3468

Сколько получали бурлаки в Российской империи?2

Читая комментарии к своему посту обнаружил очень интересное мнение, что бурлаки в Российской империи очень неплохо на баржах зарабатывали, около 16 рублей в месяц и еда.

#comment_339180683

Мне стало интересно, а действительно ли бурлаки в РИ так неплохо зарабатывали? Глянув на картину русского художника Ильи Репина "Бурлаки на Волге" у меня закрались сомнения в правдивости этой информации.

Их там 11 человек. Это получается 166 рублей в месяц! Не верю! Да и нету на них "16 рублей", все в обносках.

Я решил поискать информацию в интернете и услышал хруст французской булки. Оказывается "правда которую не афишировали" такая - зарплата бурлака 30-60 рублей в месяц, в некоторых источниках 90-120!!! Правда информация даётся без ссылок на первоисточники.

Получается русские классики нам врут? Репин, Некрасов...

Плечами, грудью и спиной
Тянул он барку бичевой,
Полдневный зной его палил,
И пот с него ручьями лил.
И падал он, и вновь вставал,
Хрипя, «Дубинушку» стонал;
До места барку дотянул
И богатырским сном уснул,
И, в бане смыв поутру пот,
Беспечно пристанью идет.
Зашиты в пояс три рубля.
Остатком — медью — шевеля,
Подумал миг, зашел в кабак
И молча кинул на верстак
Трудом добытые гроши
И, выпив, крякнул от души,
Перекрестил на церковь грудь;
Пора и в путь! пора и в путь!
Он бодро шел, жевал калач,
В подарок нес жене кумач,
Сестре платок, а для детей
В сусальном золоте коней.
Он шел домой — неблизкий путь,
Дай бог дойти и отдохнуть!

Самое ценное у бурлака после работы это три рубля зашитые в пояс.

Я стал искать дальше. И нашёл такую информацию о жизни этих рабочих:

***
Дорога вдоль Волги, по которой шли бурлаки, называлась «бечевник». Надзор за такими дорогами осуществляли местные власти, которые поддерживали их в порядке, строили на ней мосты через овраги и обустраивали террасы вдоль крутого берега.

Тянули бурлаки суда которые назывались волжская расшива. Длина наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 25000 пудов (400 тонн) равнялась 25 метрам, ширина — 7,5 метра, осадка - 1,8 метра, высота мачты — 30 метров, длина райны (прикрепленной к мачте перекладины, необходимой для движения судна под парусом), также равнялась 30 метрам. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. В безветренные дни в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались с помощью бурлацкой тяги — способ буксировки судна назывался бичевой. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма (7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (214 метров). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту.

Наем бурлаков проводился зимой в период между праздниками Масленицы и Пасхи (с конца февраля до начала апреля). Бурлаки собирались на «бурлацкие базары» в городах Пучеж, Кострома, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Нижний Новгород, Самара и Саратов. А на реке Каме — в Чистополе, Перми и Лаишеве. Рано утром в базарный день на торговой площади бурлаки собирались в артели и выбирали из них подрядчика, который вел переговоры с заказчиком. Наем бурлаков оформлялся договором, где подробно описывались обязанности бурлаков по работе в «рейсе». График работы — с утренней зари до вечерней, без малейших задержек, в маловодье выгружать суда и везти груз береговым транспортом без оплаты. Курить на судне рядом с грузом запрещалось. Также предписывалось защищать груз от нападений. Нанятые бурлаки прибывали в места отправления за две недели до начала ледохода и готовили суда к выходу.

Группа бурлаков, тянущих бечеву, называлась «ссада». Ход бурлаков с бечевой был настолько тяжел, что обычная ходьба даже медленным шагом была невозможна и поэтому вперед сначала выставляли правую ногу, упираясь ей в землю, а затем подтягивали к ней левую.

Бурлацкие артели отличались четкой организацией: староста, кашевар, шишка-передовой, возглавлявший артель. У всех были равные права, без преимуществ, исключая передового как самого сильного физически, ловкого. Как правило, он был «песельником», запевалой. Без песен бурлак не мыслим. Песня задавала рабочий ритм, заменяла беседу. Шишка следил за равномерностью хода - в такт песне. За ним шли подшишельные, затем «ленивые» и так называемые кабальные. Это те, кто по своей вине растратил заработок, потому и надел лямку лишь за харчи. Естественно, этих мужиков от прочих отличала незаинтересованность в работе. В хвост снова ставили сильных и добросовестных, для понучки и пригляда за кабальными и ленивыми.

Питались бурлаки тоже артельно. По прежним понятиям, тем более по современным, весьма обильно. По сведениям академика Густава Станиславовича Струмилина (1877-1974), в месяц рядовой «судорабочий» (речь идет о второй половине 17-го века) съедал три пуда хлеба (48 кг); 20 фунтов мяса (8 кг); столько же рыбы; 20 фунтов круп и гороха (8 кг); сотню яиц, не считая овощей. Работали бурлаки двести дней в году. К концу навигации они зарабатывали до 10 рублей чистыми. Бурлаки при этом не тратили на еду ни копейки. Зимой образовывались «спонтанные» поселения бурлаков, где водка лилась рекой.
***

Источник

Раставил все точки над i историк Игорь Пыхалов в коротком видео с ссылкой на первоисточник - в 19 веке в Российской империи был издан ряд сборников "Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба"

Дословно из источника (*):
Плата получаемая бурлаками была весьма различная, но вообще не велика.

* По Казанской губернии в 1861 году от Чебоксар до Рыбинска средняя плата бурлака 7 рублей серебром. Из этого числа он должен проесть в два месяца по пяти копеек в сутки, лямки и рукавицы стоят 50 копеек, одежда 1 рубль 50 копеек. Итого чистой прибыли остаётся всего два рубля серебром.

Расценки сильно зависли от времени найма. В разгар сенокоса в июле, когда крестьяне были заняты, расценки на бурлаков были наивысшими. Потом она снижались и до конца навигации оставалась низкая.

Примеры с хорошим расценками:

* За провод судна от села Промзино до Рыбинска простой бурлак получает кроме хлеба до 14 рублей серебром. Путина длится пять недель.
* В 1858 год. Простой бурлак из села Лыськово до Рыбинска получил 8 рублей. При попутном ветре этот путь прошли за две недели, что и было в 1858 году.

Но такие благоприятные условия редкость. После путины простой ему ни кто не оплачивал.

Самый рекорд был в 1856 году в следствии большого судоходства бурлакам платили хорошо.

* Одна артель послала ещё в начале июля по 15 рублей серебром с брата домой, затем ещё нанялась из Рыбинска до Васильскурска по 13 рублей серебром (два рубля на еду и 11 за работу). Эта артель ещё надеялась сходить в Астрахань и назад.

В работе бурлака есть нюансы:

* Существенно бурлак страдает не от трудов и непогоды, но более от замедления в пути, которые случаются не редко от продолжительных противных ветров, от бурь, повреждение судна и остановки на мелях. Это последнее обстоятельство имеет сильное влияние на заработок, потому что бурлакам приходится терять очень много времени на перегрузку судна. Кроме того задержка ещё бывают и от самих судохозяев или их приказчиков, которые загуливаются на пристанях. Таким образом 2-3 недели лишнего времени в пути без всякого со стороны хозяев вознаграждения истощяют денежные средства бурлака и он впадает в уныние.


* Иные бурлаки проевшиеся в конец возвращались на Родину пешком, как нищие. Питаясь подаяниями.

* Большинство бурлаков великороссияне, православные. Бурлачеством занимаются от нужды и притом те, кто не обучен иному ремеслу. Главное побеждение в этом случае состоит в желании добыть деньгу для уплаты подати, следовательно - необходимость.

И ещё одна интересная цитата из справочника:

* Но самые несчастное положение бурлаков бывает во время болезни, которая посещает их довольно часто. Тяжёлая работа, не всегда хорошая еда и атмосферическое влияние подвергается их болезням. При совершенном отсутствием врачебного пособия о котором судохозяев совершенно не заботятся, больные оставляются в первом прибрежном селении, а иногда и просто на берегу вдали от всякого жилья и людей.
На смену заболевшего артель обязуется нанять другого за свой счёт.

Более подробно и про хитрости при договоре найма можете посмотреть видео с историком Игорем Пыхаловом:

Лига историков

18.5K пост54.1K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
76
Автор поста оценил этот комментарий

Не читайте перед обедом советских газет. Почитайте Гиляровского. Он, во первых сам ходил бурлаком, а во вторых получив журналистское образование, грамотно и красочно всё описал потом.

раскрыть ветку (30)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Гиляровский заработков бурлаков не указывал, но вот когда он работал после бурлачества там же грузчиком, то получал 10-12 рублей в ДЕНЬ. (Мои скитания)

раскрыть ветку (29)
35
Автор поста оценил этот комментарий

Бегло знаком с его творчеством. Гиляровский знатный пиздабол - прибавил себе несколько лет, чтобы по раньше справить юбилей. Всем врал о своём месте рождения.

"Мои скитания" это вообще сборник сказок. По его словам он в 16 лет за три дня из Вологды в Ярославль пешком дотопал. Это более 100 километров по прямой!!!
А теперь про работу крючником:

Дня через три я уже лихо справлялся с девятипудовыми кулями муки

Что? 147 киллограм? Серьёзно?

И так далее. То в цирке лихо на конях скачет, то на войне в спецназе воюете, то сажают и он удачно каждый раз сбегает. То актёр, то репортёр...

Короче, трепло он знатное.

раскрыть ветку (28)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Я в свои 50 на беговой дорожке за 5 часов в подъем 15% 33 км прошел, так что 100 км за 3 дня для 16-летнего это не такая уж непосильная задача.

раскрыть ветку (22)
16
Автор поста оценил этот комментарий
Сказки не рассказывай. Я в многодневные походы ходил не раз.
Ещё раз, 100 километров это на прямик! Через леса и реки.
раскрыть ветку (17)
29
Автор поста оценил этот комментарий
У меня дед так каждый день в школу ходил
раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

А потом вечером возвращался домой.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
С цыганами
8
Автор поста оценил этот комментарий

хуево вы в походы ходили значит. 100 км за 3 дня по лесам и горам это вообще не какая то сверхзадача, особенно по равнинной местности, и если идти по большаку -тем более. У нас люди Большую Севастопольскую тропу проходят за 3-4 дня , а это свыше 100 км по горной местности. Делать же условные 35 килмоетров в день крепкому 16-летнему парню не совтавит труда от слова совсем.

10
Автор поста оценил этот комментарий

Смотря какой груз за плечами. По своему опыту по тропе по сопкам с рюкзаком 30 км в день -- нормальный переход.


Пехотные марши примерно столько столько же, форсированный может до 45 км за день. Но это для подразделений.


Сейчас по навигатору глянул -- расстояние 200 км от двух городов по дороге. 67 км в сутки -- это уже действительно много.

0
Автор поста оценил этот комментарий

1. Он что-шел по лесам? Нет он шел по дорогам. За 3 дня 100км это не о чем.


"Нормальным для суворовской армии считался марш в 50–60 км.  

В экстремальных ситуациях полководцу удавалось преодолевать и по 80–90 км, а несколько раз даже 100–110 км в сутки."-это не одиночный турист, это армия на марше. Пёхом колонна солдат. Я уж не знаю, какое у вас заболевание-дцп или инвалид колясочник, но 100км не за 3 дня,а за день взрослому здоровому мужику не так уж и много.


2. Тут скорее всего разница в пудах-их много разных было. Был стандарт куль-он 8 пудов и 128кг и девятерик-тоже куль в 9 пудов-почему хз. Странно, что их аж 2.


В любом случае кули такие были-загуглил:) и тащил их 1 грузчик. На мой взгляд странно-нахера такой большой делать, но если делали-значит нормально.


Что касается Гиляровского, то он известный силач-гнул кочерги, из рублей делал пальцами чашечки и тд. К слову грузчики, а конкретно докеры тогда-это не таджики сейчас. Это высокооплачиваемая элитная работа для реально здоровых мужиков. Там насколько я помню доходило до того, что элитные бригады в красных рубахах работали.


В художественной литературе, конкретно у джека лондона описан перенос тяжестей на клондайке. О том, как индейцы перли по бездорожью по горам мешки туристов-золотоискателей. Там индейцы перли по 400фунтов-это больше 100кг... весь день... по бездорожью.

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Враньё. Не может армия тех времён (без связи и логистики) двигаться с такой скоростью. Армия это не только солдаты, но и пушки, кавалерия, провизия, хозяйственные обозы, порох, патроны, ядра, овёс для лошадей и так далее. Солдату, лошади нужно есть и спать. Усталый и голодный человек это уже не солдат. А лошади вообще похуй, она встанет и всё: - Какие 100 километров? Иди нахуй человек, я кушать хочу.

Остальной бред я даже обсуждать не хочу. Только время зря тратить. Добавлю только одно. Я работал грузчиком. Там нет качков, штангистов и гирявиков. Сдыхают сразу в первый день. Грузчик это главное выносливость, а не мышцы и рекорды по поднятию тяжестей.
раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Враньё. Не может армия тех времён (без связи и логистики) двигаться с такой скоростью. Армия это не только солдаты, но и пушки, кавалерия, провизия, хозяйственные обозы, порох, патроны, ядра, овёс для лошадей и так далее. Солдату, лошади нужно есть и спать. Усталый и голодный человек это уже не солдат. А лошади вообще похуй, она встанет и всё: - Какие 100 километров? Иди нахуй человек, я кушать хочу.

я фигею с вас)


"Командующий австрийской дивизией принц Фридрих Иосия Кобургский обратился за помощью к Суворову, который 17 (28) июля соединил свой отряд с австрийцами (пройдя за 26 часов 40 вёрст)"


"Он прошёл со своими воинами за два с половиной дня по непролазной грязи (сильный ливень размыл дороги) 85 верст, форсировал р. Серет."


другой вопрос, что солдаты у суворова на марше дохли часто больше, чем в бою. наполеон тоже так отжигал кстати иногда, те чем-то уникальным, если ОЧЕНЬ нужно это не было. просто реально после такого перехода армия обычно приходила в состояние несостояния.


. Я работал грузчиком. Там нет качков, штангистов и гирявиков. Сдыхают сразу в первый день

грузчик- таджик и грузчик-докер-это разные люди. у меня дед работал грузчиком в порту-это докер, другая профессия, но называют тоже грузчиками. штангистом не был. был малорослый и просто квадратный. как и что он таскал в порту не знаю, но истори была точно больше 60 было уже. как то нужно было бревно. сходил в лес-взял бревно, принёс на плече километра 2. его мужики-строители поднимали только за край-какой там нести. при этом рука у него была как клешня-атрофирована из-за крюка, который докеры до сих пор используют.


сейчас у меня бизнес по продаже дверей и мне иногда нужен подъём чего-то сложного и тяжёлого вручную-стальная дверь на 12 этаж например в 250+кг вручную. и я просто диспечера с которым работаю предупреждаю и мне дают ДРУГИХ грузчиков-талевиков. они с ремнями на пару эту дверь поднимают минут за 10-15, при том что мы её сдвинуть нахрен не можем, а грузили её в машину каром...

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

соединил свой отряд с австрийцами
Если вы не видите разницы между словами отряд и армия тогда я не вижу смысла вести с вами диалог.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

я что-ли виноват, что автор армию отрядом назвал? там была австрийская армия, русская армия под руководством суворова и турецкая.


В состав отряда Суворова входили 9 не полностью укомплектованных батальонов пехоты, 9 эскадронов карабинеров, 2 казачьих полка и тысяча арнаутов (итого около 6,5 тыс. человек).


и чтобы не дрочить на дела давно минувших дней-из более-менее современного учебника тактики


Части 93-й и 338-й стрелковых дивизий в январе 1942 г. вводились в сражение из второго эшелона 33-й армии для развития наступления в направления Вязьмы. Глубина марша достигала 80–100 км.

глава Передвижение войск


это про марш "Передвижение войск своим ходом на расстояние", там дальше про марши на технике, там 250-300км.


Издание: Тактика — М.: Воениздат, 1987.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Просто возьми и пройди 80-100 км в полной укладке и в сапогах времён Суворова. Я тебя удивлю, но тогда обувь не различалась правая-левая.

Про марш в период ВОВ вообще смешно. Боеприпасы, кухню, провизию, пушки, миномёты везут на лошодях или машине. Ещё есть связь.

А теперь представь, связь авангарда и частей которые идут сзади армии в 17-18 веках. Чтобы передать послание это сколько времени займёт? Сейчас со связью регулярно не туда заходят, а ты ставишь в пример армию 18 века. Самому не смешно?
раскрыть ветку (2)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Лошадь ВСТАНЕТ от голода? Вы в лошадях такой же эксперт,как в пеших походах?


Вы слышали выражение "загнанная лошадь" хоть раз в жизни? Оно возникло потому, лошадь будет двигаться до тех пор, пока не упадет и не умрёт. Но в армии при хорошем корме (а Суворов лошадей берег, т.к.это был единственный способ передвижения пушек) ей это определенно не грозит, ибо даже рысью лошадь может двигаться вообще не уставая много часов подряд, а уж шагом сопоставимым с человеческим - это вообще ни о чём.

0
Автор поста оценил этот комментарий

В октябре были в командировке в Нижнем Новгороде.

Я там был много раз, а вот мой коллега последний раз 20 лет назад.

Ну и решил я ему там всё самое интересное показать...

Мы просто вышли рано утром и пошли гулять по городу, а так как погода была очень приятная, то гуляли часов 10.

Реально шли прогулочным шагом, захотели - посидели в кафе или на скамейке, часто останавливались пофоткать и всё такое, транспортом не пользовались принципиально.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
В удобной современной обуви и по асфальту это хорошо. А теперь попробуйте в сапогах (это самый лучший вариант и не забывайте, что тогда сапог не различался право-лево) и по грунтовка в верх и вниз с рюкзаками.
В конце дня вас ждут удивительные открытия и кровавые мозоли.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Так я же и не спорил совсем.
Просто написал, что гуляя по городу к вечеру заметили (точнее почти не заметили), что прошли больше 20 километров.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я как-то прошел 42 километра по асфальту. Я шел с 12 ночи до семи утра. Не думаю, что пошел-бы хотя-бы треть этого пути по проселку.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

те ваш суточный марш составил всего 7 часов на 42км и при этом вы не напрягаясь и неподготовленный протопали 42км?


Не думаю, что пошел-бы хотя-бы треть этого пути по проселку.

по нормальной грунтовке идти пешком легче кстати, а не сложнее-меньше ноги устают, тк она мягче асфальта. я естественно не про экстрим типа чернозёма после дождя по лужам или бурелому:) обычная грунтовка.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Мне было 19 лет и я был спортивный. Я без особых потерь прошел 42 километра. По проселку, может и легче, но вот по обычной природе хрен ты пройдешь столько даже за три дня.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Спортом занимаетесь? Бег/горы?
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вроде как трепло это ты получается, тебе и фактов напихали...

0
Автор поста оценил этот комментарий

например таскать кули волоком или на волокушах сильный человек вполне может. Особенно молодой.

Я в детстве добывал цветные металлы, там бывало приличные железки надо было ворочать и кантовать. 70кг на спине по пересеченной местности 1 км бегал без передышки. Там короче когда твой организм понимает, что это твоё, твои деньги, твоя еда, твоя жизнь, то он способен и на большее.


В армии тактику пластуна отрабатывали. Вот не поверишь. Команда которая пропустит пластуна идет чистить очки. А те кого пластун условно зарежет то будет делать это в упоре лежа. Хуй знает что у людей за хлеб в голове, но пластуны выигрывают в 90%.

Условному часовому не надо ничего делать. Просто крикнуть "я тебя вижу, ты убит" не надо ни в какие схватки вступать. Проёбывают пластунов в чистом поле.

В ночное время цепочка людей с промежутками в 10м проебывает пластунов на 100%.

раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Насчет пластунов ты конечно чатиком ошибся скорее всего, как то к теме не относится.

А вот насчет пеших походов, то выскажусь за Гиляровского. Во первых он был здоровенный мужик, во вторых шёл он, конечно, не по дремучему лесу а по дороге. В третьих у него была мотивация.

Насчет того, что "пиздит" мол, так он литератор, литераторы не пиздят, а "приукрашивают". Но читал его биографию и она меня поразила больше чем биография Шварценеггера.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Гиляровский служил в армии там ползал в пластунах.

Это разведчики которые по пластунски ползают в тылу врага и убивают всех до кого руки дотянутся и устраивают прочие диверсии.


В армии такое отрабатывали.

Ночью выставлялся патруль по оцеплению, смены каждые 20 минут, чтобы патрульные не теряли бдительность.

Задача пластуна проникнуть до командирской палатки, а патруль не поднимает тревогу.


Я ХЗ как это получается, но пластуны проникают до палатки не смотря на то, что пешие патрули непрерывно движутся с интервалом в 10 метров, а пом начкара непрерывно их пинает чтобы не зависали. При этом каждый патрульный каждые 5 минут по рации докладывает что он жив.


И это в искусственной обстановке где тебе надо потерпеть пол ночи и следующие учения будут через пол года. В реальной боевой обстановке у тебя тупо людей на периметр не будет, а те которые найдутся неделю не спали. И у начкара не будет помошника. А начкаром будет заебаный сержант контрактник, который месяц не спал.

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я так и написал, что Гиляровский был тренированный, от природы одаренный силой и выносливостью человек. Пластуном служил, бурлаком ходил... Там просто выше люди писали что 100км за 3 дня пройти не варик, ну я им отвечал, что пузатому менеджеру среднего звена - не варик, а Гиляровскому вполне.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку