Стрессовые расстройства у детей от пяти до десяти лет

Третья часть о необходимости профилактики психического и психологического здоровья детей.

Больше материалов по теме воспитания и развития ребенка читайте на Telegram канале "Воспитание мужчин"

Словариум:

ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство. Аффективный - повышено-эмоциональный, эмоционально-окрашенный. Полиморфизм - многообразие симптоматики психической патологии. Эмоциональная лабильность - перепады настроения и эмоций по различным, зачастую малозначительным причинам. Гипотимия - стойкое снижение настроения, которое сопровождается уменьшением интенсивности эмоциональной, психической и двигательной активности. Дисфория - патология, которая приводит к нарушениям эмоциональной регуляции. Вокализованные тики - непроизвольные звуки. Соматовегетативные - сомато - относящийся к телу,

вегетативный - растущий или функционирующий непроизвольно, или неосознанно.

Пикацизм - беспорядочное употребление в пищу несъедобных или вредных для организма предметов и веществ.

Первая часть тут
Вторая часть тут

У детей 5–10 лет основным возрастным уровнем преимущественного нервнопсихического реагирования становится аффективный (эмоционально окрашенный). Клиническая картина полиморфна (разнообразна), но определяющей симптоматикой является эмоциональная лабильность (перепады настроения и эмоций) с преобладанием гипотимии (снижение настроения, активности), нередко со слезливостью и с дисфорическим оттенком, с выраженным негативизмом.

Замотивировать их на беседу, игру, выполнение тестовых заданий достаточно трудно. Если же это удается, то во время общения со специалистом дети непоседливы, легко отвлекаются, односложно, формально отвечают на вопросы или игнорируют их. Так же, как и у детей предыдущей возрастной группы, у многих появляются энурез, энкопрез, чаще встречаются заикание, тики. Вокализованные тики (непроизвольные звуки), как правило, свидетельствуют о тяжести состояния.

Школьники утрачивают интерес к учебе. В сочетании с появившимися трудностями обучения, обусловленными ухудшением внимания и памяти, повышенной утомляемостью, это приводит к ухудшению успеваемости, что в свою очередь может провоцировать прогулы и усугублять ситуацию. Часто дети начинают избегать друзей. Утрачиваются прежние интересы: дети отказываются посещать кружки, спортивные секции, художественные и музыкальные школы, в которые раньше ходили с удовольствием.

Пережившие психическую травму, особенно если она сопровождалась реальной угрозой жизни, гибелью других людей, раньше сверстников начинают много думать о смерти, это нередко сопровождается повышением интереса к религии. Усугублять эти переживания могут соматовегетативные нарушения, симптомы которых более очерчены. Это могут быть головные боли, боли области сердца, живота. Возникают ипохондрические идеи о тяжелом заболевании, страх смерти. Часть детей при этом боятся собственной смерти, других больше волнует возможная смерть мамы, близких родственников.

Как правило, подобные страхи и мысли настолько значимы, что ребенок безуспешно стремится блокировать не только воспоминания о пережитой травме, но и мысли о неизбежной смерти. Он часто боится разговаривать даже с близкими людьми об этом. Постоянная подавляемая тревога может трансформироваться в гетероагрессию, сопровождающуюся выраженными нарушениями поведения или, особенно если ребенок испытывает связанное с травматической ситуацией чувство вины.

Чувство вины особенно часто возникает у лиц, переживших травматическую ситуацию, в которой кто-то погиб. Одна из пациенток в Беслане — девочка девяти лет — только на пятой сессии призналась, что считает себя виновной в гибели матери, хотя объективно это было не так. Иногда ребенок испытывает чувство стыда и вины за свои поступки, совершенные во время травматической ситуации (многие дети, бывшие жертвами террористического акта в школе Беслана, стыдились того, что пили мочу, пытаясь утолить жажду).

Именно у детей этой возрастной группы встречается нарушение пищевого поведения в виде пикацизма (беспорядочное употребление в пищу несъедобных или вредных предметов и веществ). Проявлялся он у детей в желании поедать бумагу, мел, воск и прочее. Матери этих детей часто так же, как правило, имели признаки ПТСР, депрессивную симптоматику. Это может отражать тревожные бессознательные аутоагрессивные тенденции. В тяжелых случаях дети становятся заторможенными и пассивными.

Рекомендую подписаться на Telegram канал "Воспитание мужчин"

Материал статьи опирается на справочник опубликованный Национальным медицинским исследовательским центром психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева.

Дети и родители

12.7K постов15.3K подписчика

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов