Посмертные приключения. Александр Невский

Как известно, Русь настолько святая, что её оберегает множество т. н. «покровителей». Некоторые из них, что характерно, оставили после себя многочисленные останки (вот такая тавтология), являющиеся объектом поклонения разного рода обидчивых верующих. И судьба этих останков порой бывает куда веселее, нежели у оригинала.


Заметьте, мы против всех этих разговоров про «некрофилию», «супнабор» и «разорение могил».


Как известно, Александр Невский был новгородским князем. А заодно — киевским, владимирским и прочая, и прочая. Хотя собственно Невским его при жизни никто не называл.


А потом он помер.


Ну помер и помер. Похоронен во владимирском Рождественском монастыре. История этого монастыря, кстати, богата яркими событиями ничуть не меньше, нежели биография знатного покойника. Чего только стоит эпизод разграбления Батыем с казнью архимандрита Пахомия в 1237 году. Александр Ярославич тогда уже княжил в Новогороде.


Рождественский монастырь вообще был в ту пору фактически центром церковной и, в какой-то степени, политической жизни во всей Владимиро-Суздальской Руси. Местные архимандриты и прочая братия пользовались особым покровительством владимирского князя ещё со времён Всеволода-Большое-Гнездо. Так что жили монахи небедно, жили — не тужили, денежку копили, бражку варили, податей не платили и не ведали недостатка ни в чём. Так что и в чудодейственных артефактах особой нужды не было.


Интересный факт. Строго говоря, «варить бражку» на Руси научились в самом конце XIV века, уже после Куликовской битвы. Возможно, именно к той поре относится рождение русской водки.


Однако город Владимир постепенно отходил на периферию русской политики. Великокняжеский престол был перенесён в Москву. В 1325 году туда же перекочевал митрополит со всем своим двором.


Конечно, Рождественский монастырь всё ещё считается в ту эпоху важнейшим объектом, и многие московские князья делают в его бюджет немалые вливания. Например, дарят деревеньки «в поминанье». А князь Дмитрий (на тот момент ещё не Донской) отписал «к святей Богородице в Володимир блюдо великое серебряное с кольцы».


Тем не менее, влияние местного архимандрита постепенно падало на фоне возвышения Троице-Сергиевой обители, а «блюда с кольцы» не могли покрыть его немалых расходов. Нужно было найти какой-то новый источник доходов, который позволил бы продолжать местной братии привольное житьё и не зависеть от редких подачек возвысившейся «выскочки»-Москвы, а заодно поддержал бы авторитет Рождественского монастыря.


И он таки был найден! В 1380 году объявлено об «обретении мощей» Александра Ярославича. Было даже сложено предание, что святые Борис и Глеб при свидетелях обратились к давно покойному князю с просьбой помочь в Куликовской битве. На следующее утро соответствующие мощи и были обретены.


Что значит «обретены»? Судя по всему, монахи просто откопали кости стодвадцатилетней давности. Эдакая эксгумация по-средневековому. И вокруг них начали формировать соответствующий культ. Причём, если верить порталу molitva-info.ru, «мощи остались нетленными и благоухающими». Впрочем, это не последнее «чудо», связанное с ними.


Тем не менее, почитание мощей Александра Невского так и не стало в тот момент особо популярным. Дело в том, что главным противником Москвы на тот момент виделась Орда. Вот только Александр с татарами-то не воевал. Наоборот, ездил на поклон к хану Берке, чтобы отговорить того от мобилизации мужского населения Руси на борьбу против иранского ильхана. И вообще, фактически распространил власть татар на Новгород, хотя этот город никогда не был ими завоёван. Так что создать из биографии Невского популярный миф долго не получалось. Посему и потока богатых странников в Рождественский монастырь организовать не удалось. Дела постепенно шли всё хуже…


Лишь во второй половине XV столетия внешнеполитическая ситуация несколько изменилась. Обострились и без того неровные отношения Московского государства с западными соседями, в первую очередь — с Литвой. Вот тут-то и пригодился было образ «святого защитника» Руси от западных интервентов!


Правда, праздник длился недолго.


23 мая 1491 года кто-то где-то не по-пионерски затушил тлеющую лучину — и полыхнуло. Монастырь выгорел основательно, из имущества сохранилось только недвижимое, т.е. стены монастыря, сильно закопчённые. И…


И рака с мощами. Во всяком случае, так было объявлено монастырским руководством. И неважно, что соответствующие хроники пишут, дескать, «тело князя великого Александра Невского згоре». Сказано же вам — мощи чудодейственные, это вот всё! А кто не верит, тот схизматик.


Интересный факт. Рака — это такой церемониальный гроб с останками умершего. Казалось бы, при чём тут поклонение мертвецам?


Большую роль в мифологизации давно помершего князя сыграл другой князь — Великий князь всея Руси, а заодно и царь, Иван Грозный, за свои бесчеловечные методы дознания в поисках крамолы справедливо прозванный в народе Васильевичем. Он якобы задержался по дороге на Казань в обители, долго молился и получил исцеление рук от сосуда с нетленными и негорючими костьми Александра Ярославича, которого как раз незадолго до этого официально объявили святым РПЦ. Нужно ли ещё доказательств святости? Или вы царю православному не верите? Малюта Лукьянович, займитесь!..


В дальнейшем все цари вполне благосклонно относились к этому вместилищу останков. В конце концов, оно символизировало победы Русского оружия и это вот всё. Так что при мало-мальски значимой военной тревоге со светлого образа князя Новгородского стряхивали пыль и использовали по назначению.


Особенно активно имя Александра Ярославича пропагандировал царь Пётр. Он даже повелел соответствующий монастырь заложить прямо на Невском проспекте, главной транспортно артерии новой столицы — Санкт-Петербурга. Руководил строительством и обустройством новой обители любимец (и, по некоторым данным — собутыльник) царя, будущий первый вице-президент Синода архимандрит Феодосий. Он же освидетельствовал соответствующие биоматериалы, которым надлежало быть главной святыней будущей лавры.


После того, как их вывезли из Владимира, мощи отправились на гастроли в Шлиссельбург, где находились примерно с год. И вот, 30 августа 1724 в Питер прибыла по официальным данным «галера» (по факту — крупный ялик), где у руля стоял лично государь-император, а на вёслах сидели государственные сановники (правда, без цепей). Под звон колоколов и грохот пушек был выгружен контейнер с костями на брега Невы. Войска шпалерами, народ толпами и приличествующие ситуации чепчики в воздух — всё это наличествовало.

Посмертные приключения. Александр Невский Cat_cat, История, Александр Невский (актер), Мощи, Смерть, Останки, РПЦ, Длиннопост

Петр Первый привозит контейнер с останками в Петербург.


Переносу мощей в Питер сопутствовал один интересный факт. Пётр открыл раку, осмотрел мощи, потом опять всё запер, а ключ бросил в Неву. Потом раку занесли в Александро-Невскую церковь, царь и придворные отстояли богослужение, ввели новый праздник (»Перенесение мощей»). Теперь любой, усомнившийся в подлинности мощей Александра Ярославича, фактически приравнивался к государственному изменнику «по двум пунктам» — хула на бога и хула на государя. За такие дела в петровские времена казнили без разговоров, а в елизаветинские — нещадно плетьми пороли и, урезав язык, отправляли куда-нибудь в район Соликамска.


Под конец жизни Пётр Великий решил запилить соответствующий орден исключительно за военные заслуги. Самолично не успел, а вот следующие монархи награждали им направо и налево. Среди прочих награждёнными орденом Александра Невского были обер-гофмейстер (шибко военный, так ведь?) С. Нарышкин, лично Екатерина Первая, польский король Август, Фридрих Прусский и другие важные особы. Что очевидно, воинские заслуги перед русским престолом многих этих лиц несколько сомнительны.


Впрочем, награждали и куда менее маститых товарищей. Скажем, Бирон, будущий герцог Курляндский, получил орден в 1730 году, будучи в «скромном» звании камергера.


А уж чего стоят награждения в эпоху Екатерины Великой! Орловы все братья, Потёмкин и родственники, Платоша Зубов с братом — этим деятелям альковного фронта ордена отгружались на вес. И орден святого Александра Невского не был исключением. А соответственно награждению шла и пенсия


Хотя и взносы имели место. Каждый кавалер ордена обязан был ежегодно вносить по 200 рублей на государственные нужды. Официально объявлялось, что деньги шли на школы и «пристанища для бедных». На деле получалось по-разному…


Окончательно превратившись в инструмент государственной пропаганды, мощи были переложены в новый контейнер. В 1753 году сестрорецкие мастера изготовили для них раку, которая обошлась казне в 80 с лишним тысяч рублей серебром. А как же? Солидный господь для солидных господ, старый деревянный ковчежец уже не соответствовал имперскому пафосу!


Интересный факт. Рака для мощей Александра Невского — одно из крупнейших сооружений, выполненных из серебра. Она весит почти полторы тонны. Сейчас экспонируется в Эрмитаже.


Время шло, гром победы раздавался, Александр символизировал. Но тут внезапно пришла Большая Война. Согласно современным историкам, церковники никогда особенно не скрывали, что основная часть мощей была уничтожена огнём, а всё, что сохранилось, помещалось в небольшую кипарисовую шкатулку. Собственно, в неё и сложили останки Александра Невского летом 1917 года, когда началось немецкое наступление. Как-то не слишком церковники верили в триумф Русского оружия, поддерживаемого святым Александром, и на всякий случай приготовились его (Александра) эвакуировать.


И всё-таки немцы в Петроград не вошли, а большевикам старые кости были малоинтересны. Поэтому их на всякий случай было решено описать, систематизировать и разместить по музеям, чтобы больше не вспоминать. Началась «кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей», если верить православным источникам.


Среди прочих была вскрыта и шкатулка с мощами Александра Невского.


Ещё до того, как всё это произошло, заместитель наркома юстиции Пётр Красиков обронил интересную фразу: «Ни тленных, ни нетленных, словом никаких останков князя Александра Невского нет и быть не может, так как 1491 г. весь город Владимир и находившийся там монастырь Рождества с церковью и гробом Александра Невского сгорели». И ведь действительно, сгорели.


Несмотря на обращение церковников в петроградский исполком, было решено произвести обследование мощей. При вскрытии кипарисовой шкатулки с мощами присутствовали представители воинских частей, профсоюзов, ряда партийных комитетов. Ну и священники, разумеется.


И что же? «…Было найдено 12 небольших костей разного цвета (значит от разных мощей). К тому же в раке оказалось 2 одинаковые кости одной правой ноги». Кому принадлежали все эти останки — сказать на тот момент было невозможно, однако далеко не все из них имели следы огня. Таким образом, можно заключить, что как минимум часть костей попала в ковчежец в конце XV века или позже.

Посмертные приключения. Александр Невский Cat_cat, История, Александр Невский (актер), Мощи, Смерть, Останки, РПЦ, Длиннопост

Вскрытие шкатулки с мощами Александра Невского. Очень компактный «ковчежец», не так ли?


Первоначально планировалось привлечь к реконструкции облика Александра Ярославича специалистов-антропологов, в т.ч. лично Михаила Герасимова — автора уникальной, всемирно признанной методики воссоздания лиц давно умерших людей. Но восстановить облик святого князя не удалось.


Среди рандомного набора костей в ковчежце не было черепа.


В общем, всё, что было обнаружено в той шкатулке (фактически — горсточка костных фрагментов разного возраста) было передано в музей религии и атеизма. Об этих странных костях на время забыли.


Интересный факт. В ту пору было вскрыто множество контейнеров с мощами. Вот, что содержала рака, якобы хранящая нетленные останки Сергия Радонежского: «Полуразвалившийся череп и растирающиеся в порошок кости, вата, прядь волос русо-рыжеватого цвета, тщательно завернутая в провощёную бумагу недавнего происхождения и оказавшаяся в черепе, масса моли, личинок и бабочек, кусочки грубой деревенской полуистлевшей материи».


Лишь когда с запада опять запахло порохом, с образа князя, как встарь, стряхнули пыль, объявили «прогрессивным» (наравне с Петром I) и преподнесли. Именно в образе А. Невского замечательный артист Николай Черкасов произносит знаменитые слова, про «кто к нам с мечом придёт, тому сюрприз». Причём, именно из-за того, что о той эпохе на самом деле мало что известно, Эйзенштейн и остановился на князе Александре, как герое своего фильма. «Как я сделаю, так оно и будет», провозгласил режиссёр. И до сих пор его фильм считается эталоном «исторического» кино, хотя к реальной истории имеет весьма опосредованное отношение…


Так а что же сказать про те самые кости, которые по традиции именуются «мощами Александра Невского»? О, их постигла вполне себе счастливая судьба. 3 июня 1989 их перевезли в Александро-Невскую лавру и некоторое время демонстрировали в небольшом сундучке из нержавейки. Потом переложили в более солидную коробочку, фанерную. Периодически эти «останки» отправляют в гастроли, в т.ч. за рубеж. Кроме того, кусочки от них время от времени отделяют и отправляют в церковные филиалы по городам и весям. В частности — во Владимир, в Москву и даже в Болгарию. Нет, это не надругательство над останками покойника.


Ныне то, что считается останками Александра Невского, рассеяно по блокпостам РПЦ на пространстве от Софии до Урала. Экспертизы относительно принадлежности этих костей собственно тому самому князю не проводилось. Да и зачем?

Посмертные приключения. Александр Невский Cat_cat, История, Александр Невский (актер), Мощи, Смерть, Останки, РПЦ, Длиннопост

Петербург отмечает годовщину перемещения костей. Видны хронические представители и флаги ангажированных «неправительственных организаций».


Источник: Cat_Cat. Автор: Павел Заикин.

Личный хештег автора в ВК - #Заикин@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения