёвренных боёв с истребителями типа Як-9 на высотах ниже 4.000 м. Строить тактику на вертикальных манёврах, используя преимущество в скорости пикирования, атаковать из верхней полусферы короткими очередями и немедленно выходить из боя с набором высоты. Эти рекомендации стали обязательными для всех истребительных эскадр на Восточном фронте.

Многие опытные асы Люфтваффе впоследствии признавали, что только следование новой тактики позволяло им выживать в боях с новыми советскими истребителями. Особенно ценным для немецкого командования стало понимание процесса эволюции советских истребителей. Стало ясно, что следующие модификации яков будут ещё более совершенными.

Эти прогнозы полностью подтвердились летом 1944 года, когда на фронте появился ещё более совершенный Як-3, который немецкие пилоты называли «Убийцей «Мессершмиттов».

Як-3. Убийца «Мессершмиттов»

Як-3. Убийца «Мессершмиттов»

В своих мемуарах, опубликованных после войны, Галланд писал: «Появление Як-9 весной 1943-го года стало для нас серьёзным предупреждением. Мы впервые столкнулись с советским истребителем, который не только не уступал нашим машинам, но и превосходил их по ряду параметров. Это заставило нас пересмотреть многие представления о советской авиации».

Як-9. Оружие победы, заставившее генерало Люфтваффе пересмотреть свое мнение о ВВС СССР

Як-9. Оружие победы, заставившее генерало Люфтваффе пересмотреть свое мнение о ВВС СССР

После войны в 1962 году в архивах Люфтваффе был обнаружен любопытный документ. Это был личный дневник Курта Вебера, того самого инженера, который первым исследовал трофейный Як-9 под Смоленском. В нём содержались удивительные детали о самолёте, получившем в немецких документах кодовое обозначение «Красная Пятёрка» по последней цифре бортового номера советского истребителя.

«Самое удивительное в этом самолёте то, что он был создан в условиях эвакуированных заводов и нехватки материалов», - писал Вебер. «Русские использовали то, что было под рукой. где не хватало алюминия, применяли фанеру и деревянные конструкции. Где требовалась сложная обработка, упрощали форму, но при этом они не жертвовали главным лётными характеристиками».

Особенно впечатлил немецкого инженера двигатель. «Наши моторы более технологичны и долговечны, но русский ВК-105 ПФ поразительно хорошо адаптирован к условиям Восточного фронта. Он может работать на топливе низкого качества, легко запускается в мороз и хорошо переносит полевые нагрузки. Немецкие пилоты всегда считали советские моторы примитивными, но теперь я вижу, что в этой простоте есть глубокий смысл».

В архивах также сохранилась запись беседы с пленным советским лётчиком Николаем Смирновым, сделанная незадолго до его отправки в лагерь для военнопленных. «Ваши пилоты считают, что мы воюем на примитивных самолётах. Это их главная ошибка. Наши конструкторы создают именно то, что нужно для войны, а не для парадов. Як-9 не лучший в мире истребитель, но в наших условиях, в наших руках он смертельно опасен для любого противника».

После окончания войны информация о трофейном Як-9 и его испытаниях в Люфтваффе была частично утеряна. Многие документы были уничтожены или попали в руки союзников.

Однако история «Красной Пятёрки» не была забыта. В 1977 году бывший лётчик-испытатель Люфтваффе Ханс Вернер Лерхе опубликовал мемуары, в которых описал свой опыт полётов на трофейных самолётах, включая советский Як-9 (Мое примечание: В этой книге нет ничего о полетах на Як-9).

«Это был один из самых впечатляющих истребителей, которые мне довелось пилотировать», - вспоминал Лерхе. «В своей стихии на малых и средних высотах он демонстрировал исключительную манёвренность. Нам пришлось полностью пересмотреть наше отношение к советской авиации после знакомства с этой машиной».

Дальнейшие исследования историков авиации показали, что испытания трофейного Як-9 действительно оказали значительное влияние на тактику Люфтвафея в последние годы войны. В ряде документов, обнаруженных в послевоенные годы, содержались прямые указания на необходимость избегать манёвренных боёв с советскими истребителями новых типов.

В архивах ВВС СССР сохранились записи о судьбе лейтенанта Смирнова. Оказалось, что ему удалось выжить в немецком плену. После освобождения в 1945 году он вернулся в строй и продолжил службу в авиации. В одном из интервью, данном в 1980 году, Смирнов рассказал о своём самолёте и немецком плене.

«Мой Як-9 был из первой производственной серии. Мы получили их незадолго до боёв на Курской дуге. Помню, как командир полка сказал нам: «Берегите эти машины, они перевёрнут войну в воздухе».

И он оказался прав. В немецком плену меня постоянно допрашивали о самолёте, особенно интересовались его манёвренностью. Я старался не говорить ничего существенного, но они и сами всё узнали после испытательных полётов».

Удивительно, но в 1987 году историкам удалось обнаружить в запасниках одного из авиационных музеев ГДР фрагменты той самой «Красной Пятёрки». По серийному номеру на сохранившемся элементе фюзеляжа специалисты смогли идентифицировать самолёт как один из Як-9 первой производственной серии, построенной на заводе в Новосибирске в марте 1943 года.

Октябрь 1943 года. 6 месяцев прошло с тех пор, как трофейный Як-9 потряс немецких испытателей. За это время многое изменилось. Советские войска неумолимо продвигались на запад, освобождая оккупированные территории.

Майор Ганс Мюллер, тот самый пилот, который был на аэродроме в день, когда был захвачен советский истребитель, готовился к очередному вылету. Его «Мессершмитт» Bf-109G-6 был одной из новейших модификаций, спешно поставленных на Восточный фронт.

«Господин майор, вам приказано вернуться. Радист передал неожиданное сообщение. Группа должна немедленно покинуть аэродром. Русские прорвали фронт». Через 2 часа аэродром в Дубровке был почти пуст. Последние самолёты взлетали под аккомпанемент далёкой артиллерийской канонады.

Среди бумаг, второпях сжигаемых в штабе, были и копии отчётов об испытаниях трофейного Як-9, но даже пламя не могло уничтожить то, что уже изменилось в сознании немецких пилотов. Они больше не считали советские самолёты примитивными. Они научились уважать противника.

На следующий день аэродром заняли советские войска. Среди первых подразделений был и отдельный авиационный полк, вооружённый истребителями Як-9. Пилоты с интересом осматривали брошенные немцами постройки и разбросанные документы.

Капитан Алексей Воронов, командир эскадрильи, поднял обгоревший лист бумаги с немецкими пометками. Среди прочего текста он разобрал фразу: «Превосходная манёвренность, сравнимая с лучшими истребителями».

«Товарищ капитан, смотрите!», - окликнул его молодой лейтенант, указывая на стену одного из ангаров. На бетонной стене крупными буквами было написано по-немецки: «Держите высоту. Як-9 опасен внизу». Воронов улыбнулся. «Похоже, они хорошо усвоили урок».

Германия, 1991 год. В небольшой квартире на окраине города проходила необычная встреча. Девяностотрёхлетний Эрих Хаас, бывший пилот Люфтваффе, сражавшийся в учебном бою против трофейного Як-9, принимал молодого историка из России.

«Расскажите ещё раз о сравнительных испытаниях Як-9 и Мессершмитта», - попросил историк, включая диктофон. Старик задумчиво посмотрел в окно.

«Прошло почти 50 лет, а я помню каждую минуту того полёта», - медленно начал он. «Это был шок для всех нас. Мы привыкли считать, что наши самолёты превосходят русские во всём. И вдруг эта невероятная машина. Помню, как после посадки пилот Як-9 подошёл ко мне и сказал: «Эрих - это начало конца нашего господства в воздухе».

И он оказался прав абсолютно. К лету 1943-го в районе Курской дуги мы уже не могли гарантировать превосходство в воздухе. А к 1944-му, когда у русских появились Як-3 и модифицированные Як-9, ситуация стала просто катастрофической. Мы могли воевать только благодаря опыту наших лучших пилотов, но и им приходилось всё труднее».

Хаас достал из старого альбома выцветшую фотографию. «Это я возле того самого Як-9. Мы называли его «Красная пятёрка». Смотрите, какие элегантные обводы фюзеляжа, какое крыло. Удивительно красивый самолёт».

Конец третьей части

Первую часть читайте здесь: Як-9. Истребитель, изменивший тактику боев Люфтваффе

Вторую часть читайте здесь: Як-9. Истребитель, изменивший тактику боев Люфтваффе_2

Авиация и Техника

11.5K пост18.5K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу