«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах

История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься не совсем верно. Вероятно, наиболее показательным в данном случае является пример появления на античных статуях фиговых листьев. Ради сохранения моральных устоев в средние века тысячи старинных шедевров подверглись «великой кастрации».

«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах История (наука), История искусств, Кастрация, Ватикан, Длиннопост

Тема ню в искусстве часто становилась камнем преткновения и вызывала жаркие споры  – имеет ли право художник обнажать свою модель, является ли это действительно художественным приемом или просто способом привлечь нездоровое внимание? В случае античных статуй, казалось бы, вопрос решен давно и однозначно: они создавались при той культуре, где нагота считалась нормальной и не вызывала неоднозначной реакции.

«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах История (наука), История искусств, Кастрация, Ватикан, Длиннопост

Папа Иннокентий X


К середине XVI века Ватиканские властители внезапно осознали, что они находятся в двусмысленном положении, владея множеством драгоценных шедевров античного искусства, которые не соответствуют культурной традиции их эпохи. Папа Павел IV начал борьбу за нравственность в искусстве. Правда, сначала она носила более мирный, рекомендательный характер, а вот буквально еще через 100 лет Папа Иннокентий X принялся за «прикрытие срама» серьезно. Именно к его правлению относят знаменитую «великую кастрацию». Множество античных статуй при этом лишились своих достоинств физически – их просто откололи, а позднее места скола прикрыли сделанными специально для этого фиговыми листочками. Папы Климент XIII и Пий IX продолжили эту "благородную" борьбу.

«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах История (наука), История искусств, Кастрация, Ватикан, Длиннопост

Зал Ватиканского музея Кьярамонти


Сама идея использования именно этого растения была взята из Библии: Адам и Ева, когда осознали свою наготу, «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоква – она же инжир и фига. Так в искусстве средних веков сложился канон прикрывать на картинах и статуях прародителей человеческих этими листочками. В дальнейшем само выражение «фиговый лист» получило переносное значение - прикрытие заведомо бесстыдных или нечестных действий.

«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах История (наука), История искусств, Кастрация, Ватикан, Длиннопост

Время шло, нравы менялись в сторону большей открытости, но необходимость «прикрыть срам» у статуй оставалась актуальной. В 1857 году королеве Виктории была подарена копия знаменитого Давида Микеланджело. Созданный в 1504 году (то есть еще до развернувшейся борьбы против излишней открытости), шедевр избежал судьбы многих статуй и "радовал глаз" реалистично выполненным мужским достоинством. Считается, что вид его так смутил королеву, что она немедленно «сослала» подарок в недавно основанный лондонский музей Виктории и Альберта.


Кроме того, фирмой D. Brucciani & Co. был срочно выполнен фиговый лист размером в пол метра (49,5 ??). Портить статую не стали, а листик закрепили на специальных стальных крючках. Прикрывал он Давида, кстати, аж до 1950 года. Теперь его демонстрируют отдельно в этом же зале.

«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах История (наука), История искусств, Кастрация, Ватикан, Длиннопост

Фиговый лист для копии Давида Микеланджело. Около 1857. Гипс. Музей Виктории и Альберта, Лондон.


Казалось бы, сегодня все эти войны остались в прошлом, однако колесо истории, похоже, как раз завершило свой очередной круг. В августе 2018 года в СМИ появилось сообщение, поразившее общественность России. В Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна ожидали визит делегации из местной Епархии. Работники вуза проявили огромнейшую предусмотрительность, прикрыв тканью наготу статуй, украшающих здание.

«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах История (наука), История искусств, Кастрация, Ватикан, Длиннопост

Статуи, прикрытые в новосибирском вузе перед посещением служителей церкви, август 2018 года


Священнослужители остались довольны такой заботой. Протоиерей Александр Матрук в интервью радиостанции «Говорит Москва» так прокомментировал ситуацию:


«А зачем вообще эти скульптуры там стоят? Для чего они там? Искусство? Ну и что, что искусство! Разные взгляды у людей разных на искусство. Я думаю, правильно поступило руководство вуза, распорядившись прикрыть эти скульптуры. Одно дело, когда здесь люди учатся, которые с натуры и с этих скульптур пишут, потому что это входит в их образовательную программу. Другое дело, когда пришли внешние люди, в большинстве своём церковные, были ведь и представители приходов. Ничего не должно смущать человека».

источник

Лига историков

13.7K пост50.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
19
Автор поста оценил этот комментарий

Михаил Велер. Лаокоон. Если не читали - весьма рекомендую на поржать.

http://lib.ru/WELLER/laokoon.txt


Кругом собирается народ и смотрит это представление, как два веселых

каменщика кастрируют, значит, двухсполовинойтыщелетних греков. Стук! стук!

- крошки летят.

В толпе одни хохочут, другие кричат: варвары! вандалы! блокаду

пережил, а вы! кто приказал?

Учитель рисования прибежал, пытается своим телом прикрыть. Голосит:

- Фидий! Зевс! Паоло Трубецкой! Вы ответите!

Отойди, отвечают, дядя, пока до тебя не добрались! А то как бы мы от

шума не перепутали со своим зубилом, кому его приставлять и куда молотком

стукать.

Особенно мальчики из старших классов довольны. Советы подают. Давай

их, говорят, развратников, чтоб по ночам онанизмом не занимались. Ребя,

хорошо если они только статуями ограничатся, а если они с них только

начинают? тренируются, руку набивают! Ниночка, а вот скоро и нас так, - ты

плакать будешь? а вот тогда будет поздно! Разрешите, обращаются к

скульпторам, пока в туалет сбегать, а то потом не с чем будет. А вот,

говорят, у Сидорова из десятого "Б" тоже надо лишку убрать, можно его к

вам привести? Лови Сидорова!

Короче, веселая была перемена, еле после звонка на урок всех загнали.

А за окнами: стук-стук!

Справившись с основной частью работы, ребята взяли напильники и стали

эти места, значит, зачищать, изглаживать все следы былого заподлицо с

торсом, если можно так выразиться. В толпе восторг, с рекомендациями

выступают. Керосином еще протрите - от насекомых! За что это их, родимых?

А чтоб не было группового изнасилования, бабушка. Вот теперь больше

школьницы беременеть не будут! Ребята, вы уже вспотели, надели бы им лучше

презервативы просто, и дело с концом. Да... радикальные меры.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С языка снял)))

тоже сразу Веллер вспомнился)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку