Соловьев Константин Сергеевич цикл «Магильеры» или эй мертвый, проснись!

Соловьев Константин Сергеевич цикл «Магильеры» или эй мертвый, проснись! Книги, Что почитать?, Литература, Фэнтези, Альтернативная история, Обзор, Длиннопост

Пару лет назад Надежда Попова – автор восхитительной «Конгрегации» - порекомендовала мне «Магильерский цикл» Константина Соловьева. К мнениям людей, способных писать ТАК, однозначно следует прислушиваться, а потому я внес магильеров в свой «шорт-лист».


Увы, но книг слишком много, а времени – чересчур мало. К тому же, если кто не в курсе, хомяки – крайне занятые создания. Колесико само не будет крутится, знаете ли. В результате, до произведений господина Соловьева мне удалось добраться лишь в чумном двадцатом году.


Состоит цикл из трех книг: «Слуга смерти» (задумывавшаяся как «Господин тоттмейстер» и переиначенная надмозгами при издании), «Господин мертвец» и «Господа магильеры». Причем третий том – это сборник рассказов, объединенных общим историческим периодом.


Вот о них мы сегодня и поговорим.


Капелька сюжета

Соловьев Константин Сергеевич цикл «Магильеры» или эй мертвый, проснись! Книги, Что почитать?, Литература, Фэнтези, Альтернативная история, Обзор, Длиннопост

Сложно говорить о каком-то сквозном сюжете для всей трилогии, потому как первую часть от второй и третьей отделяет почти сто лет. Действие «Слуги смерти» разворачивается после Наполеоновских войн; события «Господина мертвеца» - на орошённых кровью полях Фландрии времен Великой Войны; ну а «Господа магильеры», также захватив немножко войны, погружают читателя в события ревущих двадцатых и не менее веселых тридцатых годов.


Разное время, разные люди, разные судьбы. Но, пожалуй, героев каждого произведения объединяет одно – магический дар, который либо есть у них, либо серьезнейшим образом влияет на их судьбу, потому как в мире «Магильерского цикла», так мало отличающимся от нашего, обитают самые настоящие волшебники.


По сюжету каждого из романов имеет смысл коротко пробежаться в отдельности.


Первая книга повествует о тоттмейстере (то есть – некроманте), спокойной службе которого приходит конец, когда в один день в городе обнаруживаются два трупа, лишенные голов. Сие есть верный признак того, что убийца понимал, как именно нужно обращаться с телами, дабы те не выдали ничего важного повелителям мертвых, а значит, с определенной долей вероятности он сам - труповод. И нашему герою придется начать расследование, которое заведет куда дальше, чем хотелось бы.


Главный герой второго романа – командир взвода в одной из штурмовых рот германской армии. Главная его проблема состоит в том, что сей доблестный муж приписан к так называемому Чумному Легиону, служат в котором исключительно живые мертвецы, возвращенные к убогому подобию существования силами тоттмейстеров.


Они – последняя надежда гибнущей империи, проигравшей войну, но продолжающей с тупым упрямством цепляться за края могилы, в которую ее привели неразрешимые противоречия, возникшие между империалистическими государствами.


В романе описывается всего несколько недель жизни (или все-таки нежизни?) главного героя и его роты. Несколько недель рукотворного фронтового ада, в котором нет места ни живым, ни мертвым…


Ну а третья книга повествует нам о последствиях человеческой жадности, глупости и безумия. В ней – сборнике рассказов – главный герой – отнюдь не человек, а страшная и неумолимая сила: историческая неизбежность. И сила эта, подобно Молоху, пуская слюну и облизываясь, готовится пожрать новое поколение детей. И неважно, что один австрийский художник и один германский ас не пережили Первую Мировую, которая длилась на год дольше. Личности в таких процессах не имеют ровным счетом никакого значения.


Трилогия заканчивается так, как и должна: на пороге кошмара. Кошмара, который не изменить силами даже самых могучих колдунов.


Мир

Соловьев Константин Сергеевич цикл «Магильеры» или эй мертвый, проснись! Книги, Что почитать?, Литература, Фэнтези, Альтернативная история, Обзор, Длиннопост

Итак, как нетрудно догадаться из вышесказанного, действие книг разворачивается в параллельном мире, единственным отличием которого от нашего является наличие чародеев. Весьма неплохое фантастическое допущение, как по мне.


Подробнее про самих колдунов мы поговорим чуть позже, в разделе «Магия», а сейчас же обсудим то, какое влияние они оказывают на мир.


Как нетрудно догадаться, весьма серьезное, но – не определяющее. Магильеры умирают так же легко, как и обычные люди, а потому они – всего лишь отдельное сословие на службе у императора. Ну, по крайней мере, в Германии. Впрочем, в других странах ситуация аналогична.

Да, возможность испепелить пару рот или умение исцелить рак сложно назвать малозначимыми, однако – и автор это показал блестяще – историю человечества определяют не уникальные гении (сие есть пошлый субъективной идеализм), наделенные сверхчеловеческими силами, а законы исторического развития. Базис, как и всегда, побеждает надстройку, и этого не изменить даже магией.


Кстати говоря, этот момент лично я бы советовал брать на вооружение всем авторам фэнтези, потому как в моем понимании хорошо прописанный магический мир начинается не с фареболлов и чар перемещения, а с применения этих вещей в повседневной жизни.

Впрочем, я немного отвлекся.


Итак, наличие магов влияет на мир, но не так сильно, как могло бы показаться. Некроманты сумели растянуть Первую Мировую на год, наличие большого количества магильеров слегка повлияло на Наполеоновские войны, маги воздуха заменяют телеграф и служат в авиации, маги воды – могут помочь кораблям развивать большую скорость, маги огня способны поддерживать нужную температуру в доменной печи. Но на этом, в общем-то, и все.


Возможно, люди благодаря их стараниям будут жить немного богаче, а структура экономики слегка изменится… Вот только наличие такого обособленного сословия, плотно примыкающего к правящему классу и являющемуся его опорой, само по себе не способно изменить общественные отношения.


А значит – история мира «Магильерского цикла» до боли будет напоминать нашу собственную.


Магия

Ладно, настал черед поговорить немного о магии.


Итак, магильеры – это люди, имеющие связь с одной из шести стихий: огнем (фойрмейстеры), воздухом (люфтмейстеры), водой (вассермейстеры), землей (штейнмейстеры), жизнью (лебенсмейстеры) и смертью (тоттмейстеры). Выбирать нельзя. Магильер рождается с предрасположенностью к одной из этих стихий, и в период полового созревания его магический талант прорывается наружу, после чего мальчика (а магами становятся исключительно представители мужского пола) забирают на обучение в соответствующий Орден.


Обученный магильер – страшное живое оружие и столь же полезный инструмент. Фойрмейстер за секунду способен обратить в человека в пепел; вассермейстер может вызвать щупальце из спрессованной воды, которое с легкостью пробьет броню линкора; штейнмейстер за пару дней подготовит настоящий укрепрайон, уходящий в землю на десятки метров; люфтмейстер без особых проблем передаст послание на десятки километров, заменив собой телеграф; лебенсмейстер играючи срастит рассечённую плоть, восстановит сосуды, нервы, сухожилия и мышцы, вытащит смертельно раненого с того света; тоттмейстер же…


Тоттмейстер заставит мертвое тело подняться и атаковать любого врага труповода. Маги смерти ощущают ее, можно даже сказать – любят и жаждут оказаться в холодных объятьях своей Госпожи. И простые люди чувствуют инаковость этих мрачных служителей той, что уравнивает всех. Именно поэтому некроманты – самая презираемая и ненавидимая магическая каста, долгое время запрещенная во многих странах. В той же Германии этот Орден – несмотря на его огромную полезность в военном деле – всегда находился на коротком поводке, ослабить который удавалось лишь в самые тяжелые для государства годы.


В принципе, система магии в мире трилогии достаточно обыденна, но, тем не менее, приятно и интересно обыграна. Люфтмейстеры, к примеру, идут не только в связисты, но и в ВВС, потому как способны с легкостью испороть двигатель вражеского самолета на очень серьезном расстоянии, из васермейстеров выходят отличные флотские офицеры, которые могут не только лупить водными жгутами, но и, например, изменить поверхностное натяжение жидкости, что позволит утопить вражеский корабль (правда, колдунов для этого должно быть действительно немало), и так далее и тому подобное.


Короче говоря, за магию – отдельный респект автору.


Персонажи

Соловьев Константин Сергеевич цикл «Магильеры» или эй мертвый, проснись! Книги, Что почитать?, Литература, Фэнтези, Альтернативная история, Обзор, Длиннопост

Этот пункт было писать достаточно сложно. В первую очередь потому, что персонажи каждой из книг почти ничем не связаны друг с другом.


И неясно, что делать: описывать всех и каждого, остановиться на каком-то одном романе, или вообще промолчать?


ИМХО, последний вариант был бы лучшим, ну, чтобы не портить читателям знакомство с героями книг, но подумав немного, я все-таки решил немного поговорить о главных героях первого и второго томов.


Под номером «раз» нас будет обер-тоттмейстер второй категории Курт Корф. С таким именем и фамилией этот товарищ просто обязан по ночам бороться с преступностью, напялив трусы поверх рейтузов, и прихватив доломан вместо плаща, но увы, наш магильер подобной фигней страдать не привык.


Да и несолидно как-то ветерану Наполеоновских войн одеваться, точно содомиту какому-то, ей богу.


Господин Корф служит чем-то вроде судмедэксперта, правда его задача - не просто собрать улики с места преступления, а узнать от потерпевшего, что случилось. Да-да, подняв его тело посредством некромантии.


Что за человек Курт Корф? Ну, определенно, личность он неоднозначная. Стареющий ветеран войны, обожающий вспоминать случаи из бурной молодости, чередуя их байками однополчан.

Короче говоря, ведет себя как бабка на лавочке.


Профессиональная деятельность оставила на нем глубокий след, но не смогла убить в магильере человека, превратить в чудовище. Иным его коллегам повезло меньше, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные рассказы Курта.


Вторым значимым персонажем является унтер-офицер Дирк Корф – главный герой второй книги. Да-да, не просто однофамилец. Вот только в отличии от деда (или прадеда) он – не повелитель мертвых, а их представитель.


Магическая мысль Германии не стояла на месте, и некроманты к Первой Мировой научились не просто оживлять трупы, но и возвращать им личность, сохранять воспоминания и даровать некоторую автономность.


В результате тоттмейстер в состоянии командовать целым штурмовым батальоном, в одном из которых и служит взводным герр Корф.


Солдат до мозга костей, защищающий свою Родину даже после смерти, он, тем не менее, не получает ни почестей, ни славы. Лишь презрение, да ужас со стороны живых, не признающих за мертвыми никаких прав.


И, тем не менее, он делает то, что должно, причем отнюдь не из-за угрозы окончательного упокоения, а потому, что кто-то ведь должен.


Героем он получился слегка меланхоличным, склонным – как и предок – к травлению баек, но, тем не менее, в высшей степени достойным.


Хочется рассказать и про других героев, но, как уже написано выше, не буду. Сами познакомитесь с ними, если возникнет такое желание.


За и против

Соловьев Константин Сергеевич цикл «Магильеры» или эй мертвый, проснись! Книги, Что почитать?, Литература, Фэнтези, Альтернативная история, Обзор, Длиннопост

Что хорошего можно сказать о трилогии?


Пожалуй, начну с языка. Он – превосходен. Да, в нем можно найти опечатки, стилистические и орфографические ошибки, но число их столь мало, что подобное просто не бросается в глаза, не мешает получать удовольствие.


Текст натурально хорош: описания богаты, диалоги написаны с юмором, язык образен, схватки динамичны (а ведь я читывал т.н. «боевую» фантастику и «мужское» фэнтези, от сражений в которых реально можно было заснуть). Да, автор – на мой взгляд – временами пербарщивает с «кровькишкикапитанараспидорасило», из-за чего некоторые сцены выглядят так, будто бы к их созданию приложил руку Аркаша, но, с другой стороны, а какой должна быть окопная драка?

Отлично прописаны персонажи, их мотивация, желания и мечты, внутренний мир. Особенно хорошо автору удались герои третьего тома. Мне господин Соловьев вообще показался настоящим мастером короткой прозы. Отсюда, кстати, и такое высокое качество баек, которые травит главный герой первой книги, ведь каждая из них, по сути — это маленький рассказик, полноценный и законченный.


Автор приложил все усилия для того, чтобы показать Войну с большой буквы. Ее ужас и величие. Ее ход, и результаты. И у него это, надо заметить, отлично получилось. Если в первом романе война – всего лишь мрачная тень, накрывшая героя, то во втором и третьем она – сама главное действующее лицо, весело смеющаяся над людскими планами, желаниями и поступками.

Также, как уже говорилось выше, мне крайне импонирует хорошее понимание автором законов исторического материализма. Никакие мега герои не спОсают гОлактегу. Смерть нескольких человек не способна поставить на новые рельсы тяжеленный разогнавшийся локомотив истории, из трубы которого извергается пламя, борта выкрашены алым, а под колесами хрустят кости миллионов.


Choo choo, motherfucker, как говорится. Да-да, этот поезд переехал как Курта Корфа, так и его потомка. И он лишь набирает ход, ведь машинист непрестанно подкидывает в топку все новые и новые порции топлива, которым надлежит сгореть. Какого топлива? Думаю, ответ очевиден: мяса. Еще живого, или уже мертвого. Поезд неприхотлив, он схрумкает все, проглотит и перемолот, и продолжит движение вперед.


Закончив последний рассказ третьего тома, я прямо-таки увидел дивизию Tottenkompf, полностью состоящую из оживленных эсэсовцев; последний бой Бисмарка, окруженного британскими вассермейстерами; яростные воздушные баталии, в которых люфтмейстеры на мессершмиттах попытаются что-нибудь противопоставить американским собратьям по дару, пилотирующим сотни бомбардировщиков; и, конечно же, войну на Востоке во всем ее кошмарном великолепии.


Скажу честно, если автор пожелает продолжить цикл и захватить Вторую Мировую, я буду подвывать от восторга!


Так что же, трилогия – истинный шедевр, не имеющий недостатков?


Увы, но с подобным утверждением согласиться не выйдет.


Если к третьему и второму тому у меня претензий нет вообще, то до первого хочется чуть-чуть докопаться.


«Слуга смерти», пожалуй, слабоват именно как роман. Отменные персонажи, прикольные зарисовки прошлого, ради которых, как мне кажется, все и задумывалось… и посредственный детективный сюжетец, кое-как объединяющий их всех в единое целое. Даже как-то обидно становится, знаете ли.


Заключение

Соловьев Константин Сергеевич цикл «Магильеры» или эй мертвый, проснись! Книги, Что почитать?, Литература, Фэнтези, Альтернативная история, Обзор, Длиннопост

Что ж, очередная рецензия подходит к концу.


Заключение на сей раз будет достаточно коротким, потому как Магильерский цикл изрядно впечатлил меня.


Книги – просто отличные.


Читать – в обязательном порядке!

Книжная лига

22K поста78K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.