PZL P-23A Karas (1/72 IBG Models). Заметки по сборке
Приветствую, уважаемые подписчики, коллеги-моделисты и просто читатели! После довольно длительного периода, когда я всё своё время отдавал ветеринарной деятельности, сегодня я вернулся к любимому хобби и закончил модель очень необычного самолёта. В нём "прекрасно" всё: архаичный внешний вид, высочайшие характеристики, насыщенная боевая история, но главное - звучное и грозное название! Итак, встречайте хищную птицу Войска Польского: Карась!
О наборе: Набор от польского (какого же ещё!) производителя IBG Models, 2017 год выпуска. В довольно крупной коробке лежат четыре литника из серого полистирола, один литник из прозрачного, планочка фототравления, декаль и инструкция-книжечка. В наборе 71 пластиковая и 15 травлёных деталей, что весьма неплохо для небольшого самолёта в 72 масштабе; неиспользованными останутся менее 10 деталек. Качество литья высокое - утяжин, замыленности, облоя нет, но есть следы стыковки половин пресс-формы, особенно сильный дефект на капоте двигателя. Пластик приятен в обработке, не хрупкий, хорошо клеится. Детализация превосходна: отдельный респект интерьеру кабины, в котором есть всё, что я считаю нужным, всё хорошо и в экстерьере. Расшивка внутренняя и также очень-очень хороша - с ней удобно работать со смывками, она весьма подробна, и смотрится на готовой модели очень хорошо. Стыкуемость на уровне "выше среднего" - не очень хорошо становится на место нижняя гондола и узел "мотор+капот", с остальным всё отлично. Прозрачные детали на твёрдую пятёрку: они тонкие, чистые, прекрасно выполнен переплёт фонаря кабины, не хватает только возможности открыть фонарь. Фототравление тонкое, качественное, с ним удобно работать. А главное - оно заметно повышает детализацию, в отличие от травла в Ки-61 "Хиен" от "Дрэгона", с которым я недавно работал. Набор фактически не имеет вариативности: можно разве что подвесить либо нет бомбы. Ну и ещё в пластике даны стойки колёс со снятыми обтекателями (как на боксарте), но в инструкции про такой вариант ни слова. Каких либо бонусов, будь то пилоты, подставки, таблички и т.д. в наборе нет. Инструкция крупная, но имеет пару непонятных мест. Особенно понравилась радиостанция, которую нужно покрасить в цвет "чёрный+белый". Простите, что? Сверху чёрным, снизу белым? Или в полоску? Или смешать? Поскольку кольцо на капоте бронзового цвета тоже было указано "ржавчина+серебро", я покрасил радио в серый. Схема окраски и маркировки показывают машину со всех ракурсов, она крупная и цветная. Сделать можно только одну машину, но с ранними обозначениями или периода войны - различия всё же есть, так что можно сказать, что есть два варианта. Декаль очень на любителя - она невероятно тонкая и хрупкая, работать с ней было довольно мучительно, пара технических надписей мною была испорчена. Хотя нужно указать, что декали яркие, не прозрачные, среди них есть техничка. В целом набор оставил очень хорошие впечатления: с ним в целом приятно работать, моменты типа глупостей в инструкции и тончайших декалей как-то прощаются, и в сборе всё очень аккуратно выглядит. Браво, поляки, прекрасный набор для создания вашего чудо-самолёта. Набор, правда, не дешев, за его цену можно купить две-три модели от "Звезды". И если вы новичок, то вам лучше так и поступить. А данный набор я бы рекомендовал моделистам поопытнее, они смогут насладиться им и ничего не испортить.
О создании: Работа начинается с интерьера кабины. Клеил пластик обычным и сверхтекучим модельным клеем, травление фиксировал цианоакрилатом-гелем. Механическая обработка скальпелем, надфилями и маникюрными пилками.
Затем интерьер подвергся окраске из аэрографа и кистью. Ну и конечно немного смывочки, сухой кисти - без фанатизма, но чтоб было.
Вот так интерьер выглядит в сборе. По-моему, очень хорошо.
Далее - собираем половинки фюзеляжа, вклеиваем остекление и маскируем лентой "Тамия". Не "Рама", конечно, но тоже пришлось попотеть с маскировкой.
Мелкие доработочки: стволики пулемётов рассверлены иглой от шприца-инсулинки, а выхлопные трубы - свёрлышком.
Приступаем к окраске экстерьера. Для начала - чёрный, на будущих голубых поверхностях им надут прешейдинг, а на остальных - сплошной слой.
Надуваем цвет на брюшко. Поскольку польский голубой несколько отдавал лазурью, пришлось делать смесь из голубого, серого и зелёного. Результат мне понравился.
А теперь рубрика Эээээ-эксперимент! Видел такое разноцветное высветление несколько раз в Инстаграмме у зарубежных коллег. Решил опробовать, благо однотонный самолётик так и просит разнообразия.
Намешан основной цвет из акрилов Vallejo Air цветов Коричневатый Olive Drab и German Red-Brown. Скажу сразу: я знаю, что польский хаки вроде как бы был позеленее, но мне очень приглянулся цвет с бокс-арта, и я хотел получить что-то красновато-коричневое. Простите, но поднадоели зеленоватые самолёты. Я художник, я так вижу.
Бронзовая эмаль Humbroll на нос и немного на выхлопные трубы...
Задуем самолёт эмалевым глянцем, и приступаем к мучению работе с декалями. Я юзал Tamiya Mark Fit, но эти тончайшие плёночки и без неё влезут куда угодно.
После высыхания декалей - ещё слой глянцевого лачка и начнём пачкинг при помощи Vallejo Wash. Использую чёрную и коричневую, сильных разводов-потёков на самолёте не делаю, ибо он всё же был учебным, да и Польская Кампания столько не длилась, чтоб извозить самолёты.
Ммм, копчёным запахло! Следы нагара от выхлопа при помощи двух красочек и дуйчика.
В процессе написания исторической статьи (да-да, вы же знаете, я такие пишу, и иногда перерываю немало сетевых ресурсов в процессе), случайно попал на форум польских моделистов, где суровые и мудрые дядьки решали, каким лаком кошерно покрывать польскую авиацию Второй Мировой. А поскольку для меня, владеющего русским и украинским языками, польска мова не такая уж и загадочная, то я выяснил, что PZL-11 должен быть матовым, а вот Карась - скорее полуглянцевым. Спор там был знатный, с пруфами в виде архивных фото, фото из музеев и т.д., так что я поверил мастодонтам польского моделизма, и задул своего скромного карасика сомнительного цвета полуглянцем. Ну а поверх лачка прошёлся сухой кистью с цветом алюминия, дабы подчеркнуть цельнометаллическую конструкцию тушки нашей бравой рыбки.
И после снятия масок имеем такого красавца:
На этом пока всё, статья об этом польском чуде выйдет в ближайшее время! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!
Стендовый моделизм
4.6K постов9.5K подписчик
Правила сообщества
0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.
1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.
2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».
3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)
4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.
5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.
6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.
7. Администрация (и модераторы) в праве удалять посты и блокировать пользователей без предупреждений, возможно, по иным, ещё не указанным в правилах причинам. По всем вопросам можете позвать (@ALMAZ0id ) в комментариях, либо по почте 333almaz@gmail.com
8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).