Почему врачи и пациенты не понимают друг друга?

С большим интересом слежу за работой Высшей школы онкологии — кажется, эта негосударственная организация делает невероятно много для будущего российской медицины. И сегодня подготовила уже третье интервью с одним из ее выпускников, онкологом Максимом Котовым. Вы могли слышать о нем, потому что он часто читает просветительские лекции для врачей и пациентов. Мы с Максимом оказались близки во взглядах на основные проблемы отечественного здравоохранения и поговорили о том, можно ли решать их снизу вверх.

Почему врачи и пациенты не понимают друг друга? Здравоохранение, Врачи, Пациенты, Рак и онкология, Психология, Общение, Коммуникации, Медицина, Длиннопост

Как вам кажется, в чем причина глубокой пропасти между российскими врачами и пациентами? Почему они так часто не понимают друг друга, не могут договориться?


Думаю причин несколько. Она из них, на которую врачи могут повлиять - это способы общения с пациентами. Проблема недопонимания и недоверия между врачами и пациентами существует не только в России, но и во всем остальном мире и то, что происходит сейчас в России является пройденным этапом в здравоохранении западных стран, но и там остаются проблемы. Основные проблемы в общении - это перебивание пациентов, пренебрежение их мнением, отсутствие вовлечения в процесс принятия решений и низкий уровень эмпатии.


А как врачу восполнить свои пробелы в навыках коммуникации?


В случае если доктор живет в Москве - то лучше всего ему обратится в школу обучения навыкам общения - «СоОбщение», преподавателем и основателем которой является Анна Сонькина-Дорман. В Петербурге курсы по общению с пациентами провожу я на базе Фонда профилактики рака. В случае, если поехать учиться нет возможности, то это прежде всего теоретические основы, которые можно узнать в моем телеграм-канале. Есть замечательна книга «Навыки общения с пациентом» под редакцией Джонатана Сильвермана которая была переведена на русский язык. Есть также бесплатные онлайн курсы от университета Техаса (на английском языке, бесплатно). Большое количество обучающих материалов в бесплатном доступе можно найти на сайте Международной ассоциации по коммуникации в области здравоохранения.


Что может сделать пациент, чтобы «расшевелить» явно выгоревшего или просто малоэмпатичного врача? Как в ситуации, когда у доктора какой-то бесконечный поток больных, привлечь к себе внимание, но при этом не спровоцировать негативный отклик?


Во-первых, четко сформулировать свои основные проблемы, за решением которых он пришёл к доктору. Во-вторых, подготовить необходимую медицинскую документацию (если есть), которая поможет доктору в решении ваших проблем. В-третьих, в рассказе упускать детали, которые никак не относятся к проблеме (разговоры про погоду, политику, спорт и прочее). Однако эффективное общение — это навык в первую очередь врача.


Что вы вообще думаете о пациентском образовании? Нужна ли какая-то системность в обучении обывателя, который хочет активно принимать медицинские решения, когда оказывается в роли пациента?


По данным зарубежных исследований, 87% пациентов ищут информацию в интернете о своих симптомах перед визитом к врачу. Поэтому я считаю, что необходимо научить пациентов правильно искать эту информацию. К сожалению, в русскоязычном сегменте интернета мало достоверных источников информации, доступных для пациента. И это вторая проблема. На английском языке существуют специальные рекомендации для пациентов, которые разрабатывайся медицинским профессиональными сообществами, а также специальный раздел на сайте UpToDate для пациентов.


О какой-то специальной подготовке, помимо самостоятельного изучения информации о своей проблеме и выборе врача заранее исходя из отзывов, думаю, речи не идет.


Давайте пофантазируем. Вас позвали в Минздрав, реформировать отечественное здравоохранение. Вы реалист и понимаете, что одним махом все поменять не удастся. С чего бы начали?


Я считаю что основной проблемой является медицинское образование. И изменения я начал именно с него. Прежде всего, это изучение в медицинских вузах английского языка (углубленно и более эффективно, чем сейчас), доказательной медицины (навыков поиска информации, критической оценки научных данных, внедрение их в клиническую практику), а также навыков проведения научной работы и навыков общения с пациентами. Однако это долгосрочные инвестиции, плоды которых будут только через несколько десятилетий.


А если это не Минздрав, а одна конкретная больница? Можно ли в наших текущих условиях менять что-то снизу вверх? Меня недавно впечатлила история главврача Челябинской поликлиники, который устроил «вечер встреч» для своих подчиненных, чтобы помочь им наладить личную жизнь. Насколько теория малых дел вообще применима к отечественной ситуации со здравоохранением?


Опять же — образование. Это организация в больнице журнальных клубов по специальностям, курсов по навыкам общения с пациентами, стажировки врачей в ведущих клиниках мира (чтобы они посмотрели, как работает эта доказательная медицина). Это организация проведения научной работы. Организация мультидисциплинарной команды и конференций по изучению смертности и осложнений. На самом деле, эти мероприятия не требуют больших инвестиций. Так что теория малых дел применима и вполне успешна.


Читала на «Таких делах» о том, как ваш с Гущиным перевод статьи про «плохие новости» для пациентов оказался очень востребованным в медицинской среде. Какую роль в улучшении здравоохранения могут сыграть качественные, понятные тексты, инструкции, объявления?


Качественная, понятная и достоверная медицинская информация — это благо. Человек, который ранее не сталкивался с медицинской проблемой испытывает неопределенность и жуткий информационный голод. Поэтому создание понятная и достоверная информация поможет решить много проблем и даже спасти не одну жизнь.


Напоследок — посоветуйте несколько книг (художественных или научно-популярных), которые, на ваш взгляд, полезно прочитать и врачам, и пациентам.


«Думай медленно, решай быстро» — Даниель Канеман


«Все мы смертны» — Атул Гаванде


«Тяжёлый случай» — Атул Гаванде


«0,05» — Пётр Талантов



В предыдущих сериях:

Разговор о меланоме с выпускником ВШО Стасом Волченковым

Разговор о раке груди с выпускницей ВШО Анной Ким

Все о медицине

11.1K поста39.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1)Не оскорбляйте друг друга

2) Ув. коллеги, при возникновении спора относитесь с уважением

3) спрашивая совета и рекомендации готовьтесь к тому что вы получите критику в свой адрес (интернет, пикабу в частности, не является медицинским сайтом).