Тест Равена

Продолжение серии постов про интеллект. Начало здесь

http://pikabu.ru/story/test_ravena_4601572.


Мы уже сказали, что серия А это задача уровня сенсомоторного интеллекта (от ноля до двух лет) по Ж. Пиаже.


Ошибки в серии А подсказывают психологу, что нужно подробнее расспросить человека на тему "дефицита внимания". Дело в том, что сенсомоторный интеллект - это совместная работа восприятия и движения, для решения задач требуется внимательно смотреть. И уметь думать так, как уже думает годовалый младенец.


Примеры,


Серия А

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Правильный ответ А5 - 6 фрагмент. Ошибки здесь делают люди с так называемым дефицитом внимания, у них к очередной матрице-заданию истощились энергетические возможности (нейропсихологически за это отвечает ретикулярная формация и стволовые структуры мозга, и как следствие, снизилсь сосредоточенность внимания).


Чтобы помочь себе, некоторые дети начинают болтать ногами (они так "подзаводят" мозговую активность), или высовывают язык и прикусывают кончик, или начинают рассуждать вслух (внутренняя "мыслительная" свёрнутая речь становится внешней "произносимой вслух" речью). Некоторые взрослые делают то же самое на последних сериях заданий, D и Е, по тем же самым причинам - энергетическое истощение мозга вследствие интенсивной умственной работы.


Следующая матрица,

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Правильный ответ А6 - 3.


По Пиаже, здесь снова идёт отработка той же самой мыслительной операции "установление сходства" и "установление различия", и работает только восприятие, как в сенсомоторном интеллекте.


Следующая задача, если оценивать матрицу Равена по Пиаже, уровнем выше, потому что необходимо выполнить мыслительную операцию "установление взаимосвязи между элементами".


Это мыслительная операция сенсомоторного интеллекта, и как здесь в матрице нужно увидеть взаимосвязь вертикальных и горизонтальных линий (одно пересечение) и найти картинку с одним пересечением нужного вида, так в детском опыте "Собери пирамидку" нужно одновременно продеть кольцо в центральный штырь и расположить кольца от большего к меньшему:

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Пирамидку вам без ошибок соберёт любой двухлетний ребёнок :) Соберёт интуитивно, словами ребёнок не сможет объяснить, почему собрал как надо и как правильно.


Вот эта задача языком матриц Равена:

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Правильный ответ на А7 - 6.


И следующая за ней,

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Правильный ответ на А8 - 2.

Дальше задачка ещё усложняется, появляется "ротация". Пирамидку с кольцами "положили на бок". Здесь тот же принцип. Только кольца в пирамидке у ребёнка становились из больших всё меньше и меньше, а здесь полосы из широких становятся всё уже и уже или из узких становятся всё шире и шире.


Соответственно, от "решающего матрицы Равена неребёнка" требуется выделить признак "изменяющаяся ширина полосы" и признак "направление полос" и установить взаимосвязь элементов: "чередование" полос.

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Правильный ответ на А9 - 1.


В сенсомоторном интеллекте ребёнок решал эту задачу руками и взглядом, выделял признак "вот кольцо и в нём дырка для штыря", признак "вот большое кольцо, вот маленькое" и устанавливал взаимосвязь элементов: "надевать на штырь по порядку от большего к меньшему". Просто он не умел так много говорить, как я вам тут пишу :) а соображать уже соображал.

Появление третьего измерения (высоты) это реальность первых двух лет жизни. Маленький ребёнок сначала учится переворачиваться с со спины на живот и с живота на спину, потом учится ползти вперёд и назад, потом учится сидеть, стоять, ходить. Он открывает для себя высоту в период около года и открывает для себя ближе-дальше на втором году жизни. Этот телесный непосредственный опыт, становится "опытом в руке" с помощью досок Сегена и ящика Сегена.


В детские годы "рука учит глаз", созревание мозговых структур идёт быстрее, если руки и пальцы активно действуют. Вот почему ребёнка поощряют заниматься с песком, пластилином и другими безопасными для него материалами, развивающими мелкую моторику обеих рук.


В начальной доске Сегена 4 объекта, потом их становится больше (объём внимания семь плюс минус два, так что число объектов доходит до девяти). Как наглядно видно, это доска и есть:

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Доска Сегена:

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Ящик Сегена:

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

А ниже вариация на тему ящика Сегена. Она для детей тех родителей, кто не знает, что цепляние у детей рефлекторно, и поэтому им нужны прутья, чтобы за них цепляться, когда манипулируешь с развивающими игрушками:

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Дальше ещё труднее :)

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Правильный ответ на А10 - 3.


Здесь снова достаточно восприятия, чтобы выделить признаки шире-уже и установить взаимосвязь между элементами. Во взрослой жизни такой тип соединения будет называться "соединение в шип" и будет активно использоваться в столярном деле, которое требует точного глазомера и умелых рук.

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Всё придумано до нас (с)

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Напоминаю, тест Равена можно давать детям начиная с 8 лет.

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

Правильный ответ на А11 - 4.


Дети с дефицитом внимания допустят ошибку в этой матрице.


Это очень хороший тест, если делать его не по инструкции (на время, в ситуации стресса), а не торопясь и спрашивая ребёнка, как он рассуждал в каждом конкретном случае.


О том, что есть "такой же" (сходство" и "не такой" (различие), дети на этапе сенсомоторного интеллекта имеют понятие. И на плоскости (это были первые матрицы серии А, одномерные, сплошная поверхность), и в двухмерных (это последние матрицы серии А, где вертикальные и горизонтальные элементы разные). Понятие больше-меньше тоже наглядно и тоже постигается детьми, которые ещё не умеют толком говорить Я.


Пожалуй, добавлю к посту тэг "мысли на подумать" :)


Ещё пример на доски Сегена, с которыми дети элементарно управляются с помощью восприятия, рук и сенсомоторного интеллекта:

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост

и

Тест Равена Интеллект, Психология, Тест, Дети, Развитие, Тест Равена, Психодиагностика, Мысли, Длиннопост
Собственно, взрослые люди тоже с удовольствием предаются подобным интеллектуальным забавам, составляя рейтинги и сравнивая, кто больше, а кто меньше или у кого больше, а у кого меньше (подставьте нужное, машина, квартира, популярность и т.д. и т.п.)


Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.