Военные корабли эпохи Тюдоров

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост

Историки любят спорить вокруг слова «революция», особенно когда это касается военных или военно-морских вопросов. Любое драматическое или широкомасштабное изменение в статусе кво, происходит за определенный срок, от «военной революции» позднего Ренессанса до «военно-морской революции» середины 19-го века. Однако, в немногих периодах истории эти термины использовались, также часто, как в эпоху Тюдоров. Их правление охватывает столетие, которое стало свидетелем глубоких религиозных, экономических, социальных, культурных, политических и военных изменений.


Как и другие технологические области, искусство кораблестроения и наука об оружии, в этот период времени подверглись основательным изменениям, и все увеличивающееся количество артиллерийских орудий устанавливаемых на кораблях, оказало сильное влияние на дизайн военно-морских судов. Немногие из правящих монархов того времени, знали о мощи военно-морской артиллерии столько же, сколько король Англии Генрих VIII (правил в 1509-47 гг.). В то время как его отец Генрих VII (правил в 1485-1509 гг.), просто поощрял размещение пушек на кораблях, юный Генрих приказал изначально проектировать королевские военные корабли, специально под установку тяжелых орудий. Этот процесс объединения артиллерии и военных кораблей воедино, и проектирование кораблей как пушечных платформ, достиг своего апогея во время правления его дочери Елизаветы I (правила в 1558-1603 гг.).

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост

Генрих VII Тюдор (28 января 1457 — 21 апреля 1509) — король Англии и государь Ирландии (1485—1509), первый монарх из династии Тюдоров.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост

Генрих VIII Тюдор (28 июня 1491 — 28 января 1547) — король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Англии Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост

Елизавета I Тюдор (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), Добрая королева Бесс, Королева-дева — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Младшая дочь короля Англии Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн.

Со времен Генриха VII (Генриха Тюдора) унаследованный им старый флот йоркской династии в 1485 году и до смерти сына Генриха VIII, Эдварда VI в 1553 году, полностью поменял свою сущность - от судов позднего Средневековья предназначенных для перевозки сухопутных войск к месту сражения, до специально сконструированных как пушечные платформы кораблей для флота под руководством Генриха VIII. Для простоты понимания, мы можем разделить это развитие на три отчетливые отдельные фазы: военные корабли позднего Средневековья, каракки и период перестройки.
Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост
Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост
На части картины «Отплытия Генриха VIII во Францию» нарисованной неизвестным художником, изображены события 1520 года, когда Генрих VIII встречался с Франциском I на «Поле из золотой парчи». Четырехмачтовое судно на заднем плане, вероятно изображает собой «Генри Грэйс э`Дью», хотя водоизмещение военного корабля в 1000 тонн, означало, что он не мог войти в гавань Дувра - место, которое изображено на картине.

Военные корабли позднего Средневековья


Перед тем, как мы рассмотрим развитие военных кораблей в период правления королей династии Тюдор, необходимо бросить мимолетный взгляд на меняющееся лицо европейского корабля в течении 15-го века. В те времена существовало две традиции судостроения – североевропейская и средиземноморская. В 15-м веке рост морской торговли привел к заимствованию друг у друга идей между этими двумя традициями, создав, таким образом, новый стиль судостроения, который вобрал в себя лучшие элементы каждой школы. К 1485 году объединение этих традиций шло полным ходом, и процесс этот еще более ускорился в начале 16-го века.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост
Английский боевой корабль, XIV век - Столетняя война

Северная традиция судостроения уже создала когг – рабочую лошадку на североевропейских морских судоходных линиях в 14-м веке. Также он был типом судна, который можно было использовать в военных целях, поэтому торговые когги, широко использовались на службе, как военные корабли. Корни конструкции когга уходят к кнорру, использовавшемуся скандинавскими торговцами 8-го века. Оба судна имели одинаковую форму конструкции, прямые паруса, еще унаследованные от своего предка - нефа, типа судна которое служило связующей нитью между ранней и поздней конструкциями корабля. Типичный когг, был приземистым, широким кораблем, с закругленным носом и кормой, и часто с четко выраженными носовыми и кормовыми надстройками. Обычно нес одну мачту посередине корпуса корабля, хотя на некоторых иллюстрациях 14-го и 15-го веков изображены судна с маленькой бизань-мачтой.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост

Когг

Когг уступил дорогу судну нового типа - увеличенной версии когга, иногда называемой «халк» (тип судна известный в Испании и Португалии, как «нао»). Это произошло в результате взаимного влияния североевропейских и южноевропейских традиций судостроения. На средиземноморских кораблях использовалась техника «каравельной» обшивки корпуса (вгладь), когда доски обшивки корпуса упираются друг в друга, а не перекрывают. К 14-му веку обе школы стали перенимать друг у друга техники постройки, что показывает введение «каравельной» обшивки во Франции и на Иберийском полуострове, и использование руля на ахтерштевне (как на когге) на кораблях Средиземноморья. Халк, объединил лучшие элементы обеих традиций, позволив строить корабли с более крупным корпусом, чем на прежних клинкерных судах, и использовать сочетание североевропейского и южноевропейского парусного оснащения и системы рулевого управления, делая управление судном более эффективным, чем на ранних судах. В 16-м веке в Англии термин «халк» использовался для описания североевропейских, но не английских торговых судов, в то время как к концу века, термин закрепился за изношенными (и обычно крупными) судами – термин, который используется и в наши дни.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост
Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост
Во второй половине XV века ганзейский когг получил дальнейшее развитие. Появились когти двухмачтовые, а позже и трехмачтовые. Их водоизмещение составляло 300—550 т. Для защиты от нападения пиратов и кораблей неприятеля Ганза имела на торговых судах арбалетчиков и несколько бомбард. С начала XVI века кроме торговых строились военные когти, которые конвоировали торговые суда на переходе морем. На них устанавливали 20 и более бомбард, уложенных на деревянные лафеты. Длина военных коггов была 28 м, ширина 8 м, осадка 2,8 м, а водоизмещение 500 т и более. На корме и в носовой части как торговых, так и военных коггов по-прежнему располагались сильно развитые надстройки. Немного наклоненная к носу фок-мачта и грот-мачта несли по одномупрямоугольному парусу, а бизань — косой парус. На Средиземном море иногда встречались двухмачтовые когти с косыми парусами.

Каракка


Мы не знаем точно, когда появилась первая каракка, но еще в 1304 году флорентийский хроникер Джиованни Виллани утверждал, что итальянские кораблестроители копировали конструкцию бакского когга, при постройке корабля, упоминаемого, как коха. Лишь несколько изысканных живописных свидетельств сохранилось о ранних кохах, но к 1340 году крупнейший из них, был известен как баронский коха, который был больше, с корпусом с более глубокой осадкой, чем изначальный баскский когг. Он почти наверняка имел две мачты, нес сочетание парусной оснастки состоявшей из прямых парусов на грот-мачте и латинского паруса на бизань-мачте. К концу 14-го века, термин «каракка» использовался англичанами для описания генуэзских торговых кораблей такого типа, хотя нет никаких ясных свидетельств, что они плавали так далеко на севере, у британских островов. На Иберийском полуострове, тоже самое судно было известно под названием нао, хотя термин также использовался по отношению к испанской версии североевропейского халка. В действительности, на протяжении всего 15-го века ранние каракки, нао и халки все относились к похожим общим типам кораблей.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост
Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост

Несмотря на то, что есть свидетельства, что двухмачтовых кохи плавали по Средиземноморью в конце 14-го века, их первое подробное упоминания в английских письменных источниках отмечается в 1410 году, когда двухмачтовая генуэзская каракка была захвачена английскими пиратами, и английской короной были заявлены права на владение этим кораблем. О другой похожей каракке, есть упоминание в официальных документах на следующий год. К 1417 году Генрих V (правил в 1413-22 годах) купил 8 генуэзских каракк, которые вошли в состав его зарождающегося королевского флота. Шесть их них описывались современниками, как судна водоизмещением в 500 тонн, оснащенные двумя мачтами – грот-мачтой и «мезан» - бизанью. В последние годы правления Генриха английские судостроители пополнили его флот, также двухмачтовыми кораблями, этим самым подтвердив, что конструкция кохии была скопирована английскими королевскими корабелами. Однако, к концу правления Генриха эти же самые корабелы ступили на один шаг вперед.


Год спустя после своей победы над французами в битве у Азинкура (1415 год), Генрих V приказал построить два новых боевых корабля, один из которых был построен в Байонне на побережье Аквитании, а другой в Саутгемптоне в графстве Гемпшир. Саутгемптонский корабль был крупнее корабля построенного в Байонне, и когда он был спущен на воду в 1418 году, отмечалось, что он имел водоизмещение 1400 тонн. Мало что известно об этом огромном корабле, называвшимся Grace Dieu («Грейс Дью»), сохранилось несколько записей об инвентаризации его запасов, проводившихся после того, как в 1420 году он был поставлен на консервацию. Его обломки были обнаружены около Барследона на реке Хамбл, в разное время с середины 19 века они обследовались и с них были взяты образцы. Изучение обломков показало, что его корпус имел клинкерную обшивку (внакрой), киль длиной около 125 футов и шириной 50 футов. По размерам этот корабль был крупнее любого другого корабля построенного на британских островах до 17-го века. Капитан флорентийской галеры был очевидцем видевшим «Грейс Дью», и оставившим свидетельства, что корабль был около 184 футов в длину на уровне палубы, грот-мачтой высотой в 200 футов и 22 фута в окружности.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост

Тип: "Великий корабль" (каракка), прозвище "Грейт Гарри". Построен в 1514 году в Вулвиче

Водоизмещение: 1000 тонн

Длина киля: около 130 футов (39 м)

Ширина палубы: около 50 футов (15 м)

Вооружение: 80 орудий (51 тяжелое, остальные вертлюжные пушки; в инвентаризационном списке вооружения на борту всего числилось 112 орудий, включая ручное огнестрельное оружие

Экипаж (1536 год): 700 человек (включая 400 солдат и 40 пушкарей)

Один из наиболее амбициозных военных кораблей построенных во время правления династии Тюдоров, вероятно его постройка является прямым ответом на строительство корабля Great Michael («Грейт Майкл») королем Шотландии – Джеймсом IV. К сожалению, прошло три десятилетия прежде чем, корабль смог открыть огонь из своих пушек, большую часть времени он провел на консервации. Корабль был построен больше для престижа, чем имел какую-нибудь военную ценность, и в 1520 году он сопровождал Генриха VIII из Дувра в Кале для встречи с Франциском I на «Поле золотой парчи»:

http://pikabu.ru/story/pole_zolotoy_parchi_5108707

Уже тогда водоизмещение корабля препятствовало его выходу или входу в гавань. В то время как его вид был впечатляющим, расходы на его эксплуатацию в мирное время считались непомерно высокими, и он стал рассматриваться своеобразным "белым слоном". На рисунке показано одно из кованых из железа казнозарядных орудий которыми был вооружен корабль, установленное на лафете.

Военные корабли эпохи Тюдоров История (наука), Военные корабли, Эпоха Тюдоров, 15-16 века, Когг, Халк, Каракка, Длиннопост
Другой примечательной особенностью североевропейской каракки 15-го века была форма её кормы. Обшивка корпуса (или пояс наружной обшивки корабля) загибалась вверху на корме, образуя более закругленную корму корабля, чем на судах позднейшей постройки. Эту особенность можно заметить и на халках того времени. С 1488 года и позднее эта практика прекратилась для упрощения постройки корабля, когда пояс обшивки крепился к кормовым шпангоутам корабля, и добавилась транцевая (плоская) корма. Это упрощение стало важным, когда пришлось строить тяжелые корабли, способные выдерживать огонь тяжелой артиллерии.

продолжение следует...

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения