Романы Чайны Мьевиля, удостоившиеся престижных премий
Чайна Мьевиль — один из самых обласканных авторов современности, на счету которого множество премий. Сегодня, шестого сентября у писателя юбилей, — ему стукнет пятьдесят, — в связи с чем вспомним о тех его книга, которые удостаивались престижных наград.
Цикл «Бас-Лаг» — «Вокзал потерянных снов», «Шрам», «Железный Совет»
Три романа из вселенной города-государства Нью-Кробюзон, были написаны Мьевилем в начале карьеры. Их нельзя назвать полноценной трилогией, ведь истории в них самостоятельные, но сюжет каждой следующей стартует после предыдущей. «Вокзал потерянных снов» получил премию имени Артура Кларка. Вторая книга цикла, «Шрам», заработала премии British Fantasy Award и «Локус» за лучший фэнтези-роман. Третья книга, «Железный Совет», получила премию имени Артура Кларка и «Локус».
«Вокзал потерянных снов» закладывает основы вселенной, где фантастика, стимпанк и фэнтези причудливо сплетены между собой. В этой вселенной общество можно охарактеризовать как раннеиндустриальное, использующее магию и технологии, которые примерно соответствуют викторианской эпохе. Сюжет начинается с мелочи: к Айзеку, специалисту во множестве наук, обращается представитель летающей расы, потерявший крылья, с просьбой помочь вернуть ему возможность полета. Айзек начинает исследовать различных летающих существ, и среди образцов ему попадается загадочная гусеница, которая под воздействием наркотических средств превращается в жуткого мотылька, питающегося снами и уничтожающего разум спящих.
«Шрам» описывает события, происходящие спустя считанные недели после финала «Вокзала». Многочисленные неприятности, связанные с Мотыльками Снов, подтолкнули многих жителей покинуть мегаполис. В числе прочих из Нью-Кробюзона отправился корабль, конечной целью которого была колония Нова-Эспериум. Главная героиня, от лица которой ведется повествование, нанялась на него в качестве переводчика. На середине пути корабль захватят пираты, которые отправят всех выживших после морского боя на Армаду — плавучий пиратский город, составленный из сотен и тысяч кораблей. Главарям этого поселения для неких тайных целей требуются умения и навыки специалистов в самых разных областях, и переводчику, конечно, всегда найдет себе применение там, где перемешались представители стольких народов.
Между тем положение дел в Нью-Кробюзоне становится хуже. Эти проблемы раскрываются в третьей книге, «Железный Совет». Политические партии оставили горячую полемику и вербовку имеющих вес в обществе людей и перешли к строительству баррикад и вербовке военных. При этом город изнемогает под тяжестью войны с Теш, которая отъедает массу необходимых ресурсов. Группа героев намеревается спасти ситуацию, разыскав таинственный Железный Совет, который передвигается по пустыне на огромном поезде с бесконечным источником энергии. Его члены демонтируют рельсы сзади поезда и выкладывают их спереди, тем самым затрудняя поиски Железного Совета.
«Кракен»
Мьевиля часто и не без оснований обвиняли в том, что его книги настолько странны и фантасмагоричны, что не так-то просто увязать в голове разные кусочки сюжета. «Кракен» является превосходным образцом типично мьевильского абсурдизма. Но в этом кроется и часть очарования автора, который за эту книгу получил в 2011 году «Локус».
Из Музея естествознания Лондона таинственным образом исчезает емкость с представителем Architeuthis, сиречь гигантским кальмаром. Это происшествие недвусмысленно намекает на грядущий конец света: пропавший кальмар был предметом культа и символом веры для секты кракенопоклонников. Все указывает на то, что они замешаны в похищении, но при этом верхушка секты не понимает, что произошло, и отправляет на разборки своего ересиарха Дейна. Одновременно с этим в Лондоне появляются два демонических в буквальном смысле слова персонажа, Госс и Сабби, которые начинают сеять хаос в духе булгаковской нечисти.
Описанного было бы достаточно, чтобы подчеркнуть творящееся безумие, но это еще не все. На заднем плане действует гильдия лондонмантов, умеющих общаться с ноосферой Лондона и работать с реальностью по своему желанию — перекраивать пространство, создавать материальные предметы из ничего и так далее. А один из ключевых персонажей, который подключится к событиям ближе к середине книги — мятежный дух Вати из древнеегипетской статуэтки.
«Рельсы»
В «Рельсах» Мьевиль снова возвращается к теме цивилизации, основанной на постоянном движении и железной дороге. В этот раз он описывает специфический мир Рельсоморья, где опутывающие земную поверхность во всех направлениях рельсы исполняют роль воды, а разнообразные поезда (от галер с рабами до кротобоев, которые охотятся на кротов так же, как в нашем мире китобои охотятся на китов) — роль судов. Ходить по поверхности земли пешком так же немыслимо, как ходить по воде: характерные вибрации почвы, вызываемые шагами, привлекают многочисленных подземных тварей, которые не замедлят вылезти на поверхность и накинуться на пешехода.
Описание вселенной начинается с путешествия юнги Шэма на поезде-кротобое, которое не отличить от начала жизненного пути молодых людей в многочисленных классических приключенческих книгах. Во вроде бы совершенно самостоятельный и самобытный мир вплетаются кусочки нашей с вами реальности: от охоты на особого крота, прозрачно намекаеющей на сюжет «Моби Дика», до раскопок мусора древних погибших цивилизаций, в котором то тут, то там попадаются останки компьютеров, планшетов и смартфонов.
«Посольский город»
«Посольский город» — роман про контакт цивилизации людей с инопланетянами-ариекаями, получивший премию Локус в номинации «лучшая научная фантастика». Основной проблемой становится разница в общении и мышлении, обусловленная физической особенностью ариекаев: у этих существ два рта, и разговаривают они одновременно обоими. Восприятие человеком параллельного потока информации — сложное дело, но инопланетянам приходится еще хуже: с их точки зрения речь людей напоминает белый шум и начисто лишена смысла.
Долгое время контакты были возможны только между одним ариекаем и парой людей-Послов, которые особым образом синхронизировали мышление и могли по-ариекайски подавать сразу два потока информации через два рта. Со временем пары Послов, которых надо было долго готовить, заменяются клонами-близнецами, чье единственное предназначение — служить соединителями между двумя мирами.
«Город и город»
Этот роман получил в 2009 году сразу премии «Локус», «Хьюго» и World Fantasy Award. Он рассказывает про два города где-то в Восточной Европе: находящийся в упадке Бешель и прогрессивную Уль-Кому. Их особенность в том, что они незримо соединены между собой — с улиц Бешеля можно попасть в переулки Уль-Комы, а некоторые здания так и вообще параллельно существуют в обоих городах. При этом жители разных городов стараются не замечать друг друга, и это закреплено даже в законах.
И так шаткий порядок окончательно нарушается, когда среди многоэтажек в Бешеле находят труп девушки. Местный полицейский Тиодор Борл должен провести расследование, но следы ведут в Уль-Кому, куда ему хода нет. Когда же удается начать совместное расследование силами обоих городов, полицейские обнаружат подпольный мир националистов, которые стремятся разрушить чужой город, и партию объединителей, намеренных стереть разницу между Бешелем и Уль-Комой и положить конец бесконечному противостоянию.
«Нон Лон Дон»
Книга, благодаря которой, по мнению многих критиков, Мьевиль вписал свое имя в историю литературы золотыми буквами. В отличие от остальных произведений, это не сложная фантастика для взрослых, а самая настоящая сказка, разве что крайне сюрреалистичная, напоминающая книги Кэррола.
Две девочки, Занна и Диба, в погоне за волшебным зонтиком попадают в город Нонлондон, являющийся своего рода отражением реального Лондона. По его улицам ходят люди, одетые в книжные страницы и с птичьей клеткой вместо головы, встречаются живые вещи (от бегающих окон до агрессивного пакета кефира), гигантские мухи и хищные жирафы, а также совершенно странные штуки, вроде словенышей (слов, обретших форму согласно своему смыслу) и бакдзя (гибрид мусорных баков и ниндзя).
Несмотря на сюрреалистичность, здесь есть и ясная сюжетная линия. Согласно пророчеству, Занна должна спасти город от страшного чудовища Смога, которое хочет его уничтожить. Но постоянно присутствует ощущение, что что-то идет не так, и в конце концов станет ясно — пророчества тоже не всегда правильно трактуются и не всегда сбываются точно согласно ожиданиям.
Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.
Книжная лига
22.5K постов78.5K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.