Русские против нормандцев: кровь Севера под солнцем Италии

В Италии, на севере Апулии находятся невысокие горы Монте Гаргано (та самая "шпора итальянского сапога"). С древности они считалась священным местом. Местные жители рассказывали историю о том, как архангел Михаил велел построить здесь храм. До сих пор там стоит городок под названием Монте-сан-Анджело и рядом с ним - пещерный храм. В 1016 году группа паломников из Нормандии, возвращаясь из Святой земли, решила посетить гору архангела Михаила и знаменитое святилище.

Русские против нормандцев: кровь Севера под солнцем Италии Средневековье, Военная история, Норманны, Италия, Длиннопост


К тому времени сто лет прошло с тех пор, как герцог Ролло с дружиной скандинавов поселился на севере Франции. За это время норманны освоились на новом месте и дали ему свое имя - Нормандия. Они приняли христианство, но остались своеобразными христианами с большими амбициями и двойной моралью. Они переняли французский язык и закон, после чего невероятно расплодились. Теперь им требовалось жизненное пространство.

Так 40 нормандских паломников и оказались на Монте Гаргано в 1016 году. Там им встретился местный житель по имени Мелус. Он был лангобардом и мечтал о возрождении лангобардского королевства. Но южная Италия принадлежала византийцам. Больше сотни лет ее земли были объединены под властью ромейского катепана, который сидел в крепости Бари. По мнении Мелуса, хватило бы и нескольких отважных воинов, таких, как эти 40 нормандцев, чтобы осуществить его мечту.

Потомки викингов оценили предложение Мелуса. Плодородные земли и мягкий климат Апулии выглядели крайне привлекательно. Политическая картина региона также выглядела благоприятно. Три лангобардских герцога в Беневенто, Капуе и Салерно постоянно враждовали и принимали сторону то римского императора в Константинополе, то священного римского императора Запада.

Катепанат объединял области Апулии и Калабрии ( соответственно каблук и носок "итальянского сапога") со времён Василия Македонянина и Льва Мудрого. Это была богатая и процветающая провинция Империи, которая не признавала независимость местных лангобардским герцогов.

Но внутри катепанат имел свои проблемы. Он состоял из Калабрии и Апулии. Власть императора и его катепанов была бесспорной только в Калабрии. В Апулии большинство населения составляли италийцы и лангобарды. Государственным языком у них была латынь. Сохранялось самоуправление. В большинстве областей были латинские церкви и меньшинство православных. Для защиты от набегов мусульман катепан позволял лангобардам формировать отряды самообороны, которые так же могли представлять опасность для власти императора. Они стали основой для ряда восстаний.

В 1009 году поднял восстание тот самый Мелус. В 1010 году он с единомышленниками захватил Бари и ряд других городов. Но в июле 1011 года новый катепан Василий Месардонит сумел восстановить контроль над городом. Мелус сбежал в герцогство Салерно и теперь странствовал по югу Италии в поисках бойцов для продолжения восстания.

Там, на горе Монте Гаргано нормандские паломники выслушали Мелуса и пообещали помочь ему, после чего вернулись на север для того, чтобы собрать других добровольцев и принять участие в чужой войне на юге Италии. Разумеется, не только из благородных побуждений и желания заработать денег, но в первую очередь для того, чтобы самим попытаться захватить солнечные долины южной Италии.

В 1016 году по Нормандии пошел слух о том, что на юге Италии начинается новая заварушка, где требуются крепкие руки и способность убивать, не задавая лишних вопросов. Со всей Нормандии собралась безземельные младшие сыновья местных феодалов, авантюристы, разбойники и прочие лихие люди. В их числе был Жильбер Дренго вместе со своими братьями, он и возглавил норманнский отряд.

В 1017 году эта добровольческая армия прибыла в Капую, где встретилась с Мелусом. Тот собрал свой лангобардский отряд и готов был вновь бросить вызов ромеям южной Италии. К том времени должность катепана Италии занимал Лев Торник. Мелус решил атаковать катепанат неожиданно, чтобы не позволить Торнику стянуть подкрепления.

Торник знал, что Мелус уже пробовал бросить вызов имперской власти. В 1009 году ему удалось взять верх над прежним катепаном Иоанном Куркуасом и захватить крепость Бари. Куркуас был отправлен в отставку. Вместо него император Василий II передал катепанат в руки Василия Месардонита и предоставил ему войска для подавления восстания.

Хронист Лев из Остии упоминает, среди его войск были даны, россы и вандалы (Dani, Rossi et Gualani*). Эта армия отбила Бари 11 июня 1011 года. В захвате города важную роль сыграла варяжская гвардия императора. После этого новый катепан постарался присоединить к своим владениям как можно больше лангобардских княжеств. Впрочем, успеха в этом он не достиг. В 1016 или в 1017 году, он умер. Ему на смену император прислал Льва Торника.

Лев уже бывал в этих краях. В 1011 году он занимал должность стратига фемы Кефалония (охватывала острова западной Греции) и помогал Василию Месардониту подавить восстание Мелуса. Теперь же, в мае 1017 года Торник сам стал катепаном Италии и должен был встретиться на поле боя с Мелусом во второй раз. Должно быть, по прошлому опыту он рассчитывал, что сможет легко одолеть лангобардских повстанцев. Но он еще не знал, что Мелус привел с собой отряд нормандцев. А это меняло дело.

Вильгельм Апулийский пишет: "Затрепетала Апулия вся перед галлами, лютость которых стала причиною многих смертей". Галлы, как Вильгельм называет нормандцев, были главной ударной силой в армии Мелуса.

Наконец, слух о готовящемся вторжении дошел до Бари, столицы катепаната. Катепан Лев Торник, узнав, что повстанцы начали опустошать Апулию, отправил против них отряд во главе с Львом Пакианом. Пакиан в мае 1017 года повел войско на север, на берега пограничной реки Форторе к местечку Аренула. Вильгельм Апулийский пишет, что первое сражение закончилось ничьей. Тогда Торник выступил на помощь Пакиану со свежими силами и на этот раз потерпел поражение. С уцелевшими бойцами он отступил в Бари, в то время, как Пакиан погиб в бою.

По другой версии, произошли три боестолкновения. Первое, при Аренуле, Лев Пассиан закончил ничьей, во втором сам Лев Торник с трудом одержал верх при Чивите, в третьем потерпел поражение при Ваккарице.

Победа ободрила нормандцев, которые увидели, что ромеев можно бить и приготовились к новым победам. Но пока Торник держался в крепости Бари, на штурм они не пошли и предпочли разорять Апулию. Такова логика Средневековья: Мелус, призвавший нормандцев для того, чтобы отвоевать Апулию у ромеев, на деле привел на родную землю разбойников и грабителей, которые принялись опустошать ее.

Торник, отступив к Бари, отправил сообщение в Константинополь императору Василию II с отчетом о ходе боевых действий. Император объявил Мелуса вне закона и велел схватить его и казнить. Поскольку Торник уже показал, что не может справиться с восстанием, император отозвал его и передал должность катепана одному из лучших военачальников, Василию Воиоанну. Должность катепана (κατεπάνω — «тот, кто наверху», «верховный») давала ему максимальные полномочия на юге Италии.

Для того, чтобы реализовать их, император передал Воиоанну крупный военный контингент, в который вошли варяжская стража императора. Во время прошлого восстания (1011) варяги проявили себя вполне достойно в бою с лангобардами. Примечательно, что теперь на поле боя они должны были встретиться с нормандцами. И те и другие - выходцы из Скандинавии, дальние родственники.

Прибыв в Бари, Василий сформировал новую армию и выступил вместе с нею навстречу противнику. Оказалось, что отряды Мелуса с грабежами дошла до реки Офанто, пересекли ее и приближаются к окрестностям Бари. На берегу Офанто в 216 году до н.э. произошла знаменитая битва при Каннах между войсками Римской республики и карфагенского военачальника Ганнибала. Теперь, спустя 1233 года здесь же столкнулись войска Римской империи под командованием Василия Воиоанна и лангобардских мятежников вместе с нормандскими наемниками.

"Мелус не смог одолеть и бежал, потеряв большинство из людей", - пишет Вильгельм Апулийский. Другой хронист, Адемар Шабанский упомянул присутствие варангов на поле боя: "В первых трех битвах норманны одержали победу, но когда они встретились с русскими (cum gente Russorum congressi), то потерпели полное поражение. Их армия была уничтожена большое количество их перевезли в Византию и там их мучали в тюрьме, пока они не умерли". Лев из Остии упоминает о катострофических потерях нормандского отряда: "Говорят, что из 250 норманнов в этой битве в живых осталось всего 10 человек".

Катепан Василий разгромил противника, чем подтверди силу и славу римского оружия. Все выжившие бежали за пределы катепаната. Второе восстание Мелуса провалилось. Сам он ушел на территорию Папского государства, чтобы оттуда продолжить свой путь к третьему восстанию, которое так никогда и не случится. От папы он отправится к императору Священной Римской империи Генриху II, получит от него титул "герцога Апулии", но умрет в 1020 году.

Норманнские наемники оказались не у дел. Их военачальник погиб в бою. Оставшиеся отступили на запад в горы. Своим предводителем они избрали брата погибшего предводителя по имени Райнульф Дренго. Возвращаться им было не куда, поэтому они стали наниматься на службу к местным лангобардским герцогам и участвовать в их бесконечных войнах.

* Кто такие Gualani «гваланы», т.е. «вандалы» не вполне понятно. В «Барийских анналах» в аналогичной роли упомянуты Guandali «гвандалы» - это, вероятно, какие-то западные славяне.

Лига историков

13.8K постов50.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения