Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть

Чтобы увидеть еще раз! Такая себе интрига, ну ладно уж.

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

Стори: лента 2005 года, снятая Марком Форстером ("Персонаж") по сценарию Дэвида Бениоффа ("25 час"). Впоследствии эти два парня снова сошлись, чтобы создать "Бегущего за ветром", но это совсем другая история.


Несмотря на вполне звездный каст, фильм совершенно провалился в прокате. Поэтому, наверное, остался малоизвестным - при всей моей любви к мистическим триллерам, нашла его только специально отсматривая фильмографию Гослинга.


Сабж: к психотерапевту Юэну Макгрегору приходит нервный юноша Райан Гослинг, и с порога заявляет, что решил покончить жизнь самоубийством в эту субботу в полночь. И что-то с ним не так: каждое появление Райана окутывает некая мистическая тайна, которую Макгрегору предстоит разгадать. Ситуация осложняется неподдельным интересом девушки врача, Наоми Уоттс, к этому делу: она тоже суицидница, и Макгрегор старается оградить ее от болезненной темы. Но как отличить психоз от реальности, если никто не верит твоим словам?


Плюшки: Невыносимо. Прекрасная. Игра. Гослинга. Макгрегор тоже молодец, Наоми, правда, ничем особо не запомнилась - как и ее персонаж. Но речь-то о противостоянии двух мужчин - и двух начал в их симпатичных личиках: рационального и шизофренического.


Фильм ОЧЕНЬ визуальный, в нем полным-полно мелких незначительных подробностей, которые искусно выставлены напоказ. Очень тонко, шаг за шагом, атмосфера сюра нагнетается с каждой минутой. Ты даже не поймешь, как вполне бытовое повествование переступит грань ночного кошмара, органично и буднично, эффект погружения сумасшедший.


Но не только картинка и ее наполнение тут хороши: я как-то с первых фраз очаровалась диалогами ленты. Каждый из них очень важен для сюжета, это совсем не белый шум для эмоциональной окраски сцен или нарратив к повествованию. Диалоги раскрывают сюжет, как будто очищая фрукт от кожицы, слой за слоем, вводя зрителя в состояние предельного внимания и транса.


Финальный твист может показаться простоватым - но, черт возьми, он неожиданный! И для логики фильма крайне важно закольцеваться и вернуть зрителя обратно на землю. Уместное выражение - "а ларчик просто открывался". Сначала испытываешь лееееегонькое разочарование. По небольшом размышлении, понимаешь: иначе не могло быть. Это честно, это естественно, это по-настоящему.


Обзор: фух ,вроде получилось без спойлеров. До этого момента. Нет, я не раскрою главной интриги ленты. Если ты - такой же фетишист, как я, и любишь копаться в механике символов и деталей - можешь читать, и потом радоваться, встречая описанные моменты в фильме. Но дальше речь пойдет о конкретных сценах и их значении для атмосферы, так что -  ЖИРНЫЙ, БОЛЬШОЙ И ТОЛСТЫЙ СПОЙЛЕР АЛЕРТ.


Главные герои ленты - психотерапевт Сэм Фостер и студент-художник с проблемами Генри Летам.

На 10 минуте повествования мы уже знаем, что: Сэм - мутный тип с кучей проблем, которому тоже не помешал бы сеанс психотерапии. Мало того, что он заводит отношения со своей пациенткой - суицидницей Лайлой - он относится к ней, как к решенному делу, а не как к человеку. Обратите внимание на их диалоги: Сэм буквально приказывает ей, не разговаривает с Лайлой по-настоящему. Всегда  высокомерен, ведь ее он уже разгадал - спас, вылечил, "отработал". Влюблен в нее, как в личную и профессиональную победу, а не в женщину.


Это и самого Сэма тревожит: он так и не решил, готов ли сделать ей предложение, мучается от несправедливости и иррациональности этих отношений.


Лайла все чувствует, но не совсем верно толкует. Ей кажется, что проблема в ней - будто она недостойна жить счастливо, второсортна, никому, кроме Сэма не будет нужна. Ей отчаянно хочется, чтобы ее заметили и запомнили. Лайла не может бросить терапию - ведь Сэм для нее все, жизнь, любовь. И при этом мучается от творческой импотенции - она тоже художница, но лекарства мешают ей писать картины.


- Скажи, что я не безнадежна.
- Ты не безнадежна.
- Скажи, что меня запомнят.
- Кто?
- Люди.
- Тебе этого хочется? Тебя запомнят. А теперь раздевайся

Лайла ужасно хочет ,чтобы Сэм увидел в ней человека и личность - она раз за разом пытается принимать участие в его жизни, интересуется его работой, стремится быть вовлеченной абсолютно во все ,что с ним связано. И раз за разом получает отеческий снисходительный отказ: новости о его работе могут плохо сказаться на ее состоянии, для ее же блага, он не будет с ней ничего обсуждать. Ее страсть несколько маниакальна. В отчаянии от гиперопеки и ревности, она перестает принимать лекарства.


Сэм же не менее маниакально увлекается делом Генри Летама. С самого начала нам дали понять, что врач не очень-то стабилен, а тут в дело добавляется мистика: пациент, которого на время отпуска передала ему коллега, кажется, способен предсказывать будущее.


Прекрасная, хрестоматийная сцена беседы Сэма и Генри в кабинете, когда Генри признается, что слышит голоса, а Сэм просит его записать, что голоса говорят. Генри записывает, и в этот момент в кабинет заходит помощник и произносит: "Доктор Фостер, это Фредерик". Сэм отмахивается от помощника, возвращается к Генри и просит прочитать, что он записал. "Доктор Фостер, это Фредерик", читает пациент. Внимательный зритель понимает: фраза была записана ДО того ,как сеанс прервали. И снова - Сэм проявляет высокомерие, он профессионал, считает, что все уже знает про таких, как Генри. Он убеждает парня, что этот голос не послышался ему, он был реальным, а не вымышленным.

- Ну ладно... Не знаю, может вы поможете мне разобраться, в чем между ними разница?

Фраза Генри теперь звучит с издевкой.


Поговорим о нем. Что мы знаем о Генри Летаме?


Крайне нервный, студент-художник - утонченная натура. "Зона риска" в психотерапии. Каждое его появление - внезапно и вносит смуту в повествование. Так, в свой первый визит он глянул в окно на солнечный день и сказал, что будет град. В прогнозе погоды не было ни слова по осадки, но град пошел - внезапно, ни с того ни с сего. Как после такого можно проигнорировать заявление о суициде в строго назначенное время - в субботу в полночь? К тому же, Генри говорит об этом с безысходным фатализмом, будто ему не хочется, но придется это сделать. С этого момента градус ненормальности будет только нарастать.


Генри совсем не место в этом мире, он не вписывается. Его шнурки вечно развязаны (и это БЕЗУМНО нервирует), он вставляет в рот сигарету не той стороной.  Когда Сэм приходит в колледж повидать Генри, мы видим того недвижным, бледным, укрытым пальто, словно он уже мертв. Именно в этой сцене я заметила двойников. И поняла, что в фильме не так все просто:

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

Посмотрите на массовку. Это одинаковые люди. Сцены очень короткие, по 30-40 секунд, и сразу это в глаза не бросается. Но создает умственное напряжение - как незакрытая скобка. Я не сразу поняла, потом перемотала, чтобы убедиться. И сразу все предыдущие визуальные решения обрели смысл. Просто посмотрите на ракурсы, цвета, симметрию:

Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост
Райан Гослинг: "Останься". Почему хочется это развидеть Райан Гослинг, Обзор, Останься, Спойлер, Длиннопост

В кадрах почти никогда нет других людей. Если они появляются - это толпа. Добавьте к этому монтажную склейку эпизодов в одном кадре - камеру переводят с героев на окно, и через него мы видим персонажей уже в другой сцене; Генри моргает, и его лицо становится лицом Сэма, открывающего глаза; девушка входит в вагон метро, камера опускается на ее живот - и поднимается уже на лицо Лайлы, которая заходит в комнату дома. И так - весь фильм, с самого начала. Я начала ощущать тревогу и неуют на третьей минуте просмотра. Монтаж и работа оператора действительно держат в напряжении все время, до самого конца.


Плюс, на протяжении всего действия нам показывают сцены-вставки с людьми в машине, которые, кажется, совсем не имеют отношения к происходящему. В один момент пассажиры авто даже обсуждают происходящее в фильме (sic!). Смысл этих сцен откроется только в самом конце.


Совершенно ненормальной ситуация становится, когда Генри заявляет, что друг Сэма - это его погибший отец. Сэм начинает искать родителей Генри, и нас ждет абсолютно психоделическая сцена встречи с матерью парня, где само время причудливо прерывается и закольцовывается в дурной кошмар. Персонажей смешивают в одного человека, люди путают их имена и факты их жизни, а затем в эту адскую смесь добавляют Лайлу - все ее картины подписаны именем "Генри Летам".


Фильм заканчивается там, где он и начался: на Бруклинском мосту, в субботу, в полночь, совершая восхитительный и строгий оборот вокруг собственной оси.  Но чем он кончится, я вам не скажу, я обещала.


Кому понравится: строгие рекомендации: "Помни", "Шестое чувство", "Другие", "Идентификация", "Порок", "11:14", "Машинист", "Остров проклятых", "Донни Дарко", "Господин Никто".

Продвинутые рекомендации: "Малхолланд драйв", "Враг" с Джилленхолом, "Бульвар Сансет".


Рейтинг КП 7,3

Мой 9


Если вы уже посмотрели этот классический майндфак, но не поняли концовку или хотите обсудить какие-то детали - добро пожаловать в комменты, с удовольствием поболтаю.


Должен был быть пост-апдейт на https://pikabu.ru/story/podbor_filma_rayan_gosling_6540930

Но что-то пока не набралось достаточно фильмов для списка, которые мне бы понравились.

Всё о кино

19.9K постов58.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

Воу. Теперь я знаю, что посмотрю сегодня вечером.

раскрыть ветку (23)
4
Автор поста оценил этот комментарий
О, а ты остановился на спойлер алерте?
раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий

Кажысь, да. С утра торопился, пробежался глазами, увидел большие буквы, зашёл в комменты, а там предупреждают, чтобы не читали до конца) Ну ок.

раскрыть ветку (19)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Посмотришь расскажи) интересно твоё мнение
раскрыть ветку (18)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Знаешь, чё ещё не обсудили. Второстепенный момент, но всё же. Повторяющийся мотив лестницы, спускаясь по которой, оказываешься на том же месте. Метафора замкнутого пространства. Хотя то же кольцо.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати, да. Навзчивая ассоциация с Эшером была
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ой, художники... Я только с Гойя знаком, да и то так себе.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Чёт до боли знакомое. Не он один рисовал зацикленные лесенки.

Автор поста оценил этот комментарий

DON'T READ THIS COMMENT A SPOILER IS HERE

Я ВАС ПРЕДУПРЕЖДАЛ

...

Посмотрел, крч. Давай сначала сам отпишусь, потом пост прочитаю. Не то чтобы прям зашло, на разок сойдёт. Мб мне в итоге тот парень с Алисой в комментах проспойлерил, но хз. Если совсем по чесноку, я бы оценил в 7 из 10, периодически раздражала убогая съёмка с завалом горизонта или снизу вверх, зато понравилась сцена со стриптизом и какой-то лично значимой для героя Гослинга презентацией, хотя и её в итоге тащит офигенный саунд, а я за такой продамся и любой видеоряд облобызаю (да хотя бы вчера в киночате скинули, как в КС шпилится Нолан - https://vimeo.com/324615722, типа дико смешно, но меня прям всегда пронимает)... Так, накидываю балл за это, ну и за финал, умеренно порадовал, свели хотя бы к чему-то эти разрозненные сцены. И теперь его интерпретация, навеянная тем самым чуваком с Алисой.


Каким-то образом Сэм попал в предсмертное переживание Генри. Может, он крутейший эмпат и психиатр, но это условность. Также в его мире субъективное восприятие времени, например, амнезия, попадающих туда людей (разве Бет не побывала там и двинулась по итогу?.. хотя подожди-ка, тогда можно развить другую тему, что в фильме всё-таки помимо реальности Генри, есть и действительность Сэма, и чётко так делить сцены на настоящие и нет; в пользу этого говорит факт того, что только Сэм может ему помочь, видимо, были и другие попытки... ну ладно, у меня лучше получится защитить версию, что всё происходит в сознании Генри, за исключением финала - там даже толстый намёк-реплика на буддийскую иллюзорность всего происходящего (кстати, подобное мне зашло в Семи психопатах, первый раз когда смотрел, вообще ничё не понял, спустя пару лет уже лучше, вот эта фишка с монахом приглянулась; хотя может переврал её суть, смутно помню). Итак, самое простое наблюдение об этом мире - его составляют люди (и проговариваемые ими фразы), которые присутствовали при агонии Генри. Точнее, их образы, даже слепки - когда Сэм пытался узнать у матери Генри, что у них произошло, она этого не помнит, что логично; та же фигня и с Афиной/Офелией - я так считаю, это их совместная поездка на машине и есть первая встреча, до этого она лишь спрашивала, подавая кофе (или что он там заказывал), как его дела, а неуравновешенный парень уже готовил предложение (что произвело впечатление на выбравшегося Сэма и на его отношение к.. забыл, как её, к Наоми Уоттс крч; не думаю, что нам показывают их будущие отношения, её попытки в живопись (тем более на холстах подписи Генри) и вены - они ведь даже незнакомы на момент аварии; тогда какого черта она у Генри в голове? Тот факт, что их с Афиной лица накладываются друг на друга - может, к тому, что это просто навязчивый образ Женщины; ладно, пусть всё у неё и Сэма будет хорошо и впереди). Кстати, забавно, как эти образы реагируют на Сэма, иногда называя его Генри - ну типа они живут в голове последнего и привыкли называть местную волю Генри, а раз её заменяет Сэм...


Так, в принципе, и всё, что хотел сказать, пишу часов через пять-шесть после просмотра, подстёрлись впечатления и детали. Вот про связывающий финал добавлю - можно теперь и суть фильма выразить, его мораль - исповедь (хотя соборование лучше подходит, но хз). Не обычная психоаналитическая болтовня, а такая крутая с погружением в чужое сознание. На это даже титры с названием намекают - Останься. Ну что, теперь почитаю твой пост, может, в чём-то я и прав.


P.S. Пожалуй, стоит обратить внимание на творчество Бениоффа. Ладно, ИП взлетела, Троя была ничего, но тут-то оригинальный сценарий.

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Они все попали в предсмертное переживание случайно. Мне думается, что Сэм - рациональное начало личности Генри, не просто так в фильме прямым текстом говорится, что только он может помочь. Непосредственно - интеллект. Лайла - просто калька нервоза героя. Его эмоциональное состояние на момент аварии было сильно связано с предложением своей девушке, плюс Генри наделяет Лайлу своими чертами - она тоже художник. Поэтому путаются имена и события. А спойлер не в комментарии про Алису, а в анекдоте в самом начале - про лося. Сэм - лось, его на самом деле нет в этой истории, как и лося нет в анкедоте. Поэтому именно он общается с мертвыми родителями и с Афиной - Генри не знает ещё, мертвы его родные или нет, не может знать на самом деле, и пытается составить умозаключение на эту тему. Отрицание - нормальная реакция разума, поэтому очень логичен перенос на мужчину, который пытается помочь. Ещё один фильм - пособие по психотерапии:)
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Ой, всё:) На моменте с лосём как раз зевнул. Вот ещё хотел отметить придумку с Тристр... художником тем, который сжёг все свои картины и самоубился. То есть никто их не видел, однако его преподают и пишут о нём книги. Что это, если не успех:) Это даже круче Чёрного квадрата. А спойлер с Алисой - как раз крутилась в голове фраза во время просмотра "а чей это сон". Поэтому финал не показался неожиданным. Но это не значит, что он плохой. Подожди-ка, ещё один спойлер вспомнил от персонажа, уже после лося - когда шахматист вроде травил историю из Фрейда про отца, мальчика, сон и что-то горело.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Сценарий готовил писатель, и это видно, и это круто
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Писатель-то одно, но когда снимают по книжке, как-то сразу чувствуется и композиция, и продуманность, вот это всё:) Даже при желании можно обратиться к первоисточнику, чтобы кое-какие вопросы для себя просветить (ну как я щас с Оставленными делаю). А пересматривать раз за разом, пытаясь что-то уяснить - такое себе. Вот я бы двойников в кадре никогда не заметил:) Допустим, в них и была бы соль и никаких других намёков вообще не было - я бы не стал раз пять пересматривать, чтобы наконец-то их заметить и понять. Для чего нужно быть очень уверенным что в себе, что в авторе.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это прикольно, сил разума уже не хватило на генерацию полноценной массовки, я прикололась) а как тебе катарсис с исцелением отца, вообще по Фрейду
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Наложение рук - ха-ха, классик:)

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Может, я вижу то, чего нет, но постоянное кольцо обручальное - как кольцевая композиция всей ленты. Плюс, оно фигурирует и в сознательном, рациональном, и в подсознательном. Прикольно
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это легко считываемый символ, уроборос, вот это всё. Но, честно говоря, не вижу особого "кольца", сюжет вполне себе линеен, он развивается через Сэма и следишь за ним. А флешбеки с мостом - как пролог и эпилог для основной с ним части.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Это точно не первая встреча Генри и Афины, он же готовился сделать ей предложение и познакомил с родителями
3
Автор поста оценил этот комментарий

тебе, кстати, очень должно зайти, ты ж материалист) и это не Рефн тебе какой-нибудь или Вильнев, все просто, как дважды два, только внимательно смотри)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Хм, я ведь и правда материалист. И этот кинчик мне всё больше нравится:)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку