Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Не зря говорят, что многие европейские изобретения лишь повторяли то, что уже изобретено на востоке за сотни лет до этого, но не получило развития или было благополучно забыто. Один из ярких примеров √ боевые пороховые ракеты, которые впервые появились в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий. Оттуда они в 14 или в 15 веке попали в Индию, а в начале 19 века были скопированы и усовершенствованы англичанином Уильямом Конгривом.


Первоначальный оптимизм европейцев в отношении этого оружия вскоре сменился разочарованием из-за его низкой точности и подверженности влиянию ветра. А появление через несколько десятилетий нарезных орудий привело к повсеместному отказу от ракет, которые сильно проигрывали новым артиллерийским системам не только в точности, но и в дальнобойности. Однако в 1916 году это дважды забытое оружие вернулось в третий раз, а причиной его возвращения стали боевые аэростаты.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Английский рисунок 18 века, изображающий индийца, запускающего ракету с бамбуковым хвостом. Не совсем понятно, зачем он делает это в такой странной позе.

Первые опыты применения воздушных шаров для слежения за вражескими армиями отмечались еще во времена французских революционных войн конца 18 века. В дальнейшем наблюдательные аэростаты использовались в американской гражданской войне, а также во франко-прусской, русско-турецкой, русско-японской и ряде других.


Но наиболее широкое распространение это средство визуальной разведки получило в годы Первой мировой войны, чему способствовал ее позиционный характер. Десятки аэростатов изо дня в день висели на тросах по обе стороны линии фронта. От опытных глаз воздушных наблюдателей, вооруженных мощными биноклями, не могло укрыться ни одно движение в радиусе многих километров. Полученные сведения тут же передавались по телефону на землю, после чего по указанным целям наносила удар артиллерия. Баллоны поднимались с таким расчетом, чтобы их не могли достать вражеские зенитки.


Неудивительно, что одной из первых и наиболее важных задач, поставленных перед боевой авиацией, стала борьба с этим "всевидящим оком". Первым средством такой борьбы являлись стрелы - тяжелые заостренные металлические стержни со стабилизатором, которые летчик высыпал из специального ящика или просто из мешка, пролетая над вражеским аэростатом. Стрелы дырявили оболочку, вызывая утечку газа и заставляя аэростат спуститься.

Но это оружие оказалось малоэффективным. Попасть хотя бы несколькими стрелами в баллон было непросто, но даже в случае успеха дырки быстро заклеивали, аэростат подкачивали водородом из газгольдера, и всего через пару часов "пузырь" снова маячил в небе.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Германский наблюдательный аэростат.

Чтобы сбить "колбасу" (такое прозвище аэростаты получили за характерную форму) нужно было задействовать истребительную авиацию. Однако и пулеметная очередь не всегда могла быстро отправить воздушный шар на землю. Кроме того, пробоины от пуль можно достаточно быстро залатать и шар снова готов к использованию. Нужно было радикальное средство.


Появление на аэропланах пулеметов тоже не решило проблему, поскольку пробоины от пуль устранялись столь же легко и быстро, как и от стрел. Требовалось новое оружие, которое не просто заставляло бы аэростат на время спуститься, а приводило бы к полному его уничтожению. И в начале 1916 года такое оружие появилось. Лейтенант французского флота Ив Пьер Гастон Ле-Прие (Le-Prieur) вспомнил про древнекитайское изобретение, предложив сжигать баллоны ракетами.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Ив Гастон Ле Прие (1885-1963)

Ракета Ле-Прие представляла собой картонную трубку длиной чуть более полуметра с запрессованной пороховой шашкой - двигателем и деревянным носовым конусом с треугольным лезвием, напоминавшим наконечник копья. Оно предназначалось для протыкания оболочки аэростата, после чего наполнявший ее газ должен был вспыхивать от ракетной струи.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Сбоку к ракете крепилась длинная деревянная рейка - хвост, служившая для стабилизации в полете. Эти рейки при заряжании вставлялись в пусковые установки - простые металлические трубки диаметром 25 миллиметров, которые приделывали к межкрыльевым стойкам истребителей-бипланов.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Обычно истребитель нес шесть или восемь ракет, но иногда их количество доходило до десяти. Ракеты запускались попарно или залпом с помощью электрозапала. Пилот осуществлял наведение через простейший рамочный прицел, либо просто "на глазок".


Для предохранения от струй раскаленных газов при пусках полотняную обшивку нижнего крыла в районе стоек заменяли алюминиевыми или жестяными листами, а деревянные стойки защищали металлическими накладками.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Пороховая шашка полностью выгорала на дистанции 100-150 метров, а дальше ракета еще примерно метров 300 летела по инерции. Но чтобы гарантированно "запалить" аэростат надо было попасть в него ракетой с работающим двигателем. Очень малая дальность эффективной стрельбы грозила летчику риском врезаться в баллон при малейшем опоздании с выходом из атаки.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Тем не менее, французы решили рискнуть. Весной 1916 года первые партии ракет были изготовлены и установлены на самолеты "Ньюпор-16", ставшие, таким образом, первыми в мире воздушными ракетоносцами. 22 мая, после короткой тренировки пилотов ракетные истребители впервые пошли в бой.


Эксперимент увенчался полным успехом. Французские летчики за несколько минут сожгли ракетами пять из шести немецких привязных аэростатов, висевших в районе Вердена, и возвратились без потерь.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Этот триумф вызвал всплеск интереса к изделиям Ле-Прие. Уже через месяц они появились у англичан, еще через два - в России. Вскоре и немцы, захватив совершивший вынужденную посадку ракетный "Ньюпор", скопировали это оружие.


Наиболее часто французы и русские монтировали установки Ле-Прие на "Ньюпорах", но иногда их можно было увидеть на истребителях "Спад-7" и даже на крупных двухместных "Фарманах". У англичан "Ле-Прие" стояли на истребителях Сопвич "Пап", Де-Хэвилленд DH.2 и ночных перехватчиках RAF BE. 12.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

В 1916-17 годах ракетами были уничтожены десятки аэростатов с обеих сторон. Появились и первые "ракетные асы". Известно несколько случаев, когда ракетами удавалось сбить даже аэропланы, но это можно считать лишь случайностью.


Хотя вероятность попадания у "Ле-Прие" была гораздо выше, чем у стрел, она не шла ни в какое сравнение с точностью боя стрелкового оружия. Из-за неэффективного реечного стабилизатора на дистанции 100 м разброс достигал нескольких метров, поэтому даже по неподвижно висящим аэростатам летчики то и дело промахивались.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Еще одним серьезным недостатком было ухудшение летных данных самолетов-носителей. Истребитель с ракетами терял в скорости и не мог вести маневренный воздушный бой, поэтому при появлении в воздухе вражеских самолетов "охотникам за аэростатами" приходилось отказываться от выполнения задачи и давать залп впустую, чтобы освободиться от лишнего груза и снизить аэродинамическое сопротивление.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Однако причиной очередного отказа от ракет стало не это, а появление в боекомплектах авиапулеметов фосфорных зажигательных пуль, оказавшихся гораздо более эффективным оружием как в борьбе с аэростатами, так и против аэропланов. В 1918 году выпуск пороховых неуправляемых ракет прекратился.

Ракеты Ле Прие - "воздух-воздух" времен Первой мировой Первая мировая война, Авиация, Ракета, История, Длиннопост, Дирижабль

Почти на 20 лет они вновь ушли в забвение, чтобы вновь возродиться на более высоком техническом уровне в виде советских "эрэсов", давших первые залпы в 1939 году в жарком небе над Халхин-Голом.

(c) Владимир Кондратьев

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения