Ответ на пост «Российский союз туриндустрии призвал легализовать в РФ овербукинг»

Как экономист по образованию, читавший кучу западных исследований и литературы про овербукинг, могу сказать про него следующее:


1. Люди всегда хотят лететь дешевле. Любая цена за авиабилет для них будет высокой, отсюда появились лоукостеры. В том же условном ЕС есть ещё и жесточайшая конкуренция со стороны скоростных поездов. Которые несутся больше 300 км/ч и привозят тебя прямо из центра одного европейского города в центр другого. Они медленнее самолёта, но при экономии времени на регистрации на рейс за два часа до, выходит зачастую то на то. Плюс есть возможность встать, размять ноги, погулять по вагонам, выйти покурить на 15-минутной стоянке или бахнуть горячую пиццу с негрони в вагоне-ресторане. В общем, авиакомпаниям жизненно важно снижать цены на билеты любой ценой из-за конкуренции.


2. У авиакомпаний есть статистика, накопленная за много лет. Пресловутая биг дата. Собранная с тысяч рейсов, на которых летели сотни тысяч, если не миллионы пассажиров. Согласно которой условно на 1,000 пассажиров в среднем "отваливаются" 50 человек. Внезапные болезни себя или маленьких детей. Опоздания на рейс. Смерть. Эту статистику невозможно увидеть на уровне личного опыта, т.к. доступа к таким масштабам данных нет у обычных граждан. Это как рассуждения о количестве кибератак на инфраструктуру какого-нибудь банка, закрытая корпоративная информация.

3. Сопоставив пункты 1 и 2, авиакомпании находят способ слегка снизить цены, заложив на 1,000 пассажиров "отвал" условных 30-35 человек. При статистически средних 50, заложенные 30-35 в 90% случаев гарантируют, что на регистрации мест хватит всем. При этом можно будет слегка сбить цену билета.

4. В случае, когда статистика не работает, уже на регистрации выясняется, что кому-то из приехавших на очную регистрацию последними не хватило 1-2 мест. Вероятность эта срабатывает один раз из десятков, иначе мы бы слышали про десятки подобных скандалов и резонансных дел. Когда она срабатывает, последним пассажирам в западных компаниях обычно предлагаются разные вкусные плюшки. Если для них улететь - в приоритете, то плюшки предлагаются сидящим в салоне. Авиакомпаниям нах*й не нужны суды и репутационный ущерб, поэтому предлагают обычно нормально. Если совсем никто не соглашаются - тогда снимают с рейса этих пришедших последними и готовятся к судам.


5. Способ избежать рисков тоже понятен - онлайн-регистрация за сутки до и/или приезд на очную регистрацию заранее. 90% вероятности, что в самолёт вы сядете. Если не случится уж совсем дичи типа "сломался самолёт, а единственная возможная замена - с меньшим количеством мест в салоне".

Основная проблема сейчас - не то, что сама практика решительно порочна, а то, что у нас в принципе в российском бизнесе клиентоориентированность нулевая. У меня сейчас просрали сроки доставки посылок разом Ozon, X5 Retail Fivepost, Авито и Мегамаркет. И ни одна из этих организаций не делает НИЧЕГО для решения проблемы кроме скриптовых ответов "необходимо ждать". Авиакомпании работают аналогично - "Уральские авиалинии" когда-то спокойно задерживали рейсы по 3-4 часа, не имели в Шереметьево официального представителя (он от меня и других пассажиров сныкался где-то в принципе), а потом на поломанные с мясом колёса дорогого чемодана предложили его везти к ним, чтобы они его в своей мастерской кое-как ремонтировали методом саморезов и заклёпок.


Необходимо государственное регулирование данных организаций, чтобы вместо "идите нах*й в суд" у граждан появился досудебный механизм, позволяющий сделать им настолько больно, чтобы они быстро зашевелились. Например, сразу начали предлагать пассажирам в салоне нормальные компенсации, как западные коллеги. Пусть и с мотивацией "избежать диких государственных штрафов от регулятора".

Уверен, что за условную "двадцаточку денег прямщас, бесплатный рейс завтра и хороший отель при аэропорте" в салоне среднестатистического самолёта легко найдётся 1-2 гражданина, готовых за сутки задержки заработать двадцать тысяч на руки сразу. Особенно если это рейс в Турцию или Крым, где эти деньги сутки спустя можно будет весело прогулять, резко подняв качество отдыха. Другой вопрос, сделает ли законодатель реально грамотный механизм, чётко и надёжно работающий в пользу потребителей, или будет как обычно.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
117
Автор поста оценил этот комментарий

да  но   если человек купил билет и не пошел на рейс   то деньги то он профукал ... а значит не важно кто на его месте полетит   он сам или просто воздух .  компанию свою расчетную прибыль получила в любом случаи . а овербукинг это создание " ажиотажа" типо вы не успеете   и вам "пызда"   компенсация  финансовая  не поможет  вернуть время  . ( для меня например важно время) мне все равно на хороший отель и 200к сверху  .  мне и 200 кк   может не хватить вернуть время   иногда есть вещи важнее денег  . и это будет фэил когда ты не попадаешь на рейс из за овербукинга

раскрыть ветку (32)
62
Автор поста оценил этот комментарий
Было в моей жизни счастливое время, когда я много летала. И вот что скажу. Пусть авиакомпании себе в жопу засунут и условную двадцаточку, и бесплатный отель, и перелет на следующий день. Сильно сомневаюсь, что они мне подберут ещё и пару стыковочных рейсов с другими авиакомпаниям и договорятся с моим отелем бронь в котором я просру из-за их жадности.
раскрыть ветку (1)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Часто попадал на овербукинг и всегда в салоне находился человек, согласный на это. Два раза это даже был я. В этом и фишка, что есть люди как вы, которым надо лететь кровь из носу, а есть те кому не принципиально вот прям щас

3
Автор поста оценил этот комментарий

а значит не важно кто на его месте полетит он сам или просто воздух . компанию свою расчетную прибыль получила в любом случаи .

Может быть, зависит от условия возврата билета и причины возврата. Но овербукинг позволяет получить прибыль с этого же места во второй раз. В том и суть.

32
Автор поста оценил этот комментарий

Не факт, что "пробухал". Я указал вполне себе уважительные причины от внезапной болезни, например, ребёнка до смерти пассажира. Если у ребёнка температура под 40, редкий родитель полетит в Турцию, несмотря ни на что. Но спустя недельку он вполне себе подаст заявление с просьбой компенсировать всю стоимость билета или его часть. И если билет возвратный, то авиакомпания во многих случаях должна будет дать денег за подтверждённый документально форс-мажор.


В плане "время важнее" - поэтому предлагают не конкретному пассажиру, а всем пассажирам, если этого не устраивает. В условном Боинге-747 пассажиров минимум 500 даже в самых "небольших" модификациях. Из них по статистике кто-то да соглашается обычно чуть подзаработать, если предложить достаточно.

раскрыть ветку (22)
34
Автор поста оценил этот комментарий

За "подтверждённый документально форс-мажор" компенсируют даже по невозвратным билетам.

раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Вот тоже про это подумал. Никогда не вникал и не сталкивался. Обычный больничный по боли в спине или простуде является форс мажором?

раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Любой больничный.  Вообще любой. Он вообще-то называется "листок нетрудоспособности" Если ты не способен трудиться, то и путешествовать, очевидно, не можешь..

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В простонародье называется больничный и все всегда понимают о чем речь.

  Ну раз любой,то вообще все проще. Терапевту знакомому позвонил,да открыл на три дня

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если есть знакомый терапевт, то можно его ещё для 100% гарантии попросить написать справку о невозможности перелёта.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну вот нам не компенсировали ничего чешские авиалинии когда муж сломал ногу и мы не смогли полететь. Хотя мы и обратились ещё до вылета
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

По российским законам - обязаны возместить.  А какие там у них правила - я не знаю.

Лично возвращал невозвратный билет в смартавиа - никаких проблем.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не, там типа ногу оторвало

6
Автор поста оценил этот комментарий

И на сколько задержится вылет, пока будут идти эти "торги"?

раскрыть ветку (13)
14
Автор поста оценил этот комментарий

В Европе постоянно авиакомпании предлагают лететь следующим рейсом плюс ваучер евро на 200. Этот ваучер полность компенсирует стоимость перелёта и ещё останется. И всегда есть желающие. Знакомый рассказывал, учился когда в ЮК, всегда брал билеты на максимально перегруженные рейсы, попадал регулярно на овербукинг и так получал небольшую денюжку, которая ему, как студенту, было очень даже полезна.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А мне не нужна эта "денежка". Вот буду лететь с мужем и ребенком, кого-то из взрослых снимут с рейса из-за жадности авиакомпании -- отпуск испорчен. И это регулярный рейс, билеты на который покупаем заранее.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
И поэтому вместо вас снимут того студента. Все довольны
8
Автор поста оценил этот комментарий

Из 150 человек всегда найдется кто-то, кому эта "денежка" нужна. Проблема может возникнуть, если вам обязательно нужно лететь, но вы прибежали за 2 минуты до конца регистрации, тогда может оказаться так, что мест нет, но с современной онлайн регистрацией это маловероятно.

В Европе овербукинг норма и никто от этого не страдает, в том числе и из-за того, что по монреальской конвенции авиакомпании платят большие компенсации пасажирам из-за задержки, поэтому авиакомпании стараются решить этот вопрос так, чтобы удовлетворить пассажиров без штрафов. В России монреальская конвенция применяется только на международных рейсах, на местные она не распростроняется.

В целом овербукинг очень полезная вещь, так как благодаря ему цены на билеты ниже. Но все зависит от реализации и исполнителей. Поэтому проблема не в овербукинге, как таковом, а в российских авиакомпаниях и законодательстве, плюс отсутствие конкуренции.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Ни на сколько, вы хоть первым на регистрацию придите, так вас сразу попросят подождать и уже потом, в конце регистрации, объявят что ой такая вот беда приключилась кто-то ваше место занял надо было раньше приходить вот вам талон на 1 бургер и колу и ваучер в отель ** около аэропорта, а полетите завтра экономом на местах около сортира

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
А что не так с местами около сортира? Летаю всего 32 f
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

близко к параше, зашквар наверно

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ходят туда-сюда, будут толкать, так как не все умеют стоять в очереди один за другим, некоторые толпятся.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так бери у окна и норм )
3
Автор поста оценил этот комментарий

незначительно если вообще задержатся - за сколько там регистрация на рейс заканчивается?

раскрыть ветку (3)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Хз, я приезжала минут до 40 до начала регистрации.

Ну так а где найти всех сразу после регистрации? В самолет не сразу идут, будут бегать и спрашивать? Нет, конечно. Спрашивать будут, когда все уже сидят в самолете. Никто сразу не согласится, потому что одним это неудобно, а другие будут надеяться, что цену повысят.

По-моему, пусть закладывают все издержки и любую прибыль, которую хотят получить, в стоимость билета. Не будет спроса -- начнут закатывать губы насчет прибыли. Будет спрос -- все ок, всех все устраивает.


Тот же овербукинг имеет смысл делать только в случае кучи свободных мест в бизнесе, тогда в него можно пересадить "лишних" из эконома и все улетят, у меня так было. В любых других ситуациях это хуйня. Мне наф не надо ни за какие деньги терять день отпуска, потому что если бы я хотела деньги, а не отпуск, то я бы никуда не летела и чилила дома, а не ночевала в каком-то вшивом отеле.

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так а где найти всех сразу после регистрации? В самолет не сразу идут, будут бегать и спрашивать?

на рейсах где я летал после регистрации все полчаса сидят у гейта, ждут когда посадку начнут - вот в этой очереди без паники проходится представитель авиакомпании и делает предложение от которого те кому важно вполне могут отказаться, а те кому не важно могут принять. Я например задерживался в командировке - что бы не погулять по городу лишний день

6
Автор поста оценил этот комментарий

Посмотрите на ценовое рубилово ребят типа Southwest Airlines, easyJet или Ryanair. Или как у нас все в сети многословно ненавидят Победу, а потом снова заказывают билеты. Потому что слетать за 3 тыщи вместо 10 тысяч хочется, и ради этого терпят и скотское поведение персонала, и валидаторы, и отсутствие кормёжки в полёте, и динамически меняющиеся нормы багажа.


Я бы тоже переплачивал за гарантии, но большинству пассажиров статистически приоритетнее снижение цены. Отсюда - кроилово со стороны авиакомпаний.

4
Автор поста оценил этот комментарий
И повышение цен заодно из-за ажмотажа
24
Автор поста оценил этот комментарий

«для меня например важно время»“мне и 200 кк может не хватить вернуть время иногда есть вещи важнее денег». Сказал человек тратящий время на написание комментов на пикабу. Наверно смешнее сегодня уже ничего не прочитаю.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

время важно   иногда , особенно когда рассчитываешь улететь точно в срок!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не значит, что деньги профукал. Хренова куча продаётся полных билетов, они возвратные, там даже при не явке на рейс ничего не теряешь. Вот они то и составляют большую часть неявиашихся на рейс. Сам так часто делал, особенно, если командировки.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку