Почему не надо идти в ИТ в РФ в 2025 году
Краткое (нет) пособие для детей и их родителей на 2025 год.
Для лиги лени: рынок ИТ в РФ сужается все больше, и причин для его расширения в РФ – нет.
Раз в год, примерно с февраля по апрель, ко мне начинают приставать знакомые, уже родители. Ладно бы рассказывали что-то интересное, что у них дочка – кровь с молоком, и не пора ли мне жениться, но нет, спрашивают «куда отдать детей учиться, чему учиться».
Причина понятна, родители хотят для своих детей нормального будущего, что значит:
Возможность для детей заработать на 1) жилье, 2) машину, 3) воспитание и образование детей. Все то, что входит в идею «нормально жить». Но, как-то так получается, что с 2000 года в Москве, а с 2005 в регионах, нормально заработать, а не метнуться кабанчиком, или поднять денег, массово получается только в ИТ.
Почему так было, и почему так не будет, и что делать – попробую пояснить. Кто-то посчитает это бредом, и будет прав. Полный бред, не на что тут смотреть.
РФ начала 1990х – и до, условно, 2000, дотягивал на себе структуру занятости и зарплат СССР. Структура была следующая:
Группа раз. Нищета на грани выживания: все бюджетники без дополнительных заработков. Это бюджетные детские сады, школы. Медицина начального уровня. Управление \ гос.структуры начального уровня – все эти жек, выдача справок, оформление паспортов. Разнорабочие по подай-принеси. Инженеры младшего звена. Я инженер на сотню рублей, И больше я не получу, Я хочу быть кочегаром, Работать сутки через трое.
Группа два. Жить было можно (и самое лучшее в мире мороженое, как без него), но все равно есть сложности: вся система снабжения.
Магазины, где «для своих» постоянно что-то придерживалось. Хорошие врачи, или люди при системе распределения услуг – когда «своим» выделялась палата получше, врач получше, итд. Преподаватели ВУЗ-ов или хорошие репетиторы по подготовке в ВУЗ. Зачастую, одни и те же люди работали репетиторами, и принимали экзамены. В составе группы лиц.
Инженеры в военке: космос, авиация, атом. Свои закрытые города с номерами, своя система снабжения, своя стройка, все свое.
Группа три. Высший руководящий состав, но еще не номенклатура. Главный инженер, главный электрик, директор завода или сети магазинов. Ведущий конструктор, директор НИИ. Жить можно, но уже поздно. Другое дело, что их дети живут уже хорошо. Учатся в отдельной школе, в том числе.
И, наконец, группа четыре, номенклатура, . Что это такое? Попробуйте почитать Восленского, может, поймете.
С распадом СССР начало меняться распределение спроса на труд во второй группе.
Бюджетники стали еще более бюджетными, но при этом стало не нужно столько танков и подлодок в год. За проседанием производства танков и ракет – просело производство сталей, пластиков, и так вплоть до реакторов – на обычной атомной подлодке их сразу два, и до систем управления к военным спутникам. За ними всеми просели объемы производства того же угля.
При этом никуда не делся зарубежный, тогда европейский спрос на продукты первичной очистки и обработки: нефть, газ, бензин, дизель, пластики, удобрения, сталь в слитках. К ним требовалась логистика: газо и нефте перекачка, железные дороги. К ним требовалось обслуживание, местные ремонтные предприятия. Человеку можно сказать «потерпи, зарплату задержим». Установке гидрокрекинга, которая перегоняет тонну бензина в час, сказать «поработай пока на воде, без серной кислоты», сказать, конечно, можно – но дух машины такое не одобрит.
В это время в Западной Европе еще был, оставшийся от холодной войны, свой слой обученных инженеров и ИТ специалистов. Достаточно вспомнить, что техпроцесс 350 нм (достижением которого гордятся в РФ третий год) – это SGS-Thomson 5LM, союз Thomson Semiconducteurs of France и SGS Microelettronica of Italy. Из 1995 года, 30 лет назад. Тогда же на рынок Западной Европы пришли кадры из Восточной Германии, начиная от VEB Kombinat Robotron и VEB Carl Zeiss (с ЭВМ Zeiss-Rechen-Automat 1, он же ZRA 1), и заканчивая бывшей Чехословакией и ее Research Institute of Mathematical Machines (Výzkumný ústav matematických stroj – VUMS) и České vysoké učení technické v Praze (ČVUT).
Читать, кому интересно: Mathematical Machines at ČSAV.
Инженеры из СССР в мире 1990х были не нужны, хватало «своих» и «почти своих». Кто-то, конечно, пробивался и уезжал – из Казахстана, из Поволжья, etc.
Где-то на рубеже 1998 – 2002, когда в РФ стихла волна проблем от обрушения пирамиды ГКО, а в мире – волна проблем от краха доткомов, спрос на дешевые кадры для Европы добрался и до РФ.
В США с незапамятных времен спрос на кадры удовлетворялся через Китай, потом Корею и Тайвань, везти из РФ в США – кого-то возили, но скорее мировая цепочка перестраивалась в очередной раз.
По мере выгребания кадров в тогдашние европейские галеры, начиная с Кипра 2000 года, и по мере роста спроса на ИТ «везде», в том числе и в РФ, рост зарплат начался и в РФ. Простая цепочка зависимостей:
Дорогой кадр из Западной Европы едет в США, на его место и оклад берут кого-то из Восточной Европы, на его место едет кто-то из РФ. Или открывают галеру в РФ, или отдают заказ на галеру в РФ.
Спрос, предложение, вот это все.
Цепочка начала ломаться где-то вместе с кризисом 2008, он же ипотечный кризис, и с развитием связи.
Оказалось, что и Европе, и США, стало выгодно отдавать в Индию не только первую линию техподдержки, но и часть разработки. Да, продукт получается качеством так себе. Зато более-менее в срок, и дешево. "Совсем плохо" стало позже.
Улучшилась связь - стало возможно дешево отдавать поддержку куда-то в Бразилию или Аргентину. В Аргентине вообще все отлично со связью с Европой, главное не спрашивать дедушку, что он делал с 1935 по 1945, и что у него в сундуке.
Карта мира замкнулась, мировые часовые зоны перекрываются дешевой техподдержкой из Бразилии, Индии, Румынии, дешевая разработка сидит в Индии, Черногории и Чехии. Или можно разработку в Китае заказать, там тоже отличные инженеры, и великолепная математическая школа. Частично уехавшая еще из СССР.
И, что важно, по английски в Китае учат говорить, а не только повторять за преподавателями, что москоу из э кепитал, и "вот из эр нейм".
Ситуация 2014, и тем более 2022, тоже не пошла на пользу российскому рынку ИТ.
Хотя, тут как: У кого-то все хорошо, у кого-то не очень. Кто-то осваивает деньги за автоматизацию комментариев в интернете в стиле «стоящий на складе вовсе не белорусский литограф без всего – очень важен в деле труда и обороны, еще лет 20 и точно все будет». ИТ? Однозначно ИТ. И даже автоматизация, и все сунуто в кубернетес.
Нибамбит даже на такой помойке, какой стал Хабр, или острый нибамбит на Пикабу в новостях «литограф этот ваш уже третий раз за три года показывают как готовый» и «разговоры разговорами, а Ту-204/214 никуда не летит, как и ПД-8» однозначно показывает, куда направлены усилия и финансы «в тоже ИТ».
Кто-то продает русифицированный KVM с новыми обоями. ИТ? Точно ИТ, никаких сомнений.
Растет ли при этом спрос на кадры в ИТ? Тоже, как посмотреть. Традиционное нытье про острый дефицит высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров никуда не пропадало, который год, цитата:
В качестве одной из главных причин подобной тенденции Семушкина назвала резкий рост финансовых запросов высококвалифицированных кандидатов Известия
Если же смотреть на следующее поколение кадров, которое только готовится поступать в ВУЗы, то:
Учить их в РФ некому.
Да, топ-5 вузов РФ могут научить «чему-то», но есть нюанс – чтобы туда поступать, надо попасть в ту группу, которую с пятого класса средней школы будут целенаправленно учить, и учить совсем иначе. Квоты, не квоты:
Если ребенка с 5-7 лет не учить играть в шахматы, и не кормить как следует, то в топ 10% игроков он, скорее всего, не попадет.
Если ребенка с 5-7 лет не гонять каждый день на тренировку по спорту, и не кормить как следует, то в топ 10% игроков он, скорее всего, не попадет.
Если ребенка с 5-7 лет не гонять каждый день на тренировку по математике, и не кормить как следует, то в топ 10% разработчиков он, скорее всего, не попадет.
Из 1115 вузов в РФ значение имеют только попавшие в последние реестры «признаваемых» в той же Германии, то есть, далеко не все.
С 2010 - 2015 общее качество выпускников ВУЗ менялось, по двум причинам.
В ВУЗ-ах «в среднем» окончательно закончились преподаватели (в ИТ, и не только). Те, что чего-то знали и умели, и работали по призванию – умерли, или ушли на пенсию (и умерли). К примеру, куратор нашей группы и потока, весь в медалях и грамотах, закончил преподавать в 200х, вышел на пенсию, и через два года умер. Он уже и в наше время больше болел, чем учил, и часто склерозил, но какой уж был.
Следующее поколение, и преподавателей тоже, массово выбрало пепси, деньги и свободу передвижения по миру (и это тоже деньги).
Учить стало незачем. Последние реформы довели до того, что проще было дотащить выпускника до гос.экзаменов, лишь бы не сократить финансирование из расчета на бюджетное место. Где-то с 2015 года выпускники «с корочками» массово (скорее, окончательно) утратили оба качества: «что-то умеет» и «может как-то сам учиться». Это не значит, что корочки не нужны, это значит что учиться придется самостоятельно. ВУЗ не помогает – скорее, вредит. Но может и не вредит, умение "договориться" и "решить вопрос" сейчас входит в число архинужных и архиважных софт скиллов. Сразу за телеграфом.
Экономика РФ, скажем так, не заинтересована в росте числа разработчиков, если говорить про ИТ. Конечно, нужны люди для включения компьютера, замены катриджей, но протяжка кабелей уже не так актуальна, в нормальном офисе поголовно WiFi. Это давно так, кто, как, и когда тянул магистральную оптику в РФ, знают все чуть-чуть интересовавшиеся.
Государственные сервисы массово уезжают в государственное облако, это снижает потребность в локальных штатах в разы.
Технологии – мировые, конечно – идут вперед. Современные Intel, и восставшая из пепла AMD, наращивают рост производительности на сокет и на юнит. Гордые «локальные датацентры» на 100 стоек в 2000 году превратились к 2010 в 10 стоек. В 2025 году 10 стоек образца 2010 года превратились в одну. И нет, это не преувеличение.
Простой пример.
Intel Westmere (Nehalem-C), Intel Xeon X5672, Q1'2011, это:
4 физических ядра, 32 нм, 1,170 миллионов транзисторов, до 288 GB памяти на сокет, DDR3, Max Memory Bandwidth 32 GB/s. Линк.
Intel Sapphire Rapids , Intel Xeon 8490H, Q1'2023, это:
60 физических ядер, 10 нм (Intel 7), примерно 45-50 миллионов транзисторов, до 4096 GB на сокет, DDR5, Up to DDR5 4800 MT/s 1DPC, Up to DDR5 4400 MT/s 2DPC. Линк.
Это рост производительности на юнит даже не в 10 раз, а, с учетом DDR5 – в 20? В 30?
Хороший показатель. Закидывать железом отвратительную производительность решений на современных стеках разработки все равно получается дешевле, чем переписывать решение с его оптимизацией, какие тут "сейчас все перепишем и бодро заработает на пентиум 1", число строк кода \ время на переписывание посчитайте, даже если переписывать будет LLM, которого нет.
Экономика Европы тоже не на подъеме. Причины те же, что и в остальном мире:
если много лет выносить реальное производство туда, где дешевле (читай: Индия, Китай), то там сначала возникнет спрос на инженеров, затем спрос на НИИ и ИТ. Просто потому, что так дешевле для корпораций, и выгоднее для местных кадров. То, что это ломает цепочку подготовки джун – инженер поддержки – инженер исследователь \ разработчик, известно, но разгребать эту проблему будет нужно через 15-20 лет. Все, кто принял такое решение, уже уйдут на пенсию, с хорошими бонусами. Те, кто принял другое решение, оставаться в стране с дорогим производством – будут выкинуты из экономики еще раньше.
Подводя итог.
Спрос на джунов с высшим образованием РФ много лет опирался на:
Что выпускник «ну хоть что-то умеет». Сейчас – скорее нет.
Что выпускник «может, и умеет как-то сам учиться». Сейчас – скорее нет.
Примечание: это, в большей степени, относится к региональным ВУЗ, кроме филиалов топ-10. Хотя коллеги и говорят, что теперь и из топ-10\20 российских вузов можно встретить удивительное дерево, почему-то не отчисленное.
Еще в 2019 году некоторые выпускники МИФИ не осиливали на интервью базовейшую базу - Fizz buzz.
То есть в мире, и "раньше" в РФ были ВУЗ, с которых вылетали пачками с первого курса, что сейчас осталось - сложно сказать. И, даже такой отсев не дает гарантий, что будут учить тому, что требуется, а не "чему-то", и что вообще будут учить, а не дадут возможность учиться, хоть как-то.
Что существует однонаправленный поток РФ –> Европа и США, что вынуждает брать джунов в РФ, и их доучивать, и поднимать зарплаты оставшимся. Сейчас такого потока нет, брать обученных индусов на контракт в Европу проще, надежнее, и процедура найма отработана.
Что есть сообщество, которое генерирует учебные материалы для доучивания. Сейчас поток русскоязычных материалов, сравнительно с 2010, упал до почти 0. Сообщество (сообщества) осталось, но его (их) эффективность в части доучивания, то есть производство материалов, закрывающих отсутствие фундаментальных знаний, 0 (ноль).
Из примерно 50-70 отслеженных русскоязычных блогов по некоторым темам – осталось 2 - 5, с 1 (одной) статьей в квартал в лучшем случае. Остальное содержимое это переводы новостей. Переезд в телегу сделал сообществам только хуже, поскольку поиска и систематизации в телеге нет, а созданные давным-давно сообщества или мертвы, или токсичны настолько, что ответ в них искать бесполезно.
Проблема (или ситуация) не нова, и описана еще у Фейнмана:
Я обнаружил очень странное явление: я задавал вопрос, и студенты отвечали, не задумываясь. Но когда я задавал вопрос еще раз - на ту же тему и, как мне казалось, тот же самый вопрос, они вообще не могли ответить! Например, однажды я рассказывал о поляризации света и раздал им всем кусочки поляроида. Поляроид пропускает свет только с определенным направлением поляризации. Поэтому я объяснил, как определить направление поляризации света по тому, темный поляроид или светлый. Сначала мы взяли две полоски поляроида и вращали их до тех пор, пока они не пропустили максимум света. Теперь мы могли сказать, что две полоски пропускают свет, поляризованный в одном направлении: что пропускает один поляроид, может пройти и через второй. Но потом я спросил, можно ли, имея всего один кусок поляроида, определить, в каком направлении он поляризует свет. Они совершенно не представляли себе.
..
После лекции я спросил одного студента: - Вы ведете все эти записи. Что вы с ними делаете? - О, мы их заучиваем. У нас будет экзамен. - А какой будет экзамен? - Очень простой. Я могу Вам прямо сейчас назвать один из вопросов, он заглянул в тетрадь и сказал: "В каком случае два тела считаются эквивалентными?". А ответ: "Два тела считаются эквивалентными, если равные вращательные моменты производят равные ускорения". Так что, как видите, они могли сдавать экзамены, и "учить" все это, и не знать абсолютно ничего, кроме того, что они вызубрили.
Что есть люди, заинтересованные в том, чтобы делать добро, и бросать его в воду. Последний, кого я знал, уехал из РФ в 2022 году. Свое сообщество в телеграмм он еще поддерживает, советы дает, но скоро это сообщество выпилят – не хочет он регистрироваться, как блоггер.
Важно не путать теплое с мягким. Видео на ютубе «смотрите, какие мы офигенные» - иногда есть. Курсы «смотрите дети, это линукс, с вас 45к» - есть. Если для вас это "фундаментальное" - что ж, ок.
Поэтому: джун не нужен. Ни в РФ после вуза РФ, ни в мире.
Совсем не нужен, даже европейский джун в Европе. Никакой ВУЗ* не дает ничего, кроме корочек. Программу признания образования ВУЗ РФ в Германии родитель должен быть способен найти самостоятельно, как и программы стажировок в Китае и южной Корее.
* Кроме 2.5 исключений
Что нужно в любом случае:
Английский на уровне «готов к сдаче IELTS Academic на 7.5 и выше, и уже сдал B2 First - FCE» - обязательное условие, вне обсуждения, и,
Только самостоятельная учеба, и,
Только самостоятельная оценка рынка, и,
возможно, пора, как раньше, учить два иностранных языка. «Раньше» учили немецкий и английский, сейчас английский идет на уровне обязательного минимума, сразу за сортировкой пузырьком и ВПР (Vlookup), вторым языком идет китайский.
Заход лошадью.
Произошло, кроме прочего, очередное перераспределение зарплат в разрезе спрос\предложение, и очередная смена терминологии в ИТ. В связи с этим в ИТ показывают как «средние» зарплату «средних» профессионалов – но ситуация в том, что разрыв между трейни, джун и мидлом – стало гораздо сложнее преодолеть.
Спрос \ предложение в Москве сдвинулся, оценочно (наша лавочка закрыла найм в январе, оставшиеся в РФ коллеги закрыли найм в феврале) следующим образом.
Некоторые данные приведены для сравнительной оценки и не отражают реальную ситуацию в найме в вашей картине мира.
Трейни \ вкатывальщик. Роль: Складская работа, пойди-принеси, посчитай, и прочая дедовщина «порридж, смени картридж». Оклад: 100+, если вменяемый и учится. Если. Потому что одна HR рассказала, что ситуация трейни с претензиями существует.
Ситуация простая: я слышал, что в ИТ много денег, поэтому дайте денег потому, что я такой красивый. Хотите, чтобы я еще чего то умел? Ну давайте, учите. Финал простой: очередной трейни вылетел по собственному (ТК РФ статья 80), после 3 опоздания, и не только (ТК РФ, статьи 81.3, 81.5, 81.7).
Ключевое отличие трейни: не способен к самостоятельной учебе, и к каким-то выводам, кроме «все плохие, я хороший».
Секретарша у других коллег. Существо глупенькое, 25 лет, но ее брали исключительно по сексистским соображениям (она и не против). Возможно, что 2-3 года, и тамошние наносеки заберут ее взамуж, что не удивительно. Оклад был 80, стал 100. Оксанчик, если ты это читаешь, они за тебя переживают, и скрестили пальцы, чтобы у тебя все вышло! И спасибо за рыбу кофе.
Курьеры. Ходят слухи, что стали зарабатывать по 120-150, но работа адская – и в снег, и в дождь, гонять на скорость по 12 часов.
Да и не слухи, вот статья на тему на Пикабу.
Ждуны.
Джун. Ситуация с джунами сложная. Сейчас термин «ит-джун» очень отличается в разных сегментах рынка – в разработке одно, в девопс-инженерах другое, в системном администрировании третье, в техподдержке четвертое, в девсек пятое. Коллеги в РФ сейчас ставят (кто реально искал, а не ныл. То есть, конечно, ныл, но на бюджетном комитете, и наныл) вилку 125-175 для джуна техподдержки \ джуна системного администратора. Это все те же 1250 - 1750$ по текущему курсу, что были и в 2005, и в 2010, да и в 2015. Ключевое отличие: джун пока не способен к декомпозиции и плану работ, но старается и учится. Рост будет. Потом.
Мидл. Этот термин от «специалиста среднего уровня» выродился во что угодно, кроме показателя уровня специалиста. Это может быть и хорошо знающий джун. Это может быть джун ++, которому не хватает чего-то по мелочи, может, каких-то фундаментальных знаний. Это может быть и отличный менеджер, но плохой технический специалист. Так бывает. Или может быть мидл++, который не может работать в команде, или управлять командой.
Проще сказать, что это не одна ось, а совокупная длина вектора в, как минимум, 4 мерном пространстве, причем отображенная с поверхности Кумара Куммера – технические знания, управление процессом разработки, обучаемость, социализация. На это накладывается разброс зарплат между техподдержкой, системным администрированием, разработкой в разных сферах, девопс инженерами и их стеком, куда зачем-то добавляют еще и observability, хотя это раньше было в зоне ответственности системного администрирования. Бардак-с. Как следствие бардака, мидл минус минус начинается от 150, заканчивается мидл плюс плюс плюс на 750. В среднем наносекство мидл уровня так и осталось на отметке 5000$, только в 2020 это было 300к\наносек, сейчас 500к\наносек. Хвастаться нечем, инфляция и курс такие.
Мидл специалистов, надо заметить, тоже становится нужно меньше и меньше. Потому что и техника стала существенно быстрее, и не нужно выкраивать какие-то оптимизации, и LLM (LLaMA, GPT) и прочие AI очень, очень помогают в работе для мидл уровня. Переписать код? Пожалуйста. Оптимизировать задачу в сторону памяти – легко. Если ты знаешь, в какую сторону направить AI, то они (модели) очень помогают. Но, если нет, то нет.
То есть, за счет и автоматизаций, всех этих терраформов-ансиблей и копилотов, и всех этих гитхаб экшенов и так далее, потребность в мидлах сильно упала.
То есть, между джунами, которые по-прежнему нужны на подай-принеси, и которых пачками вывозят из Бангалора, или берут на месте, и сеньорами, которые делают реально осмысленные задачи за годовую зарплату около 100к (в Европе) или существенно выше (в США) - пропасть. В которой давка и рубка.
То есть, двадцатилетней давности рецепт: набраться мудрости, посидеть пару лет в джунах, посидеть пяток-другой лет в мидлах и выйти на сеньора к 35-40 годам - перестал работать.
То есть, работает (и то, это не точно) только тот рецепт, с которого Яндекс лет пять назад набирал кадры: хороший вуз, в котором убиваешься, пара не оплачиваемых стажировок (internship) после 3 и 4 курса, или параллельно с четвертым, и выходишь разгребать джейсоны джуном. Ты проходишь через духа, черпака, и так далее, но. Если ты это выдержал, то через 2-3 года ты уходишь либо на мидла++ либо на сеньора в другое место. Или через 5 лет уезжаешь.
Так бывало. Теперь не так, или сложнее, или иначе.
Под термином «сеньор» сейчас в РФ вообще понимают что угодно. Чтобы и швец, и жнец, и на дуде игрец, причем материал дудки эко-френдли, если вы понимаете, о чем я. И все это, чтобы денег не платить. Ирония еще и в том, что последние лет 10 в РФ, на фоне отката социума, активно продвигается классика, цитата:
Отец Кин осклабился.
— Грамотей не есть враг короля, — сказал он. — Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся, грамотей неверящий! Мы же здесь…
— Ладно, ладно, — сказал Румата. — Верю. Что пописываешь? Читал я твой трактат — полезная книга, но глупая. Как же это ты? Нехорошо. Прокуратор!..
— Не умом поразить тщился, — с достоинством ответил отец Кин. — Единственно, чего добивался, успеть в государственной пользе. Умные нам не надобны. Надобны верные. И мы…
Но при этом одна из задач, решаемых сеньором – выбор оптимального решения, что означает споры, и еще раз споры.
Ничего удивительного, что из российских переизданий до сих пор выкидывают три страницы из книги Форда (MY LIFE & WORK by Henry Ford in collaboration with Samuel Crowther.):
И ничего удивительного, что с недавних пор на такой помойке, какой стал Хабр, за эту цитату можно получить бан, очень уж она обидная для всяких министерств по развитию:
Без опыта и дальновидности Россия так и останется на одном месте. Как только фабриками и заводами стали управлять комитеты, промышленность начала приходить в упадок; дел было мало, а слов и споров слишком много. После того как квалифицированные работники оказались на улице, тысячи тонн драгоценного сырья просто-напросто гнили и портились. Своими речами фанатики довели народ до голодного существования. Теперь Советы предлагают инженерам, управляющим, бригадирам и руководителям большие деньги, только чтобы они вернулись на свои прежние места. Большевикам отчаянно требуются мозги и опыт, с которыми в недавнем прошлом они сами так беспощадно обошлись. Все, что сделала такая «реформа» для России, – преградила путь прогресса и разрушила производство.
К чему было это отступление не по теме?
К тому, что рассказы про огромные заработки в ИТ – это правда, но не вся правда.
Огромные они только на фоне низких зарплат для всех остальных в РФ. На фоне зарплат в Западной Европе и США (опять же, не всех США), с учетом не только налоговых вычетов, но и налоговых возвратов, ничего особенного в них нет. Наоборот, скорее низкие.
«Огромные» зарплаты, все эти 500к/наносек, только у мидл++ специалистов, которых в лучшем случае 10% от штата отдела, а скорее 5-7 %.
Так что не тащите, пожалуйста, принудительно, детей в ИТ. Никакого прока не будет для, примерно, 90%.
Вместо еще одного финала.
В сегодня лет я узнал, что делать добро, и бросать его в воду, это не только Ух ты, говорящая рыба!, но и та же самая цитата, что в одной старой книге:
Нас заинтересовали цели Фонда Далеких Перспектив. На его гербе были слова «Хлеб, пущенный по воде», а на первой странице устава – «На благо наших потомков»
в которой автор цитировал еще более старую книгу:
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней вновь найдешь его