2002

Почему самолеты не летают над Тибетом

Посмотрите на этот живой рой жёлтых точек над землёй: мир кишит самолётами. Европа, Азия, Америка — всё забито маршрутами, словно паутина. Но в центре Азии, над Тибетом, зияет огромная пустота. Словно кто-то стер самолёты ластиком.

Почему в одном из самых загадочных мест планеты никто особо не летает? Даже пресловутый Бермудский треугольник весьма насыщен самолетами:

Давайте разберёмся.

Куда исчезли самолёты.

На фото — классическая карта отслеживания рейсов. Каждый жёлтый значок — это реальный самолёт в реальном времени. И если над Европой или Китаем их столько, что скоро там возникнут воздушные пробки, то над Тибетом — пусто. Настораживающе пусто.

При этом никаких официальных запретов нет. Но сама природа, техника и немножко экономика с политикой делают это крайне плохой идеей.

Тибетское нагорье находится в среднем более 4500 метров над уровнем моря. Ключевое слово - "в среднем". Для сравнения: Эльбрус, самая высокая гора России, — чуть выше 5600 метров, а здесь вся местность — почти как база под вершиной Эльбруса!

Что это значит для самолётов?

Разреженный воздух. Чем выше, тем меньше кислорода. А реактивным двигателям надо работать, без кислорода им туго. Мощность падает, самолёт теряет тягу, топливо жрёт как не в себя.

Проблемы с подъёмной силой. В разрежённом воздухе крылу сложнее удерживать самолёт. Как будто вы пытаетесь грести по воде... но вместо воды — пар.

И ладно бы это была единственная беда. Но нет — всё только начинается.

Если что-то пойдёт не так.

В авиации есть одно священное правило: при разгерметизации салона на большой высоте экипаж обязан быстро снижаться до 3 тысяч метров. Именно на этой высоте человек ещё может дышать без кислородной маски.

Теперь вопрос на засыпку: куда снижаться, если под вами сплошные горы высотой 4–5 тысяч метров? Да никуда.

Быстрая посадка над Тибетом — это как пытаться экстренно приземлиться со второго этажа на спину бегемота. Да ещё в темноте. У вас нет ровных площадок, нет подходящих аэродромов, нет шансов заправиться и полететь дальше.

Кислорода в масках хватит на 15–20 минут. Много это или мало? Скажем так: если искать место для посадки на глаз — это катастрофически мало.

И если вы думаете, что горы только красиво смотрятся с иллюминатора — увы, они ещё и производят адский воздушный коктейль.

Тёплый воздух у склонов поднимается, холодный спускается, всё это смешивается, сталкивается и создаёт сильнейшую турбулентность.

У природы есть плохая погода. И вся она - в Тибете.

Ещё один подарок Тибета — погода.

Сейчас ясное солнце, через час снегопад, через два — гроза. Молнии, сильные ветра, ледяные облака — всё это накатывает стремительно, словно сцены в плохом фильме-катастрофе.

И да, есть ещё интересный момент: Тибет расположен недалеко от геомагнитных аномалий. Это значит, что навигация иногда ведёт не туда.

Лететь выше — платить больше.

Авиация - дорогой бизнес.

Когда авиакомпании прокладывают маршруты, они считают всё: от расхода топлива до износа шин на посадке.

А над Тибетом лететь приходится выше, чем хочется.

Оптимальная высота для авиалайнера вроде Boeing 777 — это около 10–11 тысяч метров. На ней воздух разреженный, сопротивление меньше, и самолёт экономит топливо так, как опытный хозяин воду на даче.

А вот над Тибетом внизу уже 4,5 километра сплошных гор. А горные вершины - 8 км и выше. И чтобы соблюсти безопасность, нужно лететь выше, подбираясь к максимуму возможностей самолёта - 13+ тысячам.

А это значит: двигатели напрягаются сильнее, топливо уходит быстрее, а перевозить можно меньше груза.

Казалось бы, воздух тут менее плотный, значит и сопротивление ниже. Хорошо же? Но проблема приходит с другой стороны: чтобы поддерживать необходимую тягу в условиях разреженного воздуха двигателям приходится работать на большей мощности.

Чисто экономически получается дешевле просто облететь, чем лететь напрямую через горы (еще и взяв на себя повышенные риски, о которых я писал в предыдущей главе).

Горная политика.

Тибет — регион особый. Китай относится к нему очень серьезно.

Иностранные авиакомпании должны получать специальные разрешения на полёты над Тибетом. Причём иногда это разрешение можно ждать очень долго - китайцы любят с ними затягивать.

А ещё Тибет — зона повышенной военной чувствительности. И хотя на картах для туристов тут только горы да монастыри, в реальности воздух там иногда гуще от радарных волн, чем от облаков.

Так что многие компании махнули рукой: проще пролететь мимо, чем вписываться в эту бюрократическую гущу.

А кто-то всё-таки летает над Тибетом. Кто же это?

Летают китайские авиакомпании. Tibet Airlines, Air China, Sichuan Airlines — ребята, которые знают местные горы прекрасно.

Они выполняют рейсы между Лхасой и другими городами Китая. Используют адаптированные лайнеры — например, Airbus A319 с усиленными кислородными системами.

Также работает несколько высокогорных аэропортов, включая Лхаса Гонгар (3600 м над уровнем моря) и Чамдо Бангда (4334 м — один из самых высоких аэропортов мира!).

Пилотов, разумеется, подбирают специально под подобные полеты.

Единственный регулярный международный маршрут через Тибет — это рейс из Катманду (Непал) в Лхасу. И то — потому что иначе некуда.

Тибет не закрыт для полётов официально. Никаких красных крестов на карте нет. Но всё — от природы до политики — словно шепчет пилотам: "Не лезьте сюда без крайней необходимости".

И да — экономия топлива тоже делает своё дело: зачем лететь тяжело, дорого и опасно, если можно немного вильнуть — и добраться живыми, целыми и на полном баке.

Источник.

Флора и фауна

3.5K поста1K подписчиков

Правила сообщества

Будьте взаимно вежливы. Добро пожаловать!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
906
Автор поста оценил этот комментарий
То у вас разреженный воздух плохо, то хорошо. Определитесь уже.
Самолеты длетают от 7 до 11 тыс. Но над 4,5 тибетского нагорья им плохо и дышать нечем, ага.
раскрыть ветку (58)
175
Автор поста оценил этот комментарий

Ссылка на Дзен — коллекцию отборной хуеты.

раскрыть ветку (1)
80
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, знак качества, но есть нюанс.
Еще понравилось:

При этом никаких официальных запретов нет.
но
Иностранные авиакомпании должны получать специальные разрешения на полёты над Тибетом. Причём иногда это разрешение можно ждать очень долго

54
Автор поста оценил этот комментарий

Такое ощущение что нейросеть

раскрыть ветку (1)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Думаю это просто компиляция копипастов с разных сайтов без малейшего фактчекинга и вычитки, заботливо высранная загруженная на пикабу

36
Автор поста оценил этот комментарий

автор говна просто навалил. на тибетом не летают просто потому что там нет возможности напихать аэропортов так, как это напихано на равнинах, а значит варианта экстренных посадок мало. даже над океаном пролететь куда безопаснее, чем летать над хребтами)

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитайте про ETOPS, сейчас большинство лайнеров двухмоторные.

180 минут минималка. Три часа.

Автор поста оценил этот комментарий

*Над Тибетом

33
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё и вдруг надо на 13 тысяч лезть из за того что внизу горы на 4500. Ну бред же
19
Автор поста оценил этот комментарий
Эта статья спижена с дзена, а там чем больше напишешь, тем лучше. Да еще и уникальность тексту надо сделать иначе забанят. Вот такие шедевры и возникают. Я еще удивлен, что без ошибок.
комментарий поправил, не увидел сразу ссылку на источник
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Нейросеть грамотно пишет, без ошибок. Но чушь.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Там какая-то шизофрения уже с первых абзацев. Средняя высота гор над уровнем моря 4.5 км - - - > воздух там РАЗРЕЖЕННЫЙ!!! И САМОЛЁТУ ИЗ-ЗА ЭТОГО ТРУДНО ЛЕТЕТЬ!! ВОТ ЭТО НИХУЯ СЕБЕ! Будто где-то над равниной на высоте 4.5 км он не такой разреженный.

Какая блять самолёту разница, летит он на высоте 10км над горами или над равниной, давление на этой высоте везде будет плюс-минус одинаковое

10
Автор поста оценил этот комментарий

А ещё запретов никаких нет, просто не хотят летать, но разрешение от Китая на полет надо получать очень долго)

9
Автор поста оценил этот комментарий
Стандартная высота для прыжков с парашютом 4000м(прыгала). Знаю и 5000 прыгают. Нормально там дышится. Масок не надевают.
а тут на 3500м дышать не могут, кислорода не хватит
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Маски выпадают при достижении высоты в кабине примерно 4250 метров.

Люди и на 8+ тысяч метров ходят без кислорода, но здоровье у всех разное.

14
Автор поста оценил этот комментарий
@ksenobianinSanta, прокомментируй, педрила
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Он сам не в курсе, что там его бот подсосал с Дзена. )

1
Автор поста оценил этот комментарий

Этот полупокер никогда ничего не комментит. Это тупой бот.

ещё комментарии
4
Автор поста оценил этот комментарий

да такое ощущение, что в других местах на 10000 м. воздух не разряженный.

хрень какая-то.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется некоторые моменты тс так и не озвучил, читал в какой-то инструкции - маршруты пассажирских самолётов:

1. Двухдвигательные самолёты по действующим нормам ETOPS (требования к совершению полётов на двухмоторном самолёте) не могут отклоняться от суши на очень большое расстояние. Это необходимо на случай экстренной посадки при отказе одного из двигателей. Что в принципе и горной местности касается.

2. Во избежание столкновений в воздухе также используют эшелонирование — распределение рейсов по высоте. Высокие горы нижний порог режут.

0
Автор поста оценил этот комментарий

После этого момента промотал статью, бред бредячий

0
Автор поста оценил этот комментарий
По теории автора в Монголии тоже горы.
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку