318

Во что превратился российский автопром к середине 2025 года3

Есть такая штука - чемодан без ручки. И нести тяжело, и бросить жалко. Вот только с российским автопромом все еще печальнее: чемодан это не просто без ручки, он с дырявым дном и потому совершенно бесполезен. Но все делают вид, что так и задумано.

Во что превратился российский автопром к середине 2025 года Авто, Лада, АвтоВАЗ, Отечественный автопром, Газель, Камаз, Автомобилисты, Цены, Китайские авто, Промышленность, Производство, Импортозамещение, Пазик, Авторынок, Длиннопост

Показательная четырехдневка

Картина маслом последних недель: три кита отечественного автопрома - АвтоВАЗ, КАМАЗ и ГАЗ - дружно объявляют переход на четырехдневную рабочую неделю. Звучит прогрессивно, как в продвинутых европейских компаниях, где заботятся о work-life balance.

Только вот незадача - это не забота о балансе, а банальное сокращение производства из-за того, что продавать не выходит. За первые шесть месяцев 2025 года реализация новых автомобилей рухнула на 26,3 процента. Четверть рынка - раз, и нет. Испарилась.

А следом производители легендарных "пазиков" решили вообще не мучиться эвфемизмами. ПАЗ стал первым автозаводом, который честно остановил производство. 2600 человек отправили в "корпоративный отпуск" - еще один изящный термин для обозначения того, что работы нет, денег нет, перспектив тоже.

И это не субъективные оценки, это цифры: продажи продукции ПАЗ рухнули на 56 процентов. Тут уже не спад - это свободное падение в стиле лихих девяностых, когда целые отрасли исчезали буквально за месяцы.

Внезапное прозрение Росстандарта

И на этом фоне, словно по мановению волшебной палочки, Росстандарт внезапно "обнаружил", что китайские грузовики Dongfeng, Foton, FAW и прочие категорически не соответствуют российским нормам. Девять моделей разом запретили к продаже из-за проблем с тормозами и превышения уровня шума.

Во что превратился российский автопром к середине 2025 года Авто, Лада, АвтоВАЗ, Отечественный автопром, Газель, Камаз, Автомобилисты, Цены, Китайские авто, Промышленность, Производство, Импортозамещение, Пазик, Авторынок, Длиннопост

Занятно, правда? Эти машины годами колесили по российским дорогам, исправно возили грузы. И вдруг - бац! - оказались не по ГОСТу. Видимо, у чиновников закончились более важные дела, и они наконец добрались до проверки тормозной системы. Или кому-то очень захотелось освободить место на рынке для отечественных производителей. Только вот беда - отечественным особо нечего предложить взамен.

Удивительно, как долго эти китайские грузовики ездили "неправильно", пока бдительные контролеры не заметили нарушения. Наверное, тормоза и шум стали хуже именно в 2025 году.

Штрафы за старость

Следующий номер из цирка абсурда - в сети всерьез обсуждали штрафы для владельцев автомобилей старше десяти лет. От 2 до 5 тысяч рублей за несоответствие экологическим нормам.

Хотя в итоге эта инициатива оказалась фейком и очередными "разговорами", сам факт ее обсуждения многое говорит о том, как мыслят наверху. Люди ездят на том, что могут себе позволить, а им предлагают штрафы - ибо стимулировать покупку новых "изделий" того же АвтоВАЗа как-то нужно.

При средней зарплате новая Лада Гранта на технологиях 70-80х гг за 1-1,2 миллиона - это действительно целое состояние. Но граждан это останавливать не должно, главное - соответствовать экологическим нормам на благо родного отечества.

Во что превратился российский автопром к середине 2025 года Авто, Лада, АвтоВАЗ, Отечественный автопром, Газель, Камаз, Автомобилисты, Цены, Китайские авто, Промышленность, Производство, Импортозамещение, Пазик, Авторынок, Длиннопост

Импортозамещение как искусство самообмана

Особая тема - пресловутое импортозамещение. Официально российские производители достигли невероятных успехов в локализации производства. На деле картина выглядит совсем иначе.

Реальный уровень импортозамещения даже самых что ни на есть "отечественных" легковых авто едва дотягивает до 50 процентов. А в электронике - и того меньше. Производители по-прежнему ввозят из-за рубежа до 60 процентов компонентов. Планы довести локализацию электронной начинки до 50 процентов так и остаются планами - бодрыми, патриотичными, амбициозными, но нереализуемыми.

Во что превратился российский автопром к середине 2025 года Авто, Лада, АвтоВАЗ, Отечественный автопром, Газель, Камаз, Автомобилисты, Цены, Китайские авто, Промышленность, Производство, Импортозамещение, Пазик, Авторынок, Длиннопост

И это МК пишет, на минуточку. В июле 2025 года, если что.

Технологический суверенитет за счет населения

Самое печальное в этой истории - понимание того, что назад дороги нет. Отечественный автопром попал в классическую ловушку чемодана без ручки. Инвестировать миллиарды в производство автомобилей, как это делает Китай, захватывая мировые рынки - бессмысленно. Технологическое отставание и санкции делают такую стратегию заведомо провальной. Да и денег таких нет и близко.

Но и бросить отрасль нельзя - речь идет о технологическом суверенитете, рабочих местах, политическом престиже. Вот и получается, что бремя по ее поддержанию постепенно перекладывают на плечи рядовых граждан. Одно повышение утильсбора чего стоит.

Теперь россияне покупают автомобили с технологиями семидесятых-восьмидесятых годов по цене современных машин. Это как платить за iPhone последней модели, получая взамен кнопочную Nokia. Работает? Работает. Но ощущения не те.

Невеселые перспективы

Если так все пойдет и дальше, то к 2030 году картина будет еще более мрачной. Страну заполонит откровенный автохлам - машины, которые в приличном обществе стыдно показать на дороге.

Российский авторынок деградирует катастрофическими темпами, и этот процесс уже необратим. Можно сколько угодно говорить о планах развития и прорывных технологиях, но реальность продаж, выпуска и даже графика работы автозаводов упрямо демонстрирует обратное. И даже отдаленных намеков на хоть какой-то свет в конце туннеля здесь не видно.

Подписаться на телеграм – там своя атмосфера