18

Роды, сахар, "кыс-кыс-кыс"

Источник: "Минутка этнографии" https://vk.com/wall-225791921_6586

Внимание! Так делать с сахаром и вагиной, как рассказано в тексте - нельзя, потому что вредно для здоровья

автор: Антон Нелихов
"В «Записках юного врача» Булгакова есть история про сахар.
Акушерка рассказывает, как однажды принимала роды у деревенской бабы и нащупала пальцами в ее детородных органах непонятные куски и будто бы песок. Присмотрелась: это рафинад, которым бабка-повитуха выманивала ребенка.
Булгаков не придумал эту историю.
Такое вообще не придумать.
Он взял ее из прогремевших в свое время очерков доктора В.Ф. Демича о русской народной медицине.
Демич писал: «По сообщению одной интеллигентной помещицы (княгини У-ой), некоторые бабки в долгих родах, когда головка не скоро прорезывается, "выманивают ребенка на кусочек сахару", потому-де дети сахар любят» (Демич В.Ф. Очерки русской народной медицины. I. Акушерство и II. Гинекология у народа // Газета «Медицина». 1889. 16 июля. № 26. С. 5.).

Повитухи использовали сахар в разных губерниях и в разных обстоятельствах.
В Нижегородской додумались сделать рафинад своего рода специальным акушерским инструментом: острым его краем разрывали оболочки плода, если плодный пузырь был толстым.

Причем рафинадом не рекомендовали пользоваться в постные дни (там же).Не менее замысловатыми выглядели попытки выманить младенца не сладостью, а словами.

Устав от долгих родов, повитухи шептали в промежность роженицы: «кыс-кыс-кыс».
И тоже практика была широкой, так делали в нескольких губерниях (Мансуров А.А. Описание рукописей этнологического архива Общества исследователей Рязанского края. Вып. 4. Рязань. 1930. С. 24; Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб. 1903. С. 349).

По оценке провинциальных врачей, подобные истории можно считать обычными и тривиальными, потому что главной задачей повитухи было не помочь в родах, а ускорить их, для чего в ход шел огромный арсенал самых причудливых средств, методов и способов."

Источник: "Минутка этнографии" https://vk.com/wall-225791921_6586
Заметки о русской демонологии, деревенском быте, народной медицине и культуре от писателя Антона Нелихова


автор: Михаил Булгаков

"Пелагея Ивановна прикрыла заслонку и заговорила, потупившись:

— Приезжаю я в то же Дульцево к роженице…

— Это Дульцево — знаменитое место, — не удержался фельдшер и добавил: — Виноват! продолжайте, коллега!

— Ну, понятное дело, исследую, — продолжала коллега Пелагея Ивановна, — чувствую под шипцами в родовом канале что-то непонятное… то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается — сахар-рафинад!

— Вот и анекдот! — торжественно заметил Демьян Лукич.

— Поз-вольте… ничего не понимаю…

— Бабка! — отозвалась Пелагея Ивановна — Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на божий свет. Стало быть, нужно его выманить. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!

— Ужас! — сказал я.

Источник: рассказ "Тьма египетская" из сборника "Записки юного врача" 1925 год.



О выманивании "на сахарок". Все же читали Булгакова "Записки молодого врача"? Я тоже читала, курсе на первом ещё, очень впечатлилась.
А вот то место, где доктор достал из рожающей женщины раскрошенный кусок рафинада, напрочь выпал из моей памяти (да там много жести описывалось, чего уж). Вспомнила я это на прошлой неделе, во время антропологической лекции, где этот обряд описывался во всех подробностях и считался чуть ли не самым популярным "ускорителем родов" в центральной и северной России.
С течением времени он трансформировался. Каково же было моё удивление при сопоставлении фактов.
Моя вторая бабушка (по папиной линии) родилась и выросла в городе, её мама (моя прабабка) хоть и была из деревни, но рожала дочь во вполне себе роддоме со вполне себе врачами.

И угадайте что обе этих женщины делали во время своих родов?

Они сначала тайком проносили сахарные кубики, а затем (припрятав несколько кусочков) обсасывали понемножку их все схватки.
Зачем они это делали?

Бабушка говорила, что когда "началось" и уже вызвали машину ехать в больницу, то её мама вынесла этот колотый сахар в специальном мешочке, отдала ей со словами "так сил прибавится, чтобы изо рта его не вынимала, объедай потихоньку, все наши женщины так рожали, и я, и бабка твоя и её бабка", с этой же формулировкой женщина напутствовала уже меня, свою внучку, она даже нашла где-то настоящий, твердокаменный кубиками сахар, правда лимонный. Уверяла, что сахар и правда придает сил, глюкоза, все дела. Что даже в войну старались найти хотя-бы кусочек, чтобы роды хорошо прошли.
Только сдаётся мне, что дело тут совсем не в глюкозе. А вы как думаете?

Эти интересные поверья коснулись лично меня, а сколько всего осталось за кадром. Сталкивались ли вы с проявлениями традиционной культуры в своей истории беременности и родов? Давили ли на вас родственники со странными "запретами"? А сами интуитивно соблюдали что-нибудь из вышеописанного?

Источник: Дневник доулы и антрополога. Заметки о женской жизни. "Как мне ребенка в родах "на сахарок выманивали". Живучие предания о беременности в отдельно взятой семье.", 5 марта 2020 (Яндекс. Дзен)

https://dzen.ru/a/Xl5hKvmvahMQO3o7

Дети и родители

14.5K постов15.7K подписчика

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов