Реформы царствования Николая I

Автор: Артём Гусельников.

Реформы царствования Николая I Цивилизация, Общество, Наука, Научпоп, Ученые, Критическое мышление, Правда, Исследования, Образование, Развитие, Длиннопост

Николай Павлович встал у руля страны с непонятным вектором развития. Его предшественник Александр I, получивший блестящее образование, попытался поставить империю на либеральные рельсы, не забывая, однако, про укрепление монархии. Новый государь был иного толка. Различия политики Александра I и Николая I заключались в фундаментальном подходе к реформам.

Кодификация российского законодательства.

Самая первая и насущная проблема Российской империи, по мнению Николая I, заключалась в законах, точнее в их огромном количестве и разрозненности. Это и решил исправить государь. К этой мысли его подтолкнули - декабристы.

На допросах декабристы в подробностях рассказывали не только о государственных проблемах, но и о путях их решения. Получилось, что декабристы невольно помогли императору составить государственную программу. По приказу Николая секретарь следственной комиссии собрал разрозненные показания в свод рекомендаций. В нём все проблемы были рассортированы по категориям: «Законы», «Система управления» и так далее. В первые несколько лет правления этот свод был для Николая «фундаментом» для выстраивания внутренней политики.

От декабристов Николай I узнал и о проблеме с разрозненным законодательством. К началу царствования нового Романова в ходу всё ещё оставалось Соборное уложение 1649 г., появившееся ещё при Алексее Михайловиче. Все последующие цари принимали новые законы. Особенно много их появилось при Петре I и Екатерине II. Однако в общий свод попадали далеко не все. Большая часть была записана в многочисленных и разрозненных изданиях Сената. И эти тома отправлялись на хранения в самые разнообразные ведомства.

Николай Павлович поставил задачу — всё собрать и упорядочить. Столь масштабная и кропотливая работа была поручена Второму отделению Императорской канцелярии. Де-юре его возглавлял правовед Михаил Балугьянский, а де-факто - Михаил Сперанский, человек, который являлся одним из творцов реформ времён Александра I. Второе отделение Императорской канцелярии справилось с поставленной задачей за 3 года. И в 1830 г. Сперанский сообщил государю, что подготовлено 45 томов Полного собрания законов Российской империи. Теперь перед командой Михаила Михайловича стояла вторая часть задачи - всё упорядочить. На это ушло ещё 2 года. В итоге Николай получил 15 томов Свода законов Российской империи.

Денежная реформа Канкрина.

В 1839 г. Николай I поручил министру финансов Егору Канкрину осуществить в стране финансовую реформу. Проблема заключалась в том, что в Российской империи в ходу были разные деньги: серебряные рубли, золотые и медные монеты и бумажные ассигнации. Обмен происходил по курсам чаще всего весьма условным и менявшимся от губернии к губернии. К тому же в 1830-х гг. сильно просела стоимость ассигнаций, и никто не понимал их ценность.

К концу 1830-х гг. в России товарно-денежные отношения находились в тени натурального хозяйства, то есть количество предметов, приобретаемых за деньги, было незначительно. Рублями, монетами и ассигнациями пользовались чиновники, рабочие, военные и люди, находящиеся на жаловании. Денежный оборот, главным образом, происходил с казной. От министра финансов требовалось вывести денежное обращение на новый уровень.

1 июля 1839 г. был издан манифест «Об устройстве денежной системы». В нём говорилось, что уже с 1 января 1840 г. все сделки должны в обязательном порядке происходить только в серебряных рублях. Соответственно, с того дня серебряный рубль (содержание чистого серебра — 18 граммов) официально превращался в главное средство платежей. Что же касается государственных ассигнаций, то они переходили в категорию вспомогательного денежного знака. За 3 рубля 50 копеек ассигнациями можно было получить 1 серебряный рубль.

Это привело к тому, что ассигнационные билеты исчезли. На их место пришли новые кредитные билеты, которые были частично обеспечены серебром. К 1843 г. финансовая реформа Канкрина была завершена. В Российской империи установилось довольно прочное и устойчивое денежное обращение.

Реформа цензуры.

Первым делом удар пришёл на литературу и печать. В 1826 г. был принят новый цензурный устав, получивший в народе название «чугунный». В нём было подробно указано, о чём писать нельзя. Устав включал 230 статей-запретов. В итоге в России сложилась ситуация, в которой никто толком не понимал, о чём писать, чтобы не угодить под действие какой-либо из статей.

Царским чиновникам потребовалось два года, чтобы скорректировать устав и немного ослабить гайки. Был принят новый документ, который ослаблял запреты, однако вскоре стали появляться всевозможные дополнения и пояснения. В итоге документ вернулся практически в своё первоначальное состояние — только запреты.

Когда Николай I стал императором, за цензуру в государственном аппарате отвечало Министерство народного просвещения. Затем государь создал новый контролирующий орган — Верховный цензурный комитет.

Реформы в сфере образования.

При Александре I была выстроена чёткая и либеральная система образования. В стране существовало два типа училищ: одноклассные приходские и трёхклассные уездные. Они предназначались для детей из непривилегированных сословий. Были ещё и гимназии, после которых было доступно обучение в университетах.

При Александре Павловиче ученик, окончивший уездное училище, мог поступить в гимназию. Затем - в университет. Это позволяло выходцам из нижних сословий построить карьеру и выбиться в люди. Николай внёс в отлаженный процесс коррективы. Теперь путь из уездного училища в гимназию для непривилегированных учеников был закрыт. Более того, дети крепостных лишились возможности учиться в гимназии. Это привело к тому, что за короткий срок вся система образования превратилась в сугубо сословную. При этом дворянские дети в обязательном порядке должны были до восемнадцати лет проходить обучение только в России. Без этого они впоследствии не могли претендовать на государственную службу.

Добрался государь и до университетов. Ещё со времён Александра I они пользовались многочисленными свободами. При Николае Павловиче сначала была ограничена автономия университетов. Затем было сокращено количество единовременно обучающихся студентов - это число не должно было превышать 300 человек в одном учебном заведении.

Параллельно в империи появилось несколько отраслевых институтов, в которые могли поступить ученики уездных училищ. Тем не менее при Николае Россия оставалась захолустной, по европейским меркам, страной в плане получения высшего образования.

Военная реформа.

Император не гнался за благоустройством армии, повышением уровня боевой подготовки солдат и образования командного состава. Гораздо важнее для императора было проведение парадов, где военнослужащие демонстрировали блестящие навыки строевой подготовки с соблюдением огромного количества самых разнообразных мелочей.

Бесконечная муштра была невозможна без жёсткой дисциплины. Её Николай использовал в качестве главного инструмента борьбы с распущенностью и разгильдяйством. Упадок дисциплины государь связывал с Заграничным походом армии, после которого военнослужащие стали слишком много себе позволять.

Во главу угла была поставлена строевая подготовка. При Николае Павловиче она считалась основой всего военного обучения. Ничем другим, по большому счёту, солдаты больше не занимались. Точно так же дела обстояли и в стрелковых войсках. Военнослужащие практически не упражнялись в стрельбе. Всё их время было посвящено строевой подготовке.

За любое нарушение полагалось жёсткое, даже жестокое наказание. Доходило до того, что солдата заставляли несколько раз пройти сквозь два ряда сослуживцев, которые наносили удары шпицрутенами. Чаще всего такое наказание приводило к смерти.

Крепостной вопрос.

Разрешить столь важный вопрос без потерь для Николая не представлялось возможным. Он понимал, что уступки, сделанные крепостным, приведут к отягощению положения дворянства, которое будет явно этому противиться. По этой причине Николай Павлович избрал тактику точечных преобразований, способных облегчить положение крепостных.

Так, в 1827 г. был принят указ, запрещающий отдавать крепостных на заводы, в 1828 г. было ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, в 1833 г. вступил в силу запрет на публичную продажу крестьян с разделением семей, а также использование их для оплаты долгов. Наконец, в 1841 г. дворянам, не имевшим земли, запрещалась покупка крестьян. Эти меры можно считать шагами императора к отмене крепостного права. Для достижения этой цели были созданы специальные секретные комитеты, занимающиеся разработкой крестьянской реформы, однако они не привели к необходимому результату.

Тем не менее благодаря их работе были приняты новые меры: в 1842 г. был издан указ об «обязанных крестьянах», по которому помещики имели право добровольно освобождать крестьян от крепостной зависимости, выделяя им надел в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей. К сожалению, данный указ не имел успеха.

Больших успехов удалось достичь в улучшении положения крестьян в результате реформы управления государственными крестьянами, проведённой под руководством Павла Дмитриевича Киселёва (1788 - 1872 гг.). В 1836 г. П. Д. Киселёв возглавил Пятое отделение СЕИВК, одной из целей которого было улучшение благосостояния государственных крестьян. Для реализации этой цели Киселёвым была разработана реформа, реализованная в 1837 - 1841 гг., суть которой сводилась к следующему: введение крестьянского самоуправления, наделения малоземельных крестьян землёй, упорядочение налогообложения, строительство дорог, школ, медицинских пунктов.