Прокуратура в суде. Общее впечатление, случаи из практики.

Коллеги, предлагаю обсудить такую тему, как участие органов прокуратуры в суде. Создалось у меня одно впечатление (не сегодня и не вчера, просто вспомнилось), которым хочу поделиться. И, по возможности, услышать мнения практикующих юристов: прав я или ошибаюсь, только в моей Ростовской области так или везде. Поэтому пост - чистое ИМХО, чисто личный опыт и опыт ближайших коллег.


Как у нас обычно выглядит прокурор в суде. Это красивый, стильный молодой человек (девушка тоже человек) в форме с блестящими пуговицами и прочей фалеристикой. Который, давая заключение по делу, не сошлётся ни на одну норму права, а тем паче на практику правоприменения. Это скорее такой аксакал, который высказывает мнение по каким-то неписанным понятиям. А в той же апелляции для представителя областной прокуратуры совершенно нормально всё заседание играться в телефоне. Встать для дачи заключения после второго-третьего окрика председательствующего о том, что таки приглашается к даче заключения прокурор. Потом, как матёрый троечник, этот человек озвучивает пару несвязных фраз из позиции одной из сторон и на том считает свою задачу выполненной.


Ещё хуже выглядит прокурор в качестве истца. Материалом, как правило, владеет практически никак. Поэтому большую часть работы (наводящие вопросы, отсечение вопросов другой стороны, вытягивание необходимых ходатайств) делает сам судья. Но главное правило - house always wins. И под house подразумевается, конечно, прокурор.


Чтоб не быть голословным, приведу пару примеров из своей личной практики.


Случай первый - мелкое разгильдяйство. Прокурор подаёт иск о взыскании заработной платы. Для расчёта штрафов за несвоевременную выплату берёт просто последний день месяца, не заморачиваясь на трудовой договор и положение об оплате труда с конкретными датами выплаты. Это, конечно, копейки, но моим коллегам в других ситуациях ради этих копеек клиента не лень сделать нормальный расчет. Тем более при таком обилии на сегодняшний день вполне годных онлайн-калькуляторов.


Случай второй - неприкасаемая структура. Однажды писал заявление в прокуратуру для близких родственников. Прокурор по традиции, увидев пару знакомых слов, перекинул заявление в городскую администрацию. При этом в полномочия МСУ рассмотрение жалобы не входило от слова "совсем". Как минимум там должна была быть гос.жил.инспекция, а в лучшем случае - Ростехнадзор (жалобы туда тоже были отправлены, к данной ситуации это отношения не имеет). При этом прокуратура даже не известила заявителя о переадресации жалобы. По истечении срока ответа был подан иск о признании незаконным бездействия прокурора. В заседание пришёл представитель прокуратуры с улыбкой до ушей и представил письмо о переадресации жалобы в администрацию. И письмо, якобы отправленное заявителю, на котором ещё чернила не просохли (прокурор же модный, перьевой ручкой подписывает). Без доказательств отправки заявителю. Меняю требование на признание незаконным действия по отправке на рассмотрение в структуру, не имеющую полномочий на рассмотрение вопросов, изложенных в жалобе. Под смешки судьи, который меня вполне себе активно затыкал, получаю, естественно отказ (подтверждённый выше). Мотивировка - "есть такое слово, указанное в заявлении, в законе о местном самоуправлении, поэтому всё норм, а заявитель - тупень".


Случай третий - полный неадекват. Прокурор подаёт спаренные иски на одну тематику, но недостаточно близкие, чтобы быть в одном деле. По первому иску получает отказ. И, на мой взгляд, вполне обоснованный, т.к. требование звучит примерно так: "обязать Х обеспечить осуществление деятельности Ч в полном соответствии с законодательством". Судья резонно сказал, что а вы мол тогда нахрена нужны, если не хотите надзирать за этой сферой и хотите всю свою структуру заменить одним приставом, которому достанется такой лист? Я для себя тогда подумал, почему б вообще не подать иск с требованием "обязать всех исполнять действующее законодательство" и уйти по домам, оставив только бухгалтерию для выплаты зарплаты.

Что, думаете, было после этого решения? Дела рассматривались в графике каждый раз одно за другим, чтоб два раза не вставать, так сказать. После рассмотрения первого дела и оглашения решения уже через 15 минут судья был отстранён от второго дела и вообще от исполнения обязанностей на несколько недель. После того, как вышел, был перемещён с руководителя административного состава на рассмотрение самых мелких гражданских дел, чем занимается и поныне. Судья, которому назначили это дело (и который стал новым руководителем административного состава), формально заслушал стороны, не перебивая, а потом переписал иск прокуратуры в мотивировку решения без малейших корректировок. Как спорные, так и откровенно бредовые позиции, которые были отписаны первым судьёй в своём решении от всей души и детальнейшей мотивировкой.


Несмотря на всё вышеуказанное, работников прокуратуры я не считаю какими-то прям плохими людьми. Чисто по-человечески с некоторыми поддерживаю нормальные отношения, не касаясь профессиональной сферы. В том числе и с теми, с кем схлёстывался в заседаниях. Встречал я и хороших специалистов, работавших в прокуратуре. Правда, оба этих специалиста к формулировке "работник прокуратуры" имели приписку "бывший".


Не берусь распространять весь свой негативный опыт на всю структуру и был бы рад почитать случаи из практики коллег.

Лига Юристов

34.6K постов38.4K подписчиков

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.

2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:

- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;

- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;

- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.

3. Размещение ссылок на свои социальные сети в сообществе разрешено только в профиле. Размещение ссылок на свои социальные сети (телеграм-канал, дзен, инстаграм, вк и прочие) в посте расценивается как реклама. Такие посты будут выноситься из Лиги юристов, автор поста предупреждается о нарушении, и, при повторном нарушении - получать бан в сообществе.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Прокурорские иски очень подробно набиты нормативкой. Нет особого смысла это все транслировать, суд и вторая сторона по-любому с документами ознакомлен. Кроме того часто важнее не то, что написано в норме, а как это следует понимать.

1. Документы готовятся массово, часто привлекаются общественные помощники, последние могут допускать грубые ошибки, а из-за объема прокурор пропускает косяки. Это не отменяет его халатности, но все же. Да и требования всегда можно уточнить.

2. Прокуратура не подменяет иные органы власти. За необоснованно принятое к своему производству прокурору может нормально так прилететь и как таковой прям обязывающей нормы переслать заявления по подведомственности нет, а особенно нарушения в направлении заявления не туда.

3. Странные заявления судьи если честно. Иск это один из установленных для прокурора актов реагирования и он вправе решать что применять. Силовой функции принуждения к исполнению у прокурора нет. Он может только акты реагирования клепать и проверками доставать и то не часто.

раскрыть ветку (13)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Увы, не всегда они набиты нормативкой. Хотя и такое тоже бывает, не отрицаю.

1. Требования можно уточнить, но в описываемых ситуациях этого не происходило. И данная конкретная пара исков готовилась очень серьёзно, не в массовом порядке. Дело было уникальным и под особым контролем.

2. Вы часом не из прокурорских? Начинаю что-то подозревать. Говорите,

как таковой прям обязывающей нормы переслать заявления по подведомственности нет

А если взглянуть... ну... скажем... на часть 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"?  Статью про "не подменяет" прекрасно знаю. Или у нас прокурорские работники не являются федеральными государственными служащими?

3. Всё больше чувствую в Вас синий мундир с золотой фалеристикой. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении", а именно пункт 11, который в том числе об исполнимости, почитать не пробовали?

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не говорю о конкретно паре, а в принципе все готовят массово.

Эта норма не обязывает поступать однозначно именно так могут как перенаправить, так и дать разъяснение в пятнадцатидневный срок. Хотя по башке надают, если часто так поступать.

Я прекрасно знаю Пленум. Но точного содержания прошения здесь не представлено, поэтому пока это странная придирка.

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Конкретная пара была политическим ходом для местного прокурора, поэтому тут дело не в массовости.

Не было ни информирования о перенаправлении. Это раз.

Сейчас я приведу цитату из указанной нормы:

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Можно мне тут процитировать про 15 дней? Или, может, статья 10 ФЗ "О прокуратуре РФ" содержит иное толкование?


Точное содержание искового требования:

"Обязать Администрацию города Таганрога обеспечить сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не прокурор же лично готовил иски. А с помощника никто не будет снимать полномочия. Он все должен сделать одновременно.

Это отражено в инструкции Генпрокуратуры. Прокуратура практически всегда компетентна, но обращение не подлежит проверки, поэтому в пятнадцатидневный срок можно дать разъяснение.

Ну с этим соглашусь говно формулировка, если только Таганрог вообще не вывозит отходы.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Не прокурор лично. Ни в одной структуре руководитель не готовит документы лично.

Ссылочку на инструкцию Генпрокуратуры и по крайней мере личную её оценку соответствия Федеральному таки Закону можно будет получить?


Слава Ктулху хоть в чём-то мы относительно сошлись. Таганрог отходы вывозит, просто полигон ТБО переполнен, а областной проект на эту тему (межмуниципальные экологичные полигоны) заглох. Денег не нашли или ещё что. Поэтому мусор вывозят, как могут.

Кстати, второе решение было по формулировке "запретить эксплуатацию полигона ТБО по адресу: ХХХХ"

Как потенциально переполненный (там всё сложно с объёмами по проектировочным документам) - согласен, нельзя. Но если возить мусор на Дальний Восток и разницу в стоимости выставлять прокуратуре города Таганрога - то я очень даже за.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Чё,бля,сразу Дальний Восток?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

А у вас места много)

Автор поста оценил этот комментарий

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141740/ 5 раздел. Инструкция полностью соответствует. 15 дней это просто дополнительный срок в пределах 30 дней. И как уже указал прокуроры компетентны собственно во всем.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Открываем раздел 5 и видим, что он вообще никак не регламентирует перенаправление обращения и уж точно не отменяет федеральный закон.

Вот это одна из проблем с вашими коллегами. Факт первый - есть норма федерального закона, устанавливающая обязанность перенаправления обращения в орган, уполномоченный на его рассмотрение. Факт второй - есть внутренняя инструкция, устанавливающая сроки рассмотрения обращений граждан и не содержащая информации о перенаправлении обращений.

Какой вывод делает из этих фактов господин прокурор? Правильно, "да и хрен с ним, с этим законом, по инструкции мы не обязаны". Впрочем, это и не удивительно для структуры, которая взяла фразу "да и хрен с ним, с этим законом" за свой девиз.

Действительно, и вот так

прокуроры компетентны собственно во всем.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Чтобы не делать скоропалительных выводов можно было и всю инструкцию прочитать. Я указал раздел только из-за того, что именно в нем установлены сроки ответа без дополнительной проверки.
И ещё раз в законе ключевым является если орган не компетентный в рассмотрении вопроса, а не то что должны перенаправить.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Так раз перенаправили, значит, некомпетентны? А то, что направили в орган точно некомпетентный - это нормально? Помнится, выше эта тема поднялась именно с довода "ну направили и направили, вообще не обязаны были". Вы как-то или плавки наденьте, или крестик снимите.

Ещё раз: должны были перенаправить или не должны? Если не должны перенаправить, то должны ли были сами рассмотреть по существу?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Абсолютно неверный вывод. Прокуратура не должна подменять другие органы, но она всегда может принять обращение в производство и её действия будут законны.
Я сказалось, что нет прям прямой обязанности именно перенаправить и я по-прежнему говорю, что её нет. Прокурор может заявление перенаправить или рассмотреть, при этом рассмотреть двумя способами без дополнительной проверки и дать разъяснение закона или провести проверку.
раскрыть ветку (1)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку