Посажение на кол. Древний мир. Часть I

Посажение на кол - это жестокий и один из наиболее древних видов наказания, которое нашло свое применение задолго до нашей эры.

Суть смертной казни заключалась в том, что приговоренного к ней человека насаживают в горизонтальном положении на заостренный кол, посредством его введения через задний проход (самый распространенный вариант), либо через пупок или грудь, а в отношении женщин также посредством введения кола через причинное место.

Затем кол вместе с насаженным на него человеком устанавливают в вертикальном положении и благодаря весу собственного тела, приговоренный сползал по колу все глубже, а острие кола разрывало его внутренности, пока не выходило из его живота, груди, плеча или рта.

Пример казни на гравюре ниже, вместе с тем, выход кола изо рта казненного был довольно редким явлением, в основном кол выходил или из груди или из живота.

Посажение на кол. Древний мир. Часть I Античность, Древний мир, Смертная казнь, Длиннопост, История (наука)

Гравюра Юстуса Липсиуса, XVI век

Посажение на кол как вид смертной казни имеет очень длинную историю и фактически применяется с момента появления первых цивилизаций. О практике колосажания в различных государствах на определенных исторических этапах расскажу ниже.

Ближний Восток

Самое раннее задокументированное использование посажения на кол как формы наказания имело место в государствах Древнего Востока.

Свод законов, принятый вавилонским царем Хаммурапи в середине XVIII века до н.э. (Кодекс Хаммурапи) предусматривал посажение женщины на кол за убийство своего мужа ради другого мужчины:

§153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, (то) эту женщину должно посадить на кол

Посажение на кол. Древний мир. Часть I Античность, Древний мир, Смертная казнь, Длиннопост, История (наука)

Стела с законами Хаммурапи. Лувр, Франция

Современник Хаммурапи Сиве-палар-хуппак, правивший в Эламе (современный юго-западный Иран) приблизительно в 1768-1745 годах до н.э. издал указ, в котором прямо угрожал союзникам своих врагов сажанием на кол и сдиранием кожи:

Да, уничтожит огонь врагов, да будут пронзены [их] союзники! Поджаренные, с содранной кожей, связанными они будут лежать у моих ног!

Активно применялось посажение на кол в Древнем Египте во времена Нового царства.

Фараон Эхнатон (XVIII династия, правил приблизительно в 1353-1336 годах до н.э.)

Посажение на кол. Древний мир. Часть I Античность, Древний мир, Смертная казнь, Длиннопост, История (наука)

Стела Эхнатона с описанием посажения на кол пленных нубийцев

"Список (врагов, принадлежащих) Икайта: живых нехеши более 80?,... ... их (вождей?) 12, общее количество живых пленников 145; тех, кто был посажен на кол... ... всего 225; зверей 361"

"Икайта", о которых говорится на стеле, вероятнее всего, были хеттами. Хеттское царство простиралось от нынешней западной Анатолии в Турции до северной Сирии и на всем этапе своего существования представляло угрозу для Нового царства, владения которого в тот период включали Палестину.

Приведенная выше стела описывает вторжение хеттов в Египет, которое в свою очередь спровоцировало восстание нубийцев, живущих на территории современных южного Египта и северного Судана. Упомянутое восстание произошло на 12-м году правления Эхнатона, в промежутке между 1341 и 1339 годами до н.э.

Египетским чиновником, ответственным за подавление восстания, был некий Тутмос, наместник фараона в Нубии. В целом, он посадил на кол 145 живых людей и еще 80 убитых на поле боя вражеских воинов, в общей сложности 225 тел, живых и мертвых.

Фараон Сети I (XIX династия, правил приблизительно в 1290—1279 годах до н. э.)

Посажение на кол. Древний мир. Часть I Античность, Древний мир, Смертная казнь, Длиннопост, История (наука)

Указ Сети I, начертанный на скале в Наури в Судане

"... Теперь, что касается любого смотрителя крупного рогатого скота, любого смотрителя ослов, любого пастуха, принадлежащего Храму Менмаре Хэппи в Абидосе, который продаст любое животное, принадлежащее Храму Менмаре Хэппи в Абидосе, кому-либо другому; аналогично, тот, кто может заставить его быть предложен какому-либо другому документу, и это не будет предложено Осирису, его Хозяину, в Храме Менмаре Хэппи в Абидосе; закон должен быть приведен в исполнение против него, приговорив его к посажению на кол, вместе с конфискацией (?) его жены, его детей и всего его имущества в пользу Храма Менмаре Счастливой в Абидосе ..."

Данный указ фараона предписывает казнь через сажание на кол любого, кто будет признан виновным в продаже животного, принадлежащего Великому храму Абидоса, а равно при принесении животного в жертву любому богу, кроме покровителя Храма, Осириса.

Фараон Мернептах (XIX династия, правил приблизительно в 1213—1203 годах до н. э.)

Посажение на кол. Древний мир. Часть I Античность, Древний мир, Смертная казнь, Длиннопост, История (наука)

Стела Меренптаха

"... Никогда они не оставят ни одного народа либу (то есть ливийцам), ни одного, кто воспитает их на своей земле! Их сбрасывают на землю (?) сотнями тысяч и десятью тысячами, остальных сажают на кол к югу от Мемфиса. Все их имущество было разграблено и возвращено в Египет..."

Приведенные выше иероглифы сообщают о том, что тысячи либу (ливийцев) были убиты, а выжившие взяты в плен, отправлены маршем на юг от Мемфиса и посажены на кол. Дата этой битвы, в которой участвовали не только либу, но и их союзники мешвеши (другое племя из Ливии), а также Народы моря (которые являются одной из причин так называемой Катастрофы бронзового века) произошла в 1209 году до н.э.

Фараон Рамсес IX (XX династия, правил приблизительно в 1127-1109 годах до н.э.)

Посажение на кол. Древний мир. Часть I Античность, Древний мир, Смертная казнь, Длиннопост, История (наука)

Папирус Аббата времен правления Рамсес IX

... Знатные люди подвергли этого медника самому суровому допросу в Великой Долине, но не удалось обнаружить, что он знал какое-либо место там, кроме двух мест, которые он указал. Он дал клятву под страхом быть избитым, отрезанным носом и ушами и быть посаженным на кол, сказав, что я не знаю здесь среди этих гробниц другого места, кроме этой открытой могилы и этого дома, на который я указал тебе ..."

Очевидно, что здесь посажение на кол грозило смертной казнью, если человек, о котором идет речь, был признан виновным в лжесвидетельстве. Ограбление гробницы, несомненно, повлекло бы за собой такие же суровые последствия.

Не смотря на применение подобного вида наказания в Египте, Вавилоне и Эламе, наиболее массово посажение на кол нашло свое применение в Ассирии и Державе Ахеменидов.

На этом пока все. В следующей части расскажу о практике посажения на кол в других государствах Древнего мира.

Лига историков

13.9K поста50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения