ПОЛОСА

7 сентября 2010 года в аэропорту города Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета, ТУ–154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву.

Самолет находился высоте 10.600 метров, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Какое–то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется. Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером:

— «У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром».

Ответа Новоселов не услышал – радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи.

Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса «умирали» один за другим.

Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы.

«Завалились» не только оба авиагоризонта, но и третий – резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда! Без навигационного оборудования экипаж нем, глух и слеп. Это все равно что вести автомобиль в надетом на голову мешке.

Ситуация, даже не требующая обдумывания – только посадка, и посадка срочная: отключились насосы, перекачивающие горючее из крыльевых баков в двигатели, а это значит, что двигатели вскоре остановятся и самолет начнет просто падать.

Самолет снизился до 3.000 метров, внизу холмы, тайга, садиться на которые – чистое самоубийство. Блеснула серебристая полоса – река Ижма, Ту пошел вдоль нее. Показался стоящий на берегу реки поселок Ижма. Командир и экипаж высматривали подходящее для посадки место. Если такое не будет найдено – сажать самолет они будут на воду, прямо напротив поселка, чтобы жители Ижмы оказали помощь тем, кто уцелеет.

И тут штурман крикнул: «Командир, полоса!» 

Если бы у летчиков было время на обдумывание, они бы прежде всего удивились: откуда здесь не числящийся ни в каких реестрах, не отмеченный ни на каких картах аэродром?

Его просто не должно быть! Это или галлюцинация или… чудо.

Ту–154 развернулся и пошел в сторону полосы. Россия – огромная страна, в ней более тысячи городов и десятки тысяч поселков. Железные и шоссейные дороги связывают их между собой. Но есть населенные пункты, куда ни поездом не добраться, ни машиной не проехать. С Большой землей их связывает малая авиация. Як–40, Ан–24, Л–410, Ан–2, ИЛ–14 и вертолеты в советское время для жителей горных аулов и таежных поселков были привычным средством передвижения, как для нас сегодня маршрутные такси.

В 1978 году в п. Ижма открыли аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно–посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии.

В аэропорту работали 126 человек. В 90–х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта.

Людей сокращали, многие уходили сами.

Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.

В 1998 году аэропорт перепрофилировали в вертолетную площадку и в «Комиавиатранс» решили, что для площадки, работающей три дня в неделю, и двух человек много и оставили одного — Сергея Михайловича Сотникова.

Сотников работал в Ижемском аэропорту с первого дня его существования. В 1978 году 20–летним выпускником подмосковного Егорьевского авиационно–технического училища, прибыл он по распределению на работу в Ижму и остался здесь навсегда. В 1997 году стал начальником аэропорта, а через год – начальником вертолетной площадки.

По мере того, как сокращался обслуживающий персонал, Сергей Михайлович брал на себя дополнительные функции.

И вот настал день, когда он остался один: и начальник, и дворник, и диспетчер, и кассир, и сторож, и уборщик, и слесарь–ремонтник, и электрик.

Все 12 лет Сотников содержал в порядке кроме посадочного квадрата для МИ–8 и взлетно–посадочную полосу, которая была вычеркнута из всех реестров и не значилась ни на одной карте, на которую многие годы не садились и не взлетали самолеты.

Он регулярно чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы. Убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал кустарники и деревца, пробивавшиеся в зазорах плит. И так 12 лет.

— Почему? Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос.

Ответ поражает простотой:

— «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно?».

Ту пролетел над аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500.

Аварийная гидросистема не подвела — самолет выпустил шасси. Но из–за отказа электропривода не вышли закрылки. Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270км/ч, садиться предстояло на 380км/ч, с отключенными навигационными системами, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.

Бортпроводница вышла в салон:

–«Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение».

Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо – экипажу не удавалось попасть в начало полосы.

Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди.

Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар.

Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380км/ч, 350, 300, 250, 200…

Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту–154 остановился.

Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил: –«Самолет Ту–154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет».

Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом.

Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно–посадочную полосу.

Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного – это «чудо» сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой, преданный своему делу, человек.

ПОЛОСА Самолет, Аэропорт, Авиация, Полет, Мирный, Ту-154, Чрезвычайная ситуация, Человек, Взлетно-посадочная полоса, Длиннопост, Повтор
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1328
Автор поста оценил этот комментарий
Есть анекдот про смысл жизни.

А тут даже спрашивать ни у кого не надо в чем смысл жизни Сергея Михайловича - спасение 81 человека.
раскрыть ветку (42)
58
Автор поста оценил этот комментарий
Его наградили?
раскрыть ветку (39)
366
Автор поста оценил этот комментарий
За свою роль в благополучном исходе рейса Ту-154 он получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени (вики)
раскрыть ветку (38)
116
Автор поста оценил этот комментарий

Мда... А денег дать никто не догадался, собирали потом всем миром ему на снегоход

раскрыть ветку (37)
121
Автор поста оценил этот комментарий
По идее к таким наградам денежное вознаграждение прилагается, не знаю уж насколько большое
раскрыть ветку (35)
117
Автор поста оценил этот комментарий
Гугель говорит, что ежемесячная выплата за заслуги перед Отечеством второй степени даже до двух тысяч не дотягивает. К сожалению.
раскрыть ветку (34)
31
Автор поста оценил этот комментарий
М-да уж, у меня коллега на бывшей работе получал что-то типа почетный машиностроитель знак, так выплата была больше ста тысяч тенге (больше 20 тысяч рублей по тому курсу). А тут чувак столько людей по факту спас
раскрыть ветку (26)
61
Автор поста оценил этот комментарий
Зато Дамир с помощником посадил самолет в кукурузу и получил героя, вместе со вторым пилотом. Для меня, что те, что те герои. Просто кого то наградили, а кого то нет. Опять же, к сожалению.
раскрыть ветку (17)
12
Автор поста оценил этот комментарий
https://t.me/aviatorshina/2816
Советую ознакомиться с "геройством". Всего-то 276 страниц, зато каких...
раскрыть ветку (16)
20
Автор поста оценил этот комментарий

А для лл?

раскрыть ветку (14)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Когда чайки попали в двигатель, они отключили не его, а рабочий, не убрали шасси чем сильно увеличили сопротивление воздуха, в общем из довольно частого инцидента чуть не сделали катастрофу

раскрыть ветку (6)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Кто-то в телеге разъяснил. Но там тоже дохрена читать. Нижний скрин - начало.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Появилась версия, что геройствовать пришлось потому, что они сами где то накосячили. Но это только версия, официальных результатов расследования, которые бы это подтвердили - не было.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Чудо.
Автор поста оценил этот комментарий
Таки выпустили отчёт? Хренась, вот это прям чудо. Что теперь будет с "героями"?
90
Автор поста оценил этот комментарий

Я не думаю, что он за бабки или медали содержал взлётную полосу. Если бы в какой-то момент он был вынужден прекратить это дело, то не думаю, что он бы испытывал сожаление за зря потраченное время. Идейный человек, хотел чтобы было всё правильно и делал правильно. Если бы хотел баблос или награды, то занимался бы другим делом.

раскрыть ветку (4)
56
Автор поста оценил этот комментарий
Да понятно что он не ждал этого бабла, но могли бы и наградить нормально.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нормально с точки зрения кого?

18
Автор поста оценил этот комментарий
Дык такие люди больше всех и заслуживают наград и почета, те, кто делая добро не рассчитывает ни на то ни на другое.
5
Автор поста оценил этот комментарий
Звучит как речь местного чиновника который на выделенные из бюджета наградные деньги покупает себе дачу))
4
Автор поста оценил этот комментарий
За значок один раз ~20 т.р , за медаль ~ 2 т.р но ежемесячно . ( цифры не точны на основании комментариев тут же )
2
Автор поста оценил этот комментарий
В России за значек плчетный машиностроитель ни рубля не доплачивают насколько мне известно.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Ну у нас это не доплата, а разовая премия, но всё равно приятно
52
Автор поста оценил этот комментарий
А ещё Гугл говорит, что обладатели этого ордена могут автоматически получить "Ветерана труда". А у ветеранов достаточно серьёзные льготы
раскрыть ветку (6)
99
Автор поста оценил этот комментарий
Я ветеран труда. 700 рублей в месяц.
раскрыть ветку (2)
32
Автор поста оценил этот комментарий

А бесплатного проезда и частичной оплаты коммуналки нет? Бабушка - ветеран труда и в Тюменской области у неё эти льготы точно есть

раскрыть ветку (1)
24
Автор поста оценил этот комментарий
Да, есть частичная оплата коммуналки. Бесплатного проезда в Алтайском крае нет.
12
Автор поста оценил этот комментарий
Если доживёт до пенсии.
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ордена! А это медаль ордена. Разные вещи

3
Автор поста оценил этот комментарий

Только все эти льготы начинают работать, только по достижению пенсионного возраста.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Дать деньги человеку, который 12 лет явно не за деньги возился на аэродроме - такая себе идея.

17
Автор поста оценил этот комментарий

"Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей."

8
Автор поста оценил этот комментарий
Делай, что должно, и будь, что будет
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку