Ответ на пост «Вот это поворот)»2

Ответ на пост «Вот это поворот)» Ответ на пост, Лев Толстой, Война и мир (Толстой), Образование, ЕГЭ, Скриншот, Текст, Школьная программа, Исключение

В Санкт-Петербургский государственный университет поступил вопрос об исключении из школьной программы по литературе романа «Война и мир». Ответ на него дает декан Филологического факультета СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая.

Дословная цитата, которая приводится во всех дискуссиях на эту тему, выглядит так: Л.А. Вербицкая: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины...»
Ни контекст, ни продолжение этого разговора не приводятся.

А речь в том интервью информагентству «Москва» шла и о ЕГЭ, и о перечнях литературы, обязательной для прочтения, и о грамотности, и о курсе православной культуры. Это всё – вопросы, подлежащие обсуждению, и ни о каких окончательных решениях речь сейчас идти не может.

В числе прочего в том интервью я говорила о том, что у нас нет должного внимания к гуманитарным направлениям. Независимо от того, какой факультет закончит студент, очень важно, чтобы гуманитарные дисциплины широко присутствовали в учебных планах и программах. Человек, который по-настоящему знаком со всем колоссальным гуманитарным наследием, независимо от того, где он работает, будет принимать решения более взвешенно. Не знать литературу просто нельзя, это значит лишить себя колоссального культурного пласта.

Роман «Война и мир» много десятилетий входит в школьную программу, но лишь 30% учителей прочли этот роман до конца. Я не встречала школьника, который бы с восторгом полностью прочел роман.  Как же мы можем требовать от подростков 15 - 17 лет, чтобы они не только прочли целиком этот колоссальный роман, но и поняли, осознали глубину этого произведения и не получили бы «отрицательную прививку» на долгие годы? И у Толстого, и у Достоевского есть произведения, прочтя которые школьник заинтересуется творчеством наших классиков, оценит их язык, войдет в атмосферу времени.

https://guestbook.spbu.ru/dekany-spbgu/verbitskaya-lyudmila-...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
290
Автор поста оценил этот комментарий
Преступление и наказание проходили в школе. Я наверное один из немногих в нашей школе кто прочитал полностью.
Училке говорю, а чему хорошему может научить это произведение, там из положительных персонажей только проститутка.
раскрыть ветку (90)
40
Автор поста оценил этот комментарий

Вот я тоже в школе прочитал Преступление и наказание целиком. Было сложно, нудно, но я как-то осилил. А вот Войну и мир не смог, где-то сто страниц и все, дальше никак. Получал двойки за это, но было уже срать.

раскрыть ветку (20)
59
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, я взахлёб за день преступление и наказание прочитала, самая интересная для меня книжка в школьной литературе. Сейчас очень слабо её помню, но в тот момент была в восторге. Причём читала в лесу, прогуляв уроки)) День такой хороший был, солнечный, что я пошла в лес и сидела читала)

раскрыть ветку (9)
22
Автор поста оценил этот комментарий

Самая интересная была "МАстер и Маргарита". Даже в детстве прикольно было про Бегемота читать. Ну и про голых ведьм :)

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

В этом прекрасном и яростном мире (машинист Мальцев). Чудеснейшее произведение. Не больше 10 страниц, но такое интересное. Судьба человека обычно большинсиву школьников нравится

МиМ в школе интересен только нечистью, Понтия Пилата просто пролистывпешь, никаких параллелей не видишь, нудности тоже вагон, эти все рассуждения из психушки тоже тягомотина ещё та, мне роман этот полюбился только на 4 курсе университета. Войну и мир как забросила в школе, так больше не предпринимала попыток.

Пьесы любила читать, но суть Вишнёвого сада поняла, когда сама преподавать начала, по теме быт 19 века подбирала литературные источники, и так и перечитала заново, понравилось как источник об эпохе. На дне, мёртвые души - то же самое. Недоросль и Горе от ума смешно было, поэтому нравилось. Вообще нужно, на мой взгляд, синхронизировать программы по истории и литературе. Потому что без изучения эпохи, невозможно понять все эти страдания и терзания главных героев.

раскрыть ветку (7)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Вот полностью согласен, что главные моменты МиМ начинаешь понимать только с возрастом. Если поначалу мне главы с Иешуа казались тягомотиной, то сейчас - это главное, на чем и строится роман. Ах этот пес Понтия...

А вся бесовщина остается на уровне Дьяволиады и идет по боку.

И для школьников все это темный и бессмысленный лес. Я хз зачем им ( и нам в свое время) это.

раскрыть ветку (6)
8
Автор поста оценил этот комментарий

А Му-му в 5 классе?! Девочка со спичками?! Господи, бедная детская психика... Вот как можно было изучать в один год такие произведения как Ночь перед рождеством, Том Сойер, Горд мастеров и этот треш? А Мороз красный нос, который отрывок в началке, наверное, ещё учат, оказывается произведение, где жена мужа хоронит, детей приласкать не успевает - дрова дома закончились, запрягает лошадь, едет в лес и замерзает там... очень воодушевляюще.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вы из тех, кто детей исключительно на диснеевских мультфильмах содержит, и не рассказывает чем Русалочка по-настоящему закончилась?
раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, топлю у них на глазах котят, заставляю учить стихотворения Асадова про животных, в обязательную программу воспитания включаю ещё стихи Цветовой и Ахматовой. И всё это лет с 4-5. Нечего о хорошем думать, нужно исключительно страдать и реветь от жалости к замёрзшей насмерть девочке, утопленной собачке. А ещё восхищаться патриотизмом Тараса Бульбы, который потащил своих сыновей на войну и обоих потерял - вот как Родину человек любит, детей родных не жалко.

Нельзя проходить Му-му не в 5 классе, а в 8, когда изучают золотой век дворянства и апогей крепостного права на истории? Или воспитание сочувствия и эмпатии строится исключительно на прочтении тяжёлых произведений и чем раньше, тем лучше?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пятый класс это 11-12 лет. А вы их до уровня пятилеток пытаетесь свести эмоционально. Эмпатия и сочувствие сильно раньше должны развиваться. И да, если ребенок эмоционально отреагирует на книгу и даже поплачет, то ничего ужасного в этом нет, представьте себе.
раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

В пятом классе он поплачет, жалко собачку. Но о трагических судьбах крепостных он не поймёт ничего. И Герасима он не пожалеет. Пятиклассник просто не поймёт эту фишку, почему он утопил собаку, если потом всё равно от барыни ушёл, он что дурак, что собаку с собой не взял?!

Такие произведения должны изучаться в контексте истории, а не с бухты-барахты. О, тут страниц поменьше, значит, это в 5 классе будем читать.

За 5-6 класс русская классика у меня отбила всё желание читать в принципе, большая часть произведений после этого читалась исключительно в сокращенном варианте, чтобы просто быть в курсе и писать сочинения. Хотя читала я всегда и много. Но русских классиков, в большинстве своём, не воспринимаю до сих пор, настолько терпеть не могла уроки литературы.

Автор поста оценил этот комментарий
Хммм… мне вот весь пятый класс было 9. Остальным, в основном, десять. И я честно говоря не знаю, что подобные книги/мультики/фильмы вообще могут дать ребёнку. В жизни и так полно говна, ещё и читать о нём/по телевизору смотреть.
В то же время Диснеевские мультики как раз мне всегда нравились-там всё как раз правильно, на что и стоит ровняться-добро побеждает зло, всё хорошо, все счастливы. А поплакать я и в жизни могу, мне хватает.
14
Автор поста оценил этот комментарий
Всё-таки это вкусовщина. Уже достаточно отметилось народа, которые с удовольствием прочитали ВиМ в школе или позднее, но не могли читать Достоевского.
Достоевского читала, Войну и мир не осилила. Воскресение прочла полностью, Анну Каренину даже не стала пытаться.
А ведь читала я в школьные годы очень много
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Вообще проблема в том, что тут люди считают, что им должны в школе подавать исключительно материал, который будет им нравится. Одна из главных задач школы – подготовить детей к рабочему процессу, который очень часто всегда включает в себя выполнение неинтересных и нудных задач. Если детям оставить исключительно то, что им нравится, то столкнувшись с необходимостью перелопатить какие-нибудь талмуды по работе или в институте, они просто опустят руки или будут заниматься имитацией деятельности.
раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий
проблема в том, что должно быть разнообразно. на уроках литературы надо прививать любовь к чтению и способность анализировать прочитанное. а если подростка утопить в депрессивной или слишком сложной для людей, у которых ещё гормоны вместо мозга, литературе, ничего хорошего из него тоже не вырастет. а в школах часто именно так, к сожалению. мы вот, половину 10 класса дрочили тихий дон. нахуя вот это было надо в 14-15 лет? что мы вынесли из этого произведения? только то, что наша училка литературы скучная, нудная старая дева, которая все эти пиздострадания классиков могла мусолить бесконечно
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
"прививать любовь" – занятие в высшей степени бесполезное, любовь не прививается. У школы другие задачи. То, что вы ничего из этих уроков не вынесли, это ваша проблема. Кто не хочет учиться, тот не будет.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
окей, прививать желание читать
хотя вы, похоже, и есть моя училка литературы в старших классах
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да хоть ты тресни, если не лежит у человека душа, ты ему желание не привьешь. И, опять же, если человек, например, полюбит читать условного Гарри Поттера, но при этом не выносит Войну и Мир, то хоть как перед ним пляши, но Войну и Мир он не полюбит. И задача школы – научить его читать и понимать, что написано, даже если это не приносит ему удовольствия, потому что именно этим ему с большой вероятностью придется заниматься в институте и на работе.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Только по моему опыту Толстого и Достоевского всё равно почти никто в школе не читает. В моем классе я был единственный, кто прочитал ВиМ и один из немногих, кто пробовал прочитать ПиН (не смог дочитать).

При этом класс у нас был сильный, правда математический.

Тем не менее ребята все были умные и грамотные. Но книги по программе не читали. Что им совершенно не мешало отвечать на уроке и писать сочинения, так как было достаточно прочитать критику.

Более того, когда я писал сочинения сам, анализируя прочитанное (в меру возможностей), то получал 4, а когда по ПиН плюнул и накатал по статье какого-то критика - получил 5.

Вот и вся литература.

Автор поста оценил этот комментарий
Это вообще всех сфер жизни касается.
Здесь часто темы есть с "домохозяйками", которые оправдываются тем, что они не любят готовить, поэтому не умеют и не готовят.
А другие готовят, потому что любят.
Большинство готовит не потому, что любит, потому что надо, а на кухарку денег нет)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я писал сочинения по войне и миру два раза. Книгу я конечно же не читал. Пришлось импровизировать )

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

У меня было очень туго с сочинениями. Поэтому увы(

13
Автор поста оценил этот комментарий

Дочитал где-то до середины. Раскольников всё время бесил своим нытьём. Походу Достоевский изобрёл эмо

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Вы в слове "чмо" одну ошибку допустили.
32
Автор поста оценил этот комментарий

А Достоевсикй, емнип, ничему и не учит, это не Чернышевский. У Федора Михайловича кругом говнища, кровища, социальное неравенство, но он ничего не осуждает, не ставит вопросы "кто виноват?" и "как это исправить?" Просто вот вам, живите с этим, "феодализм, счастье, помолись".

раскрыть ветку (4)
9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что это книги для взрослых, которым не нужно «учить», а нужно дать пищу для размышлений и рассказать историю. А выводы каждый сделает сам

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вы Достоевского читали через строку(или вообще не читали).

Перечитайте (прочтите) "Братья Карамазовы".

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Те же "Бесы", которые начинались как памфлет, а стали проклятием русской революции... Кстати, очень интересно читается - и юмор есть, и напряжение триллера, и экшен...

Автор поста оценил этот комментарий

Как-то очень странно ты его читал... И осуждает, и ставит вопросы, и даже отвечает на них

21
Автор поста оценил этот комментарий
Ну я для себя в детстве сделала вывод, что всякое зло будет наказано. Наказания избежать нельзя, т.к. любое преступление, особенно убийство, это противоестественно.
раскрыть ветку (16)
49
Автор поста оценил этот комментарий
Там не совсем про это.
Типа душевные терзания заставили преступника раскаятся. Но по факту он по беспределу завалил двух человек. Забрал деньги, но деньгами не воспользовался.
Если бы он морально чутка поустойчивей был, плевал бы он на все моральные муки.
раскрыть ветку (12)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так о том и речь, что не пытайся откусить больше, чем можешь проглотить. И что нет оправдания для убийства. Он же убил старуху потому что та была "великим злом". Он думал, что относится к числу особенных людей, творцов судьбы, которым всё можно и что бабка была низшим созданием, средством достижения цели, чтобы он, такой замечательный, убив её, раздаст деньги людям. То есть, что он такой замечательный, действует из благих побуждений ради общего блага. И очень долго себя накручивал, что вот есть великие люди, которые творят, что хотят. И он такой, он же добрый, он же думает о других, он-то имеет право убить какую-то мразь старую. И план так хорошо продумал, всё просчитал. Ну умничка. А потом, совершив задуманное, понял что натворил и осознал, что нифига-то он не Наполеон и не Цезарь, а так, тварь дрожащая, ничем не отличающаяся от этой бабки. И, осознав, что не является высшим существом, стал терзаться муками раскаяния и страха, что его раскроют. И понял, что просто хотел доказать себе, что он особенный, а благие намерения - оправдание. Вроде, читала как-никак 15 лет назад. Я хз, тут много чему можно научиться:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь (вместо планирования убийства и накручивания ЧСВ, стоило хорошенько подумать, ПОЧЕМУ не стоит убивать бабку и чем это чревато

- Опять таки, не пытайся откусить больше, чем можешь проглотить. На словах мы все Львы Толстые, а вот как расхлёбывать последствия, нести ответсвенность - вот тут-то многие и сдуваются

- Гордыня - плохо. Поменьше понтов детки, вы же не хотите повторить ошибки Раскольникова, возомнив о себе слишком много? Не накрути он себя, что он сверхчеловек, не убил бы двоих человек

- Благими намерениями выложена дорога в ад.
- Всего учесть нельзя. Он планировал убить бабку, а в итоге пришлось убить ещё одного человека

- Психика человека интересная штука. Он всё убивался по бабке и в какой-то момент осознал, что убил вообще-то двоих. Я этот момент слабо помню, но он, кажется, осознал, что вообще не думал о второй жертве и осознал с ужасом, что запросто убил невинного человека, чтобы спасти свою шкуру. Вот он уже в тот момент из благодетеля превратился в обычную мразь. Будь он реально благодетелем не только бабку бы не убил, но и уж тем более случайную женщину

Ну и, конечно, идеалистичное "зло будет наказано"

раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Я одна его читала как детектив? Мне капец было интересно. А муки, терзания и прочее, ну понятно, у всех есть. Ага, потом разберёмся. А вот сюжет очень понравился
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Было очень интересно, не спорю. Как детектив. Но и на муки сходящего с ума Родиона было интересно смотреть, как человек сам себе создал проблемы на пустом месте из-за своего инфантилизма и гордыни и сам себя угробил

2
Автор поста оценил этот комментарий

А у меня в школьном возрасте была мысль "Ну он и лошара, бабку зарубил, деньгами не воспользовался и сам ещё и слился. И вообще бабку надо было или удавкой, или дубиной, чтоб следов меньше оставлять". Мне тогда на добро и зло как то вообще побоку было.

раскрыть ветку (2)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не хватает прыщей и подростковых усиков, а так вылитый я в старших классах. :)

3
Автор поста оценил этот комментарий

Я читал "Преступление и наказание" как детектив. Очень понравилось, прочитал с удовольствием. А потом уже на уроках литературы узнал про "тварь дрожащую или право имею". И вот если бы Федор Михайлович оказался бы у меня в школе на уроке по изучению своего произведения, то чье бы понимание для него было бы ближе? Мое как в том Ералаше "А этот ему как даст, а тот ему по морде бздышь") или официальная версия преподавателя литературы? )

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Я вам даже отрывок нашла...
— Молчи, Соня, я совсем не смеюсь, я ведь и сам знаю, что меня черт тащил. Молчи, Соня, молчи! — повторил он мрачно и настойчиво. — Я всё знаю. Всё это я уже передумал и перешептал себе, когда лежал тогда в темноте... Всё это я сам с собой переспорил, до последней малейшей черты, и всё знаю, всё! И так надоела, так надоела мне тогда вся эта болтовня! Я всё хотел забыть и вновь начать, Соня, и перестать болтать! И неужели ты думаешь, что я как дурак пошел, очертя голову? Я пошел как умник, и это-то меня и сгубило! И неужель ты думаешь, что я не знал, например, хоть того, что если уж начал я себя спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? — то, стало быть, не имею права власть иметь. Или что если задаю вопрос: вошь ли человек? — то, стало быть, уж не вошь человек для меня, а вошь для того, кому этого и в голову не заходит и кто прямо без вопросов идет... Уж если я столько дней промучился: пошел ли бы Наполеон или нет? — так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон... Всю, всю муку всей этой болтовни я выдержал, Соня, и всю ее с плеч стряхнуть пожелал: я захотел, Соня, убить без казуистики, убить для себя, для себя одного! Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Я это всё теперь знаю... Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...

— Убивать? Убивать-то право имеете? — всплеснула руками Соня.— Э-эх, Соня! — вскрикнул он раздражительно, хотел было что-то ей возразить, но презрительно замолчал. — Не прерывай меня, Соня! Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все! Насмеялся он надо мной, вот я к тебе и пришел теперь! Принимай гостя! Если б я не вошь был, то пришел ли бы я к тебе? Слушай: когда я тогда к старухе ходил, я только попробовать сходил... Так и знай!



Но да, за давностью лет я забыла, что он говорит, что это чёрт его потащил. И убил он не старушку, а себя, а старушку убил чёрт. И что он не прям возомнил себя, а хотел себе доказать, что он всё таки не вошь. Да, паршивенько я книгу помню.

11
Автор поста оценил этот комментарий
Довольно много людей не совершают преступлений не из-за высоких моральных принципов, а из-за страха наказания, причем любого, от тюрьмы до личного котелка в аду, и это все вбивается в головы с детства. Поэтому ПиН до сих пор в школьной программе, как мне кажется, хотя произведение совсем не для детей, мерзотность персонажей + учитель, акцентирирующий внимание на неотвратимости наказания - неплохой воспитательный момент. Как показывать видосы с гниющими заживо наркоманами, чернуха, жестко для психики, но на меня и одноклассников неплохо подействовало в свое время, надо сказать.
Да, не всех это останавливает, но в целом метод вполне рабочий.
6
Автор поста оценил этот комментарий

Раскольников конечно раскаялся, но следователь его всё таки сам вычислил, и по доброй дружбе предложил ему сдаться с повинной.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Так о том и речь: в силу отсутствия жизненного опыта не смог справиться с последствиями своих действий. Смотрите, долбоёбы с самомнением детишки, вот именно поэтому не стоит заниматься всякими там нарушениями закона. Во всяком случае спонтанно и под гнетом обстоятельств.

Автор поста оценил этот комментарий

Он точно раскаялся? На каторге он говорил, что единственное, о чём он жалеет, это о том что "не вынес содеянного".

7
Автор поста оценил этот комментарий

Правильнее сказать: всякое зло будет наказано, если оно добровольно напишет явку с повинной

2
Автор поста оценил этот комментарий
Йозеф Менгеле передаёт привет.
Автор поста оценил этот комментарий

Я только недавно понял, что там ещё и такая мысль: преступление совершают одни, а наказание за них получают все. Там же самый главный этот спойлер на самом виду, когда за преступление против человечности получает наказание ростовщица, а заодно - и её хорошая сестра. И Раскольников - всё остальное время, хотя и до того был какое-то время в этом очередном круге ада

3
Автор поста оценил этот комментарий

В романе Анна Каренина 7 раз встречается морфий. Рассказ о наркоманке во время ломки по сути.

8
Автор поста оценил этот комментарий

А оно и не должно учить хорошему. Это вообще довольно специфичное произведение. Интересное в первую очередь тем, что в нём были многие литературные приёмы изобретены и/или популяризированы. ИМХО конечно.

раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда надо брать одной проведение, и разбирать его "по косточкам". От сюжета, морали, личности автора и до этих самых литературных приемов. А не галопом.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
У меня была учитель литературы, которая так и делала. В итоге мы до зарубежных авторов не дошли ни разу, но все значимые произведения русской литературы изучили вдоль и поперек. Правда, я нифига не помню, что именно говорили на уроках, тогда мне были интереснее другие книги, приключенческие, их я и читала, в том числе, во время уроков.
Сейчас знакомлюсь с русской классикой заново. Сейчас отступать от программы категорически низя, и если ТАМ считают, что (условно) на изучение "Войны и мира" достаточно двух уроков, будьте добры уложиться и переходите к следующему произведению 🤷‍♀️
2
Автор поста оценил этот комментарий
Теоретически так и задумано. На практике времени выделено столько, что даже "галопом" то часть пропускают зачастую.
4
Автор поста оценил этот комментарий

А что плохого в проститутке? Она же не пиздИт. Продает всё, что умеет. Мы ведь так же делаем в жизни. Продаем свои навыки и опыт.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты не кипишуй. Почитай комментарии выше. Прикинь сколько людей прониклись произведением. Сделали какие то выводы, могут высказать мнение, обосновать его и тд. никакая учительница не сможет настолько заставить бывших учеников обсуждать книгу.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Хотя бы прочитали. Уже неплохо

Автор поста оценил этот комментарий
В её полной аморальности. Нет, не проституток вообще, а конкретно этой, типасвятой, Сонечки.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И чем она полностью аморальная?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
В своих вкусах. Влюбилась в абсолютно конченного Раскольникова. Нужно же было совсем не уметь различать добро и зло, чтобы не заметить говно в нём.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

По Достоевскому она зло заметила,но и добро тоже ,поэтому и осталась с ним.Плюс для сюжета так нужно было,для спасения собственно Раскольникова

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так, это и не Звёздные Войны, чтобы там были положительные и отрицательные персонажи. Тут люди, живые, каждый со своей какой-то мотивацией и своими проблемами, а не воины зла и добра.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, причём, проститутка, без особых моральных принципов (да, да, типа, сюрприз). Влюбившаяся в больного маньячелу, охотника за старушками) Потому что, видимо, он человек хороший. В глубине души. Наверное. Но, это не точно.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Научить страдать, вестимо
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почему? Там ещё следак пиздатый, я с его подъебов тащилась аки удав по стекловате)

1
Автор поста оценил этот комментарий

еще Дуня Раскольникова

3
Автор поста оценил этот комментарий

Так уже в 10 классе читали. Там много интересного к размышлению.

В жизни вот тоже нет положительных персонажей, жизнь вообще не чёрно-белая чтобы делить всех на хороших и плохих.

Короче, Преступление и наказание классная книга и по возрасту вполне читабельная.

Другой вопрос, что подростки ленивы и думать не хотят.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Читабельная - да, а по возрасту - хз.

3
Автор поста оценил этот комментарий

У подростков, если они учаться, а не фигней страдают, в то время голова забита обучением и подготовкой к ЕГЭ. Им еще сидеть и философствовать над произведениями Достоевского? В дурку уедут.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как политических блогеров смотреть и сраться в интернете, почему анархо-капитализм перспективнее правого либертарианства, так они первые, а как книжку прочитать про общечеловеческие проблемы, так ой, у нас ЕГЭ, и мы маленькие еще
Автор поста оценил этот комментарий

В жизни вот тоже нет положительных персонажей

Если вокруг вас одни Раскольниковы, попробуйте сменить окружение, что ли. Впрочем, если вы на зоне, это не просто сделать, понимаю.

2
Автор поста оценил этот комментарий

А почему оно должно учить примером? Если тебе обоссаного бомжа показать и сказать, что он не учил уроки и не слушал маму, то разве ты захочешь ему подражать, а не учить уроки? Произведение может показывать внутренний мир персонажей, а выводы далеко не всегда лежат в плоскости слепого копирования. Речь может быть именно об устройстве человеческой психики, например.

Автор поста оценил этот комментарий
Достоевский очень на любителя писатель. Мне невыносимо читать его, хоть и люблю нашу классику. Детям эта тоска не знаю, зачем нужна. Для филфака если только. Толстой, Тургенев, Бунин, Чехов- конечно,нужны школьникам,отдельные произведения.
Автор поста оценил этот комментарий

Лучший пример хорошего, крайне плохое. Нужно понимать контраст, люди на хороших и плохих не делятся в реальной жизни

Автор поста оценил этот комментарий

Согласна полностью. Достоевский не для всех автор. Его можно читать людям, с очень крепкой и здоровой психикой. Лично меня, его произведения, вгоняли в лютую тоску. Мир из сырого, холодного каземата, где тебя...в целом понятно. Людей после прочтения книг, ненавидеть начинаешь. В общем, слабонервным не читать. Гениальный автор с одной стороны, но весь его талант описывал, исключительно мерзкие черты людей, будто хорошего в то время не водилось вообще.

Автор поста оценил этот комментарий

Вот это и называется "школьники в силу возраста не могут понять".

В школьную программу много таких произведений входит.

Такое чувство, что школьников заставляют всё это читать, потому что во взрослом возрасте они уже вообще никогда не прочитают

1
Автор поста оценил этот комментарий

Романы Достоевского - это прививка, которая сообщает организму небольшое количество специальным образом подготовленного зла, чтобы повысить иммунитет к этому злу в реальной жизни. ПиН - про недопустимость преступности, БЛ - про нищету, БК - про выстраивание внутренней культуры, Бесы про экстремизм.

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Романы Достоевского - это прививка, которая сообщает организму небольшое количество специальным образом подготовленного зла, чтобы повысить иммунитет к этому злу в реальной жизни

Какая прелесть. А если я уже в курсе, что жизнь говно, в конце смерть, можно я не буду жрать говно ради этих ваших прививок? У любого человека с интеллектом не ниже среднего уже годам к 10 появляется отчётливое понимание, что он живёт не в стране розовых пони. И жрать говно ему для этого не обязательно. Тем более, в таком формате. Есть множество произведений множества авторов, где всякое говнище, хоть и показано открыто (типа, на случай, если читатель с луны свалился, и не в курсе, что такое бывает), но не смакуется с таким удовольствием.

Автор поста оценил этот комментарий
А во сколько лет ты это понял? Всяко не в 13
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Можно не понимать принцип действия прививки, если ее вкололи - она уже действует.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Идея Раскольникова очень схожа с ницшеанским "сверчеловеком" - у такого своя мораль и угрызения совести от своих поступков он не испытывает. И лучше пусть эти теории проверяются в книгах, чем на практике.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
О, я ждала этот комментарий. Давно ждала) Как человек, изучавший философию в университете, и полюбивший более всего именно волюнтаризм и материализм, как направления, я со всей ответственностью могу сказать: "Чтобы интерпретировать немецкий волюнтаризм так, как его интерпретировал Раскольников, это надо быть полным дебилом". Каковым он и является, по факту. Ни Ницше, ни Шопенгауэр никогда не писали, что жалкий, ничтожный, тупой и низкий мещанин должен преисполниться раздутым ЧСВ и пойти рубить старушек. Если и есть в книге персонаж, максимально далёкий от образа сверхчеловека, то это именно Раскольников. Позорище, а не сверхчеловек.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Отрицательный персонаж тоже учит и даже иногда сильнее)))
1
Автор поста оценил этот комментарий
А чему хорошему может научить произведение, где отрицательных персонажей нет?

Вся наука как раз в ошибках людей при совершении ими действий, положительные персонажи как раз необязательны, если есть позиция автора или хотя-бы позиция читателя для оценки происходящего
раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А чему хорошему может научить произведение, где отрицательных персонажей нет?

Здоровым отношениям, например. Разнообразия ради.
Вся наука как раз в ошибках людей при совершении ими действий

Странно. Мне, почему-то, не требуется конкретный пример, чтобы понять, почему пойти и зарубить бабку топором — плохая идея. Наверное, я просто гений, да?
положительные персонажи как раз необязательны, если есть позиция автора

Конечно, необязательны. Ведь, автор, согласно своей позиции, вообще такими людьми не интересуется. Ему за радость только в говне копаться. Интересно, чему же такой автор предполагает научить меня? Как получать удовольствие от просмотра программ с Малаховым?

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Здоровым отношениям, например. Разнообразия ради.

Жили были парень с девушкой, все у них было хорошо, никаких проблем, не ссорились, врагов у них не было, жили ровно. Конец.


Так?


Многому научились?


Странно. Мне, почему-то, не требуется конкретный пример, чтобы понять, почему пойти и зарубить бабку топором — плохая идея. Наверное, я просто гений, да?

Да уж наверное. Проебать основной смысл книги, и придумать свой собственный очевидный, и выдавать его за то, будто книга про это.


Интересно, чему же такой автор предполагает научить меня?

Не пойму, к чему вопрос. Чем это отличается от любого другого автора с любой другой книгой? В каком произведении по другому?

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Жили были парень с девушкой, все у них было хорошо, никаких проблем, не ссорились, врагов у них не было, жили ровно. Конец.

Вы знаете, ХОТЕЛОСЬ бы хотя бы ОДНО такое произведение прочитать ради разнообразия. Потому что тысячи книг написаны про маньяков, идиотов, извращенцев, лентяев, мразей, преступников, умственно отсталых и прочее, несть им числа. А когда хочешь про нормальных людей почитать - хрен что найдёшь.

Даже странно, что отдельным людям с такой литературой удаётся вырасти хоть сколько-то вменяемыми.

Несколько лет назад был опрос - какая у вас любимая пара влюбленных в классической русской литературе. Я попытался вспомнить хоть одну пару в русской литературе, от которой не тошнило бы. Вспомнились только Петя Гринев и Машенька.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вспомнились только Петя Гринев и Машенька

Дыа! Тоже сразу о них подумала) Прям, редкость в русской классике. К счастью, в зарубежных произведениях нормальные отношения (не только романтические) показывают нередко. Есть, из чего повыбирать. Из наших писателей, как я уже упоминала, можно посоветовать некоторые произведения Стругацких ("Страна багровых туч", например), подходит и Макс Фрай ("Лабиринты Эхо").

Если интересует не только литература, а в целом, советую обратить внимание на азиатский кинематограф, серьёзно. Они там очень хорошо умеют показывать дружбу, любовь и другие отношения "здорового человека". Однако, должна сразу предупредить, что романтика у них ужасно сопливая. Зато, их кино про дружбу смотреть — сплошное удовольствие.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если говорить об отношениях, то образцовым автором я считаю Джейн Остин. Это отношения здорового человека, там достаточно и рационального, и романтического.

Из отечественных авторов я бы назвал "Два капитана" Каверина. Стругацкие, при всей моей нежной любви к ним, про любовь писать не умели, хотя бы потому, что у них женских образов на всё творчество - два с половиной образца и те картонные. Вот про мужскую дружбу они писали прекрасно.

Что касается азиатского кинематографа, то смотря, что вы имеет в виду. Корейские дорамы я время от времени смотрю, бывает интересно, хотя культурная специфика иногда мешает пониманию. Ещё смотрю аниме. Недавнее аниме "Госпожа Кагуя" - просто образцовая романтика, я прям пожалел, что не смотрел/ не читал чего-то такого в 16 лет, было бы очень полезно.

Автор поста оценил этот комментарий
Так напишите, разбогатеете.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Видимо, это в самом деле единственный выход.

Автор поста оценил этот комментарий

Жили были парень с девушкой, все у них было хорошо, никаких проблем, не ссорились, врагов у них не было, жили ровно. Конец.

Так?

Многому научились?

Ну, да, как ни странно. Признаюсь, мне скучновато читать такие книги и смотреть такие фильмы (что поделать, люблю остросюжетные произведения), однако, конкретные примеры конкретных здоровых отношений очень нужны. Едва ли, не нужнее всего. Говно-то мы, и так, вокруг видим изрядно. Но, при этом, многие даже не подозревают, как именно надо выстраивать нормальные отношения. Типа, что не надо орать на партнёра матом, не надо его бить и унижать. Напротив, надо обращаться вежливо и по-доброму, не ругаться, а спокойно и рассудительно находить компромиссы. В сложной ситуации не быть эгоистом, а заботиться о партнёре и вести себя достойно. С учётом общего количества говна в нашей жизни, для многих единственная возможность увидеть положительный пример — это художественное произведение. Но, наши классики, очевидно, никогда не были заинтересованы в положительных примерах. Типа, увидел говно на полу, и сидит, орёт "Смотрите, говно!". Не убирает его сам, никакой помощи или, хотя бы, конкретных предложений по уборке говна не предлагает. Просто, сидит и орёт.
Проебать основной смысл книги, и придумать свой собственный очевидный, и выдавать его за то, будто книга про это

Но, вы же сами писали, что:
Вся наука как раз в ошибках людей при совершении ими действий, положительные персонажи как раз необязательны

И в чём же наука? Раскольников, как раз, совершил ошибку, он, очевидно, персонаж не положительный. Всё, как вы любите. И? Чему же этот персонаж учит? Чему учат его ошибки?
Не пойму, к чему вопрос. Чем это отличается от любого другого автора с любой другой книгой? В каком произведении по другому?

Да, почти во всех по-другому. Далеко не все авторы с таким упоением копаются в дерьме ради самого процесса, а не результата. Я не читаю такие мерзкие книги, обычно.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Признаюсь, мне скучновато читать такие книги и смотреть такие фильмы

А они существуют вообще? Примеры здоровых отношений познаются в сравнении, и чаще всего в сравнении плохого с личным опытом смотрящего. Никаких "идеальных" отношений показать невозможно, ибо они все будут выглядеть кривым зеркалом.


Типа, что не надо орать на партнёра матом, не надо его бить и унижать.

Как вы об этом узнаете из произведения, в котором никто не орёт на партнёра матом, не бьет его и не унижает?


Напротив, надо обращаться вежливо и по-доброму, не ругаться, а спокойно и рассудительно находить компромиссы

Как вы узнаете, как и зачем находить компромиссы, если у вас нет примера ситуаций, где компромисса не находят?


В сложной ситуации не быть эгоистом, а заботиться о партнёре и вести себя достойно

Как вы поймете, что именно такое поведение будет полезно для вас, если вы никогда не видели эгоистов?


Без примеров плохого хорошего не увидеть.


Но, наши классики, очевидно, никогда не были заинтересованы в положительных примерах.

А кто был? Есть пример произведения без конфликта?


И в чём же наука? Раскольников, как раз, совершил ошибку, он, очевидно, персонаж не положительный. Всё, как вы любите. И? Чему же этот персонаж учит? Чему учат его ошибки?

Раскольников боролся с выбором: "Тварь ли я дрожащая или право имею", а суть может ли он совершить аморальный поступок ради своей выгоды или нет.


А книга учит, что такой выбор ложен в целом, и не может быть аппроксимирован на нарушение закона. И рассказывает почему.


Зарубить бабку топором - для вас плохая идея, ок, но только потому что в вашей стране есть такой закон. А если бы наказания за такое действие не было? А если бы действие зарубить бабку поощрялось бы обществом? Было бы для вас это все ещё плохой идеей?


Об этом же история. О поиске грани между плохим и хорошим, и эту мысль в том или ином смысле, на мой взгляд рано или поздно начинает обдумывать каждый думающий человек.


Каждый из нас - это плод общества. Как нас общество воспитает, такими мы и будем. Скажет что убийство это плохо - мы поверим. Скажет что хорошо - мы вообще не начнём сомневаться.


Раскольников пошел по ложному пути, посчитав, что убийство сделает его сильным человеком, сформируя его как личность, а по факту это его сломало, так как сила вовсе не там.


Да, почти во всех по-другому. Далеко не все авторы с таким упоением копаются в дерьме ради самого процесса, а не результата. Я не читаю такие мерзкие книги, обычно.

Ну и поэтому вы не понимаете смысла книги про Раскольникова, плохой пересказ который я вам пытаюсь втолковать.


Прочитайте книгу, и сами всё поймете. Или не читайте, и тогда останетесь без дополнительного мнения)


Зачем вы просите у меня пересказать вам её смысл?))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А они существуют вообще?

Конечно. Полным-полно, к счастью.
Примеры здоровых отношений познаются в сравнении, и чаще всего в сравнении плохого с личным опытом смотрящего

Ага. Сравнение плохого с плохим. Отличная идея! Что же может пойти не так? Пример здоровых отношений можно познать только в сравнении хорошего с плохим личным опытом смотрящего. Потому что плохой опыт мы все имеем. А вот хороший увидеть, для многих, есть шанс только в художественном произведении.
Никаких "идеальных" отношений показать невозможно, ибо они все будут выглядеть кривым зеркалом.

Да, ну! То есть, то, что отношения бывают плохими, вы признаёте, а то, что они бывают и хорошими, нет? Любопытно.
Как вы об этом узнаете из произведения, в котором никто не орёт на партнёра матом, не бьет его и не унижает?

Посмотрю вокруг себя. Новости почитаю, для самых ярких примеров. Говна-то вокруг всегда завались. Куда важнее, где бы найти хоть один хороший пример?
Как вы узнаете, как и зачем находить компромиссы, если у вас нет примера ситуаций, где компромисса не находят?

Ахаха, ну, вы даёте. Вы в стране розовых пони, что ли, живёте? Вам, правда, совсем негде найти такие примеры? Да вся моя жизнь из них состоит. И жизни людей, которые меня окружают. Что может быть проще, чем найти плохой пример?
если вы никогда не видели эгоистов?

Да в смысле "не видела"? Да я же не слепая, блин) Даже, будь я слепой, сложно было бы не заметить, примерно, 80% людей)
Без примеров плохого хорошего не увидеть.

Как бы оно, так, конечно, но, примеров-то полно. А вот примеры хорошего ещё поискать надо. В жизни это особенно сложно.
А кто был? Есть пример произведения без конфликта?

Но, из наличия положительных персонажей в произведении вовсе не следует отсутствие конфликта как такового. Возможно несколько вариантов построения таких произведений:

1. Есть положительные герои, и есть отрицательные. В основе — классический конфликт добра со злом. Простенько по сути своей, но, всё равно, лучше, чем произведение совсем без положительных героев. Пример: "Властелин колец", если из известных произведений.

2. Среди главных героев только более-менее положительные персонажи. В основе конфликта — конфликт интересов, не основанный на морали. Например, политический конфликт. Когда, все правы и неправы, по-своему. Однако, это не значит автоматически, что персонажи должны быть мудаками. Напротив, интереснее смотреть на конфликт в целом, хороших людей, но, волей случая, оказавшихся по разные стороны баррикад. Здесь сложно посоветовать что-то из известных, растиражированных произведений. Но, такие истории умеют великолепно показывать азиаты. Прекрасный китайский (не путать с корейским) сериал "Вера", как раз, об этом, в том числе.

3. Все основные персонажи положительные. Второй стороной конфликта выступает некая неодушевлённая сила, например, природа. Тут прекрасно подходит "Страна багровых туч" Стругацких. Герои не мудаки, и это прекрасно. Они борются и преодолевают тяжёлые обстоятельства, становясь только лучше и человечнее в процессе.

4. Изначально не слишком серьёзные произведения. Есть положительные и условно положительные герои, отрицательных нет. Конфликт весьма условен и лежит, изначально, скорее, в области недопонимания. Никакие серьёзные темы в таких произведениях не разбираются, они существуют только для отдыха и расслабления. Однако, тем не менее, могут прекрасно продемонстрировать пример нормальных, здоровых отношений между людьми. "Лабиринты Эхо", Макс Фрай.
Раскольников боролся с выбором: "Тварь ли я дрожащая или право имею"

И сама постановка вопроса уже дебильная.
А книга учит, что такой выбор ложен в целом

Как бы, это было очевидно с самого начала, ещё до чтения книги. Зачем Достоевский пытался открыть Америку своим читателям?
И рассказывает почему.

Спасибо, кэп)
но только потому что в вашей стране есть такой закон

Серьёзно? Но, что навело вас на мысль, что я настолько тупа и примитивна? Нет, вовсе не в законах дело. Как говаривал Кант, "Две вещи не перестают приводить меня в удивление: звёздное небо над головой и нравственный закон во мне".
А если бы наказания за такое действие не было?

Его следовало бы придумать.
А если бы действие зарубить бабку поощрялось бы обществом?

То я бы не поощряла такое общество. Собственно, я, и так, никогда не устаю хуесосить людей за аморальные поступки независимо от того, что они сами или закон полагают на этот счёт. Мне не привыкать.
Об этом же история. О поиске грани между плохим и хорошим, и эту мысль в том или ином смысле, на мой взгляд рано или поздно начинает обдумывать каждый думающий человек.

Да, как бы, базовые вещи совсем. К тому возрасту, когда начинают проходить Достоевского, давно уже пора было разобраться. "Крошка сын к отцу пришёл, и сказала кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?" (с).
Каждый из нас - это плод общества. Как нас общество воспитает, такими мы и будем.

И да, и нет. С одной стороны, влияние воспитания и окружения, в целом, огромно. С другой же стороны, есть и немалая доля врождённых наклонностей в характере и темпераменте, есть инстинкты, в том числе.
Скажет что убийство это плохо - мы поверим. Скажет что хорошо - мы вообще не начнём сомневаться.

Так разве мы всегда слепо верим всему, что нам говорят? Как бы не так. Собственный анализ и интерпретация очень много значат.
Раскольников пошел по ложному пути, посчитав, что убийство сделает его сильным человеком, сформируя его как личность, а по факту это его сломало, так как сила вовсе не там.

Естественно. Мне даже в детстве было это очевидно. Раскольников изначально был жалок и ничтожен, конечно, убийство бабки никак ему не могло бы помочь. Чтобы прийти к такому тупому выводу, он должен был быть ещё и дебилом. Он им и был, собственно.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку