Последний бой кораблей Черноморского Флота в Великой Отечественной войне

Нашими войсками предпринималось несколько попыток захвата части территории в оккупированном фашистами Крыму. Были и подготовительные операции, с помощью которых планировали обескровить фашистов, чтобы они полноценно не могли противостоять нашему десанту. Осенью 1943 года у берегов Крыма, относительно недалеко от Артека, состоялся неравный бой трёх кораблей Черноморского флота с фашистскими самолётами и вражеской береговой артиллерией.

Маневрируя и ведя массированный огонь по противнику, корабли отошли в открытое море и скрылись в тумане. Через некоторое время волны штормившего моря вынесли на артековский берег тело погибшего в этой схватке моряка-черноморца.

Местные жители тайно захоронили его на пустынном морском берегу восточнее Нижнего лагеря (сейчас это лагерь «Морской», где и установлен памятник «Неизвестному матросу»).

Теперь о том, что происходило в море.

5 октября 1943 года, утром, начальник разведотдела Черноморского флота доложил командующему вице-адмиралу Л.А. Владимирскому, что в Крыму находится не более 40 немецких самолётов. На основании этого было решено (до начала Керченско-Эльтигенской десантной операции, которая планировалась 28 октября 1943 года) в эту же ночь провести набеговую операцию на морские коммуникации противника у южного побережья Крыма. Цель –– уничтожить немецкие десантные корабли и коммуникации в Ялте, Феодосии, Керчи.

Позже выяснилось, что разведданные не соответствовали действительности. За два дня до описываемых событий численность бомбардировщиков и истребителей противника в Крыму увеличилась вдвое. Для выполнения операции флотом выделялся отряд кораблей в составе: лидер[1] «Харьков» (311 моряков), эсминец[2]«Беспощадный» (235 моряков) и «Способный» (247 моряков), восемь торпедных катеров, самолёты ВВС флота.

Эсминец «Беспощадный» в 1943 году имел тактический номер 17, водоизмещение: 2402 т. Экипаж: 236 чел

Обстрел Ялты и Феодосии должны были осуществить на рассвете 6 октября 1943 года. В случае открытия огня по нашей группе немецкими береговыми батареями, их должны были подавить наши бомбардировщики.[3]

Прикрывать отход кораблей должны были шесть истребителей ВВС флота (Киттихаук) и двенадцать истребителей ЛаГГ-3. 5 октября 1943 года в 20:30 корабли вышли из Туапсе.

Около часу ночи 6 октября группа разделилась. Лидер «Харьков» повернул к Ялте, эсминцы к Феодосии.

Лидер "Харьков" Водоизмещение: 2597 т. длина127м, ширина12м, осадка4м. Скорость:43 узла. Дальность плавания:1800 миль. Силовая установка: 66000 л.с.Экипаж: 243 чел

В два часа ночи с эсминцев были замечены немецкие самолёты-разведчики. Командиру немедленно доложили о том, что корабли обнаружены. Так думали наши моряки.

На самом деле по немецким документам сейчас становится понятным, что немцы обнаружили нашу группу ещё утром 5 октября, а вечером того же дня немецкая радиопеленгаторная станция в Евпатории засекла их выход из Туапсе.

Фашисты объявили боевую тревогу в 02:37 6 октября 1943 года, и с этого времени атаку советских кораблей уже ждали и готовились. А замеченный нашими моряками немецкий самолёт-разведчик давно наблюдал за эсминцами и доносил об их месте, курсе и скорости и лишь случайно попал в поле зрения наших, но это уже не имело никакого значения. Так продолжалось до четырех часов утра, когда наши корабли повернули на север к Феодосии. После того, как с немецкого самолёта были сброшены осветительные бомбы, прямо по курсу движения эсминцев, наши моряки окончательно поняли, что их действия не являются секретом для немцев и в 05:30 доложили об этом на командный пункт в Геленджик.

Обнаружив немецкие торпедные катера в непосредственной близости от группы, в 05:30 «Беспощадный» и «Способный», с дистанции около километра, открыли огонь по атакующим немецким торпедным катерам, уклонившись при этом от четырёх торпед, выпущенных ими. Вскоре открыла огонь и немецкая береговая артиллерия. Получив организованный отпор, наша группа не решилась подходить к Феодосии. Поддержки с воздуха не было. Эсминцы сменили курс и пошли к точке встречи с лидером «Харьков».

После того, как в шесть утра немецкая РЛС,[4] расположенная недалеко от Ялты, засекла «Харьков» на расстоянии 15 километров, береговые батареи открыли по ней огонь. «Харьков» начал ответный обстрел. Сто четыре 130-мм осколочно-фугасных снаряда, (по немецким данным) повредили несколько домов в Ялте. Затем, наш корабль, повернув в сторону Алушты, сделал ещё тридцать выстрелов. Опять же, по немецким данным, все снаряды легли с перелётом.

В семь утра группа из трёх кораблей соединилась.

В восемь часов утра, согласно плану, над отрядом появились три советских истребителя-разведчика «Киттихаук».

Истребитель Киттихаук

Группа уже должна была начать отход в сторону Кавказа, но через десять минут завязался воздушный бой, в котором был сбит немецкий самолёт-разведчик. Два фашистских лётчика успели выпрыгнуть на парашютах в пределах видимости с наших кораблей. Было решено поднять их на борт. Группа наших кораблей остановилась. Операция по подъёму немецких пилотов на борт «Способного» заняла тридцать минут. Предполагаю, что именно эти полчаса задержки и стали роковыми для наших кораблей. Через час из-за облаков неожиданно появились немецкие самолёты. Восемь «Юнкерсов», которых прикрывали четыре истребителя «Мессера». Наши истребители, трое против двенадцати, сорвать их атаку не смогли. Первым был атакован «Харьков», –– три прямых попадания. Получив донесение о повреждениях «Харькова», командующий Черноморским флотом адмирал Владимирский отдал приказ –– снять с него экипаж, а сам корабль затопить. По неведомым причинам этот приказ до «Харькова» не дошел. Потому, в режиме реального боя, командир группы приказал командиру «Способного» буксировать повреждённый «Харьков» кормой вперёд, и это было второй роковой ошибкой. Драгоценное время, при котором нужно было как можно быстрее отойти к Кавказскому берегу, где они могли быть прикрыты нашей авиацией, уходило, как вода в песок...

«Харьков» вполне бы мог стать геройским щитом, прикрывая отход остальных кораблей, тем более при таких повреждениях он уже был не способен двигаться...

Наступило затишье. Наша группа двигалась со скоростью 6 узлов,[5] а фашисты вернулись на свой аэродром в Каранкуте (Джанкой), где дозаправились и пополнили бомбовый запас.

Около десяти утра для прикрытия кораблей, вместо двенадцати истребителей ЛаГГ-3 прибыло девять советских бомбардировщиков. Против маневренных и превосходящих их по всем параметрам Bf-109G (Мессершмитт) у них шансов не было.

Bf-109G (Мессершмитт)

В полдень, уже четырнадцать немецких бомбардировщиков начали, практически беспрепятственно, бомбить корабли нашей медленно ползущей группы. В результате взрывов бомб «Беспощадный» стал обездвижен и получил крен[6] на борт. «Харьков» в ходе второго налёта новых повреждений не получил.

У «Способного» же от близких разрывов разошлись швы в кормовой части по правому борту, и он принял несколько тонн воды, однако ход не потерял. Отбомбившись, самолёты противника улетели. Наступило очередное затишье. Пытаясь спасти все три корабля, «Способный» начал поочерёдно буксировать то «Харьков», то «Беспощадный».

Эсминец «Способный». Длина 112,5 м Ширина 10,2 м Скорость 36 узлов (более 66 км/ч) Вооружение: орудия, пулеметы, бомбометы, торпедные аппараты, якорные мины. Экипаж 271 человек

В два часа дня началась третья атака. В ней участвовало пять бомбардировщиков Ju-87D, которых прикрывали двенадцать Bf-109G. Первым пострадал неподвижный «Беспощадный», и в 14:25 он затонул. Экипаж, покидая корабль, оказался затянут в воронку.[7] «Способный» избежал прямых попаданий, но потерял ход. «Харьков» получил два прямых попадания и начал погружаться носом, с креном на правый борт.

Юнкерс Ju-87D

В 15:37, ведя огонь из орудия и зенитного автомата, лидер «Харьков» затонул. Последние выстрелы по самолётам фашистов раздавались уже из-под воды...

«Способный» начал операцию по подъему на борт уцелевших моряков «Харькова». Через два часа эсминец поднял всех моряков на борт и начал поиск моряков с «Беспощадного». Нашли и подобрали только двух.

В шесть часов вечера началась заключительная часть трагедии.

Двадцать пять «Юнкерсов» атаковали единственный оставшийся в живых эсминец. Несмотря на героическое сопротивление советских моряков, силы были неравны. Получив колоссальное количество пробоин, «Способный» затонул.

В 18 часов 30 минут 6 октября 1943 года всё было закончено. Наступила тишина, которая сопровождалась только криками моряков о помощи, шумом волн и шлюпками, которые моряки умудрились спустить на воду... Там разыгрывалась уже другая трагедия... Шлюпок мало, а обессиливших и раненых моряков много...

Жители Алушты и Ялты слышали шум от непрекращающихся взрывов бомб в море до самого вечера. Наши самолёты пытались противостоять большому количеству самолётов врага, но они просто не были готовы к такому бою. Немцы их превосходили и по количеству, и по качеству участвовавших в них фашистских самолётах. В разведданных всё было иначе. Всё.

Бой и для фрицев закончился не очень хорошо.

Наши моряки, совместно с лётчиками, сбили 14 самолётов противника. Но их потери несопоставимы с потерями, которые понёс наш флот. Ночью наши торпедные катера подняли из воды 123 человека, утром ещё 66 моряков. На третий день гидросамолёт подобрал последних трёх моряков.

С лидера «Харьков» было спасено 31 человек, из них 4 офицера. Погибло 280 человек, из них 14 офицеров.

С эсминца «Беспощадный» спасено 53 человека, из них 7 офицеров. Погибло 182 человека, из них 10 офицеров.

С эсминца «Способный» был спасен 21 человек, из них 6 офицеров. Погибло 226 человек. Из них 9 офицеров. А ещё были прикомандированные, курсанты, юнги...

Всего погибло 733 человека, из них 36 офицеров и 697 человек старшинского и рядового состава.

Похоронен только один. Неизвестный. Через несколько дней после этого боя тело моряка вынесло на берег артековского пляжа. После гибели последнего из черноморских лидеров и двух эсминцев, в строю ЧФ из довоенного состава (13 эсминцев) остались только три современных эсминца – «Бойкий», «Бодрый» и «Сообразительный», а также два старых – «Железняков» и «Незаможник».

11 октября 1943 года Ставка Верховного Главнокомандования запретила без её разрешения крупным кораблям выходить в море для ведения боевых действий, только под персональную ответственность уже нового командующего, небезызвестного моему читателю адмирала Октябрьского, с чем он и справился, не проведя до конца военных действий ни одной военно-морской операции с участием кораблей Черноморского Флота. Практически до конца войны флот простоял в базах и использовались только самолёты ВМС в системе противовоздушных операций мест базирования.

Памятник "Неизвестному матросу" в МДЦ Артек


[1] Лидер (фрегат). Лидер эсминцев – это класс кораблей, который представлял собой крупный, хорошо вооружённый эсминец (водоизмещением, примерно около 3000 тонн), занимавший промежуточное положение между эсминцами и лёгкими крейсерами. Обычно лидер эсминцев был флагманом соединения эсминцев. На первом месте была высокая скорость, как правило более 40 узлов, и как следствие – маневренность, и это было главным оружием корабля –– лидера эскадренных миноносцев. Размеры и относительно приличное вооружение было вторично. Например, задача лёгкого крейсера – вести маневренный бой. Потому – скорость для него тоже важна. Но при оценке возможностей крейсеров на первое место выступает количество вооружения.

[2] Эсминец – это эскадренный миноносец. Чтобы его догнать нужен другой миноносец. Для того чтобы потопить миноносец – нужно пушечное вооружение большего калибра, например, как у крейсера. Есть зависимость дальности огня и калибра орудия и длины ствола (в калибрах), кроме того, нужно превосходить противника, как по количеству, так и по мощности залпа и, желательно, скорости – это чтобы догнать и навязать бой.

Отличие крейсера от эсминца в разных задачах: водоизмещение, крейсерская и максимальная скорость, дальность автономного плаванья. Эсминец — это скорость, а крейсер — это автономность. До появления дизельных двигателей разница в водоизмещении была больше чем в два раза при примерно равных по мощности силовых установках. Свою историю они берут, как класс кораблей, от минных крейсеров (больших миноносцев). В СССР идея постройки лидеров очень понравилась как руководству ВМФ, так и Правительству. Действовали с оглядкой на итальянцев, которые предложили дешево построить такие корабли. Правда в СССР вооружать их собирались советским оружием. Итальянские вооруженные силы плохо воевали как в первой, так и во второй мировых войнах, но сама Италия была просто кладезем военных технологий.

[3] Шесть самолетов-штурмовиков Ил-2.

[4] РЛС –– радио–локационная станция слежения. Сравниваем комплектацию эсминцев воюющих сторон. Германские корабли имели РЛС обнаружения воздушных целей и более десятка зенитных автоматов. Наши корабли не имели подобных устройств, и из наших кораблей, например, «Способный» имел семь 37-мм автоматов, «Беспощадный» - пять, «Харьков» - шесть. Правда, у всех кораблей имелись 12,7-мм пулемёты, но на них никто всерьез не рассчитывал. Уже с 1942 года в Главном штабе и соответствующих управлениях ВМФ и флотов циркулировали доклады и донесения о том, что зенитное вооружение кораблей не соответствует воздушной угрозе. Все это знали, но ничего кардинального предпринять не могли: зенитных автоматов не хватало. К тому же многие корабли, как те же эсминцы, были настолько перегружены, что ставить автоматы было некуда. Подобные проблемы имели место во флотах и других воюющих государств. Немногие радиолокационные станции, которые мы получали от союзников, монтировались на корабли Северного Флота. До конца войны ЧФ ни одной РЛС не получил. В результате, эсминцы в условиях угрозы воздушных ударов действовать без истребительного прикрытия не могли. И это было очевидно.

[5] Скорость судов раньше рассчитывали по лагу – бросаемой за борт доске, с привязанным к ней тросиком — линем. Матрос определял длину линя, который уходит за борт, скажем, за полминуты. Делалось это путем подсчета узлов, завязанных на лине с равными интервалами. Причем интервалы подбирали на берегу так, чтобы число сосчитанных узлов показывало скорость судна в морских милях в час. Эту единицу скорости и стали называть узлом. При навигации она была особенно удобна, потому что одна миля соответствует одной минуте дуги вдоль меридиана. 6 узлов = 11 километрам в час.

[6] Крен – наклон набок судна или самолёта, в данном случае из-за пробоины в корпусе корабля.

[7] Когда корабль тонет, то от его быстрого погружения в воду образуется водоворот (воронка) диаметром с тонущий корабль. Она образуется на месте затопления и заканчивается на глубине около 50-60 метров. У людей, которые находятся возле места кораблекрушения, нет никаких шансов выплыть с глубины, если их затянула в себя такая воронка.


Отрывок из документального военно-исторического романа "Летят Лебеди" в двух томах.

Том 1 – «Другая Война»

Том 2 – "Без вести погибшие"

Краткое описание романа здесь

Если понравилось, вышлю всем желающим жителям этого ресурса

Пишите мне в личку с позывным "Сила Пикабу" (weretelnikow@bk.ru), давайте свою почту и я вам отправлю (профессионально сделанные электронные книги в трёх самых популярных форматах fb2\epub\pdf). Пока два тома, третий на выходе, даст бог.

Есть печатный вариант двухтомника в твёрдом переплёте


Предыдущие мои публикации на Пикабу:

Ликвидация гауляйтера Белоруссии

Как Левитан по Берлинскому радио выступал Радио в дни войны – уже 5000 плюсов

Послевоенная история – Страшный лейтенант – уже 2500 плюсов

Блокадные рассказы – Пупсики – уже 5250 плюсов

История Франчески – Не все в Освенциме умирали без боя – уже 4000 плюсов

Один против танковой дивизии – И один в том поле воин, если он по-русски скроен – уже 3500 плюсов

Венгрия. Один из невероятных случаев Великой Отечественной войны

Судьба немецких врачей из концлагерей – Кому нелюди, а кому новые граждане – уже 2200 плюсов

О единственной женщине из Морской Пехоты – Товарищ Главный Старшина – уже 1600 плюсов

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу