Возрождённый из руин
В отличие от большинства древних городов Рима, Аскалон избежал судьбы быть погребённым болотами, как Вавилон, или песками, как Ниневия. Не затерялся он и в густых джунглях, подобно городам майя, и не укрылся на неприступных скалах, как инкский Мачу-Пикчу. Его стены, хоть и перестраивались неоднократно, а затем частично разрушены временем, всё ещё возвышались перед взором путешественников. Многократно город пустел, но его величественные обломки не позволяли забыть о прошлом. Однако, несмотря на это, он долгое время не привлекал ни учёных, ни даже искателей приключений. Интерес к нему пробудился благодаря почти романтической истории. В 1815 году в руки состоятельной англичанки леди Эстер Станхоуп попала древняя средневековая карта с потрёпанными временем краями, составленная монахом одного из орденов. На карте капуцин указал место тайника, где, по слухам, хранились неисчислимые богатства. Леди, обладая пылким воображением, вскоре отправилась на поиски легендарного клада. Были ли найдены сокровища, остаётся загадкой, но во время этих случайных раскопок была обнаружена базилика римского периода. Однако столь многообещающие изыскания быстро прекратились, так как они начались спонтанно и столь же внезапно закончились. Это не вызвало интереса у учёных, которые вскоре переключились на раскопки великих месопотамских цивилизаций.
Лишь спустя столетие, в 1920-е годы, археологические работы возобновились. На этот раз в Аскалон прибыли не дипломаты или искатели сокровищ, а профессиональные археологи из Великобритании под руководством доктора Джона Гарстэнга, который позже прославится открытием древнего Иерихона и стен, разрушенных Иисусом Навином. Основной задачей экспедиции было изучение культурных слоёв, связанных с филистимским периодом. Усилия увенчались успехом: годы тяжёлого труда раскрыли перед взором учёного постройки времён Самсона и Саула. Но, когда камни начали “рассказывать” свою историю, раскопки пришлось остановить. Причиной стали острая нехватка рабочих, на которых ложилась основная тяжесть труда, а также суровый климат, отсутствие нормального жилья и медицинской помощи, подорвавшие здоровье участников экспедиции. Можно лишь представить, с какой грустью доктор Гарстэнг покидал Аскалон, которому предстояло вновь погрузиться в забвение на десятилетия. Этот сон прервался только в 1985 году, когда к работе приступили специалисты Чикагского и Гарвардского университетов под руководством профессора Лоренса Стейгера. Их раскопки, продолжающиеся и сегодня, с применением передовых технологий, оживили трёхтысячелетнюю историю города, сняв с неё тысячелетний покров забвения. Хотя у учёных осталось множество вопросов, основные этапы истории Аскалона и его жителей стали ясны. Анализ показал, как эти события переплетаются с библейской археологией, этнографией, пророчествами и философией.
Первые поселения на территории Аскалона относятся к началу послепотопного периода. Его самыми ранними жителями были ханаанцы, потомки патриарха Ханаана, сына Хама. Около 2000 года до нашей эры Аскалон представлял собой самостоятельное город-государство. Политическая карта Палестины тогда напоминала пёстрый лоскут, сплетённый из множества мелких, постоянно враждующих государств. Каждое включало укреплённый центральный город с храмом, давшим название государству, несколько меньших населённых пунктов и неукреплённые деревни, где жители занимались земледелием [Dever W.G. The Middle Bronze Age: The Zenith of the Urban Canaanite Era // Biblical Archaeologist. 1987. V. 50, 3, p. 153]. В центре города, обычно на холме, возвышался дворец правителя и рядом храм, окружённый отдельным кольцом стен. На окраинах располагались небольшие форпосты, где жили воины с семьями, охранявшие границы и торговые пути [Weippert, 1988. Ibid, p. 215–232; Oren E.D. The “Kingdom of Sharuhen” and the Hyksos Kingdom // The Hyksos. Philadelphia, 1997, p. 256–257]. Аскалон выделялся богатством благодаря процветающей торговле [Грандт М. История Древнего Израиля. М.: Терра, 1998. С. 78], подпитываемой его прибрежным положением и гаванью, редкостью для того времени [Там же. С. 78]. Основой торговли были экспорт вина и оливкового масла. Высокий объём обмена потребовал переводчиков, и экспедиция Стейгера нашла табличку, используемую писцами для изучения языков. На ней хананейские слова сопровождались переводами на древнесемитский и хеттский языки. Однако торговлю омрачали войны между ханаанейскими государствами, о чём свидетельствуют следы пожарищ в древних слоях Аскалона [Грей Д. Ханаанцы. М.: Центрполиграф, 2003. С. 27, 42–43]. Этим воспользовался Египет, подчинив ханаанских правителей. Сначала это сделали фараоны Среднего царства [Грей. Указ. соч. С. 26], а затем Тутмос III, современник Моисея, бежавшего в Мадианскую пустыню [Циркин. Указ. соч. С. 79–80]. Тутмос временно покорил Аскалон и другие города, вводя хитроумную систему управления. Понимая, что силой удержать такие крепости с непокорным населением невозможно, он оставлял местные династии у власти при условии признания верховенства фараона и уплаты дани. Для египтян эти правители именовались “управляющими царя” или “людьми города”, тогда как для ханаанеев они оставались царями [Циркин. Указ. соч. С. 80]. Торговля в Аскалоне оживилась, город богател, но амбиции правителей росли, и после ослабления власти Египта при преемниках Тутмоса и Аменхотепа II начались попытки свергнуть иго. Особенно яркое восстание произошло при Рамзесе II (XIII в. до н. э.), чьи войны в Палестине сводились к штурмам крепостей [Солкин. Указ. соч. С. 109–110]. Аскалон был взят [Тураев Б.А. История Древнего Востока. В 2 т. Л.: ОГИЗ, 1935. Т. 1. С. 305], но вскоре, при Мернептахе, возглавил новое восстание [Циркин. Указ. соч. С. 96–97]. Город был штурмом взят, разграблен и сожжён [ANET, p. 378; Stager L. Ashkelon // New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Jerusalem, 1993, p. 107], но вскоре восстановлен, играя важную роль в регионе. От бурной эпохи сохранились любопытные памятники, обнаруженные Стейгером, — захоронения аскалонцев. Археологи раскопали настоящий Город мёртвых — кладбище с сотнями погребальных камер, соединённых с поверхностью узкими вертикальными ходами. “В эту камеру, — пишет Стейгер, — аскалонцы опускали тела умерших родных. Через несколько месяцев, когда оставался лишь скелет, его укладывали в угол… Отличительной чертой было наличие керамической лампы в нише стены. Потускневшие краски говорят о её использовании для освещения. Возможно, лампу зажигали в обряд, указывая умершему путь во тьму, или она символизировала жизнь, горя до конца ритуала, отмечая переход в иной мир” [Грей. Указ. соч. С. 92]. Религия играла огромную роль в жизни ханаанского Аскалона, проникая во все аспекты существования. Первым, что видел путник, входивший в город, было святилище Ваала, открытое экспедицией Стейгера у городских ворот. Там нашли покрытую серебром бронзовую статуэтку телёнка — символа Ваала, перед которой молились, входя и выходя из города. Но поверхностная набожность исчезала при знакомстве с обрядами ханаанеев, включавшими оргии, извращения и человеческие жертвы. Жители Аскалона, погрязнув в разврате, утратили человеческие ценности. Закон посева и жатвы привёл к их гибели: около 1175 года до н. э. город захватили филистимляне, истребив население и разрушив город [Dothan T. The Philistines Reconsidered // Biblical Archaeology Today. Jerusalem, 1985, p. 167–173]. На руинах возник филистимский Аскалон, но без Божьего присутствия история повторилась: город пал под ударами Навуходоносора, жители были убиты или уведены в Месопотамию. После 75 лет запустения мидо-персы, захватив Вавилон, передали Аскалон финикийцам из Тира для восстановления [Gitler H. New Fourth – Century Coins from Ascalon // The Numismatic Chronicle, 1996, № 156, p. 1–2]. Город возродился, обрёл монетный двор, но финикийцы отвергли Бога-Творца, поклоняясь Молоху с его ужасающими жертвами. “Статуя Молоха… была огромной, медной, полой внутри. Голова бычья, символизирующая силу солнца. Длинные руки поднимали жертвы к отверстию в груди, где пылал огонь на решётке, а зола скапливалась у ног. Взрослых, вероятно, убивали заранее, но детей клали живыми на раскалённые ладони. Родным запрещалось плакать, иначе гнев божества мог обрушиться на народ” [Рагозина З.А. История Ассирии. СПб.: И-е А.Ф. Маркса, 1902. С. 151–152]. Суд Божий настиг их в IV веке, когда войска Александра Македонского вторглись в Палестину. Тир пал, его жители были распяты или проданы в рабство [Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля. Харьков: Факт, 2003. С. 58–95]. Аскалон пострадал в войнах Александра и его преемников, окончательно разрушенный в 295 году до н. э. Птолемеем I, что завершило финикийский период и начало эллинистический.
Греческая культура преобразила Сирию и Палестину, войдя в состав держав Птолемеев и Селевкидов [Бурбон Ф., Лаваньо Э. Святая Земля. Атлас чудес света. М.: БММ АО, 2001. С. 154]. Аскалон стал торговым и культурным центром: Антиох основал академию в Афинах, Дорофей составил словарь аттического диалекта. Во II–I вв. до н. э. город вошёл в Римскую империю, пережив расцвет и позор. Богатство от экспорта оливок, вин, хины, гранатов и лука позволило возвести великолепные строения, но город стал центром разврата. Ирод I, родившийся в Аскалоне, украсил его купальнями и колоннадами [Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск: Современный литератор, 2003. Книга I. Глава 21, 11. С. 116], но за фасадом скрывались публичные дома. Раскопки Стейгера выявили 150 ламп с непристойными изображениями и надпись над купальней: “Войди, насладись и…”. В канализации нашли кости десятков новорождённых, убитых после зачатия, а девочек оставляли для того же ремесла, начиная с 7–8 лет. Несмотря на принадлежность к Иудее, Бог оставался чужим для города. Кровь и насилие эллинистического периода смыла Иудейская война (66–70), когда восставшие разрушили Аскалон [Иосиф Флавий. Указ. соч. Книга II. Глава 18, 1. С. 266]. Город восстановили, и многие приняли христианство. После 323 года, когда христианство стало религией Рима, Аскалон стал паломническим центром, но это породило бизнес: строились виллы, производилось вино, а учение Христа искажалось языческими идеями о святых местах и талисманах. В 395 году, войдя в Византию, город превратился в центр формальной религии, мирно уживавшейся с развратом. В 636 году арабы захватили Аскалон [Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154], правив им 500 лет. В те времена вера в библейское пророчество о возвращении иудеев казалась невероятной, ведь евреи были рассеяны, а арабы доминировали. Крестовые походы (XII–XIII вв.) принесли Аскалону разрушения: в 1153 году его взяли крестоносцы, в 1187 году — Саладин при затмении солнца [Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 242]. В 1191 году Ричард Львиное Сердце восстановил город после его разрушения Саладином [Куглер. Указ. соч. С. 292–296; Кесслер У. Ричард I Львиное Сердце. Ростов-на-Дону: Феникс, Харьков: Фолио, 1997. С. 231–232]. В 1270 году мамлюки окончательно разрушили Аскалон [Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154]. Город пустел века, пока в XIX веке арабы не основали Аль-Маджал, что противоречило пророчеству. Лишь с созданием Израиля в 1948 году евреи вернули Ашкелону его имя, превратив в садовый курорт с Национальным парком Тель-Ашкелон [Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154–155]. Сегодня здесь 100000 жителей, включая евреев из Эфиопии и СССР. Пророчества о разрушении, отсутствии царя и отдыхе иудеев исполнились спустя 2500 лет, в отличие от судеб Газы, Азота и Аккарона, которые мы изучим дальше.

