Римляне против Македонии или принцип "разделяй и властвуй"
Автор: Дмитрий Абраменко.
В разборках Рима и Македонии очень любопытно то, с какой легкостью, я бы даже сказал играючи, римлянам удалось поставить последних на колени. Действительно, Рим же только-только завершил тяжелейшую в истории вечного города войну с Карфагеном, залив своей кровью всю Италию, и уже в следующем же кадре разбил македонян при Киноскефалах. А дело в том, что Рим уже знал главную слабость наследников Александра. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Впервые интересы римлян и македонян столкнулись, когда Рим был втянут в войну с Карфагеном. Конец третьего века до нашей эры. Ганнибал "гуляет" по Италии, громя одну римскую армию за другой, а вот чем всё это закончится — никому известно не было. Исходя из этого, можно понять юного Филиппа V, царя Македонии, который решил не упускать такой момент. Филипп, уже объединивший большую часть Эллады в составе Эллинского союза, в это время бил в центральной Греции этолийцев, упорно не желавших с ним дружить.
Тут нужно отметить, что Эллинский союз, куда, помимо самой Македонии, входили Ахейская лига, Фессалия, Беотия, Эпир и прочие греческие государства, не был уж так обременителен для самих греков. Наоборот, Филипп постоянно "впрягался" за греческих союзников, всячески показывая, что Македония никакой не враг эллинам, а друг. И как раз по просьбе Ахейской лиги Филипп был вовлечен в войну с этолийцами. Но ладно уж с этими греками, до македонского правителя дошли вести о серьезной войне на западе Средиземноморья, где честолюбивый Рим напряг все свои силы, пытаясь справиться с пунийским гением Ганнибала. В голове Филиппа возник вполне резонный вопрос — если римляне не могут дать отпор врагу на своей земле, что уж говорить об их владениях на Балканах?
То, что некоторое время назад Рим смог закрепиться на северо-западе Балканского полуострова, в Иллирии, сильно мозолило глаза македонскому царю, считавшему эти земли зоной своих интересов. Немного поразмыслив, Филипп бросил все греческие дела и объявил войну Риму. У македонян была хорошая армия, а противник был не в состоянии хоть что-то ей противопоставить, будучи всецело занятым войной с Карфагеном. Ну вот что тут могло пойти не так? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности — отношения Македонии с греками.
Филипп V, царь Македонии
Естественно, не все эллины хотели видеть Македонию в статусе гегемона на Балканском полуострове. Этолийцы мечтали отомстить Филиппу, недовольны были свободолюбивые Афины, бунтовала и Спарта. Ну грех же этим не воспользоваться. И тут на сцену выходит римская дипломатия. Сладкие речи о свободе эллинов, о злом и коварном Филиппе сделали свое дело — против распространения македонского влияния на Балканах была образована коалиция, в которой Рим со всей настойчивостью выставлял себя освободителем угнетенных греков. К коалиции подключился даже малоазийский Пергам, отправив свой флот к восточному побережью Македонии. Филипп, чувствуя, как узел на его шее затягивается, был вынужден вернуться в Грецию, чтобы урезонить недовольных и помочь своим союзникам, на которых как раз и пришелся основной удар антимакедонской коалиции. Как итог, момент упущен, а силы растрачены. Да, Филиппу удалось вновь разбить этолийцев и стабилизировать ситуацию, но поставленных целей в Иллирии он так и не достиг.
Римляне развели македонского царя, как ребенка. Сковав основные силы македонян в Элладе, Рим выиграл драгоценное время, чтобы спокойно решить все свои дела с Карфагеном. Красиво? Красиво!
Македонский царь рассуждал следующим образом: хоть Рим и перехватил инициативу в войне с Карфагеном, но Италия разорена, а сам римский народ устал от многолетних боевых действий и навряд ли будет согласен в ближайшее время на новые. Поэтому у Македонии есть достаточно времени, чтобы получить приличные бенефиты с походов в Малую Азию и получения контроля над торговлей в Эгейском море. Звучит очень даже логично. Амбициозные стремления Филиппа затрагивали не только владения Египта в Малой Азии, но и интересы малых греческих государств в регионе. Но что Македонскому царю до каких-то Пергама, Афин или Родоса? И действительно, Филиппу удалось нейтрализовать объединенный флот Родоса и Пергама, утвердиться на юго-западе Малой Азии, пройтись огнем и мечом по землям Пергамского царства и даже укрепиться на Боспоре — ключе к черноморской торговле.
Неужели Филиппу удалось задуманное? Не все так просто. Несмотря на успехи македонян, Родос и Пергам не были окончательно разбиты, но разозлены еще как, а когда македонский царь вернулся с малоазийского похода домой, его ждал римский посол и со словами: "Ну ты уже заигрался, дружище!" — объявил войну Македонии.
Первой мыслью Филиппа было: "А почему так быстро?". Действительно, с момента окончания войны с Карфагеном в 201 году до н.э. прошел всего год. Нескольких лет, минувших с первого столкновения с Римом, Македонии хватило лишь для того, чтобы приступить к воплощению задуманного.
Хочется отметить, что противостояние с Карфагеном принесло Римской республике не только разоренное хозяйство и колоссальные людские потери, но и перманентное стремление к экспансии. Став полноправным хозяином западного Средиземноморья, римляне теперь могли уделить все свое внимание восточной его части. Все это время, пока Филипп действовал в Малой Азии, Рим пристально следил за настроениями греков, а его дипломаты непрестанно "окучивали" местных правителей. Несмотря на серьезное сопротивление римских граждан, сенаторам удалось принять решение о войне с Македонией — все ради дальнейшего усиления вечного города. "Отцы отечества" планировали провернуть все по старой схеме — сыграть на греко-македонских противоречиях. Вдобавок у Македонии появилась новая головная боль — Родос и Пергам, чем непременно следовало воспользоваться.
По этой причине до начала серьезного военного противостояния на просторах балканского полуострова разгорелась полномасштабная политическая игра, в которой римляне и македоняне боролись за поддержку греческих государств. Римская республика оказалась успешнее. За союзом к ней обратились Родос и Пергам, желавшие перенести боевые действия в Грецию, неугомонные этолийцы, дважды получившие по голове от Македонии, вновь вписались в движуху, позднее подключились и Спарта с Афинами. Это подтверждает тот факт, что многие греки реально видели в римлянах освободителей от македонской власти: пускай они придут, прогонят македонян, а там видно будет (то, что "освободители" после всего этого могли остаться в Греции — другой вопрос, давайте решать проблемы по мере их поступления).
На этом дипломатические успехи римлян не закончились — квириты сумели договориться с иллирийскими царьками и племенами дарданов о вторжении в северо-западные земли македонского царства, а затем и сами приступили к полноценной военной кампании. Выглядит всё так, будто только ленивый не выступил против Филиппа.
В такой ситуации совсем не сладко пришлось и союзникам Македонии. Ахейцы, страдая от нападений со стороны Спарты и Этолийского союза, требовали от Филиппа военной поддержки. Беотийцы и Фессалия также просили помощи. Но как ее оказать, когда ты буквально окружен врагами, а военные действия планомерно переносятся уже в саму Македонию? В итоге Ахейский союз и прочие, кто поддерживал Филиппа в Греции, оказались в тяжелом положении. И тут римляне сделали ахейцам предложение, от которого невозможно было отказаться — агрессия Спарты и Этолии прекратится, вы только, это, разорвите союз с Македонией и вступите в наш. Прежние договоренности — это, конечно, хорошо, но жить-то хочется, и Ахейская лига тоже перешла в римский лагерь.
Вот теперь загнанный в угол Филипп в полной мере осознал, в каком положении он находится. Чтобы выйти из тяжелейшей ситуации, македонский царь стал настойчиво просить мира, но Рим и его союзники предъявили неимоверные требования — Македония должна была оставить все свои владения в Элладе и Малой Азии и больше не вмешиваться в греческие дела. На такие унизительные условия Филипп никак не мог согласиться, даже в шаге от полного разгрома. Поэтому македонский царь решил уйти красиво и дать генеральное сражение Римской Республике. И вскоре состоялась легендарная битва при Киноскефалах, где лицом к лицу столкнулись римский легион и македонская фаланга, битва, которую Филипп V Антигонид проиграл.
После поражения и потери армии Филипп был вынужден принять все требования Рима, выставленные царю еще до сражения, но теперь деваться уже было некуда. Македония потеряла все свои владения и сохранила лишь собственную территорию, навсегда выпав из большой игры.
Но битва при Киноскефалах на самом деле уже не имела никакого значения — Рим уже давно выиграл войну, используя дипломатию, когда поднял против Македонии фактически всю Грецию, острова и даже Малую Азию, всецело придерживаясь золотого правила "разделяй и властвуй". Воистину переиграл и уничтожил. Если бы Филипп и сумел победить в том сражении, то для Рима это все вылилось бы в потерю одного из легионов, а не в сокрушительное поражение. Квириты всего-навсего отправили бы дополнительные силы на греческий полуостров, и война продолжилась бы.
Был ли у Македонии шанс на другой исход? — скорее всего нет. Уже к этому времени Рим и Македония находились в разных весовых категориях. И как только римляне серьезно взялись за свои интересы на Балканах, Македония была обречена. В то же время освобожденные от македонского "ига" греки радовались недолго, ведь вместо одних хозяев пришли другие, но это уже другая история.
Автор: Дмитрий Абраменко.
Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_347958
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Лига историков
15.5K поста52.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения