186

Ответ на пост «ИТ Пузырь»2

Прочитал пост и 200+ комментов, которые на сейчас есть. Вроде никто не указан на важное — реально выросла потребность в разработчиках. Это одна из причин драйва зарплат — конкуренция работодателя за кадры, т.к. предложение меньше спроса.


Другая причина высоких зарплат, кстати — глобальная конкуренция за зарплаты. В плане из-за удалёнки и релокации последние 15 лет значительная часть разработчиков выходила на глобальный рынок, в результате конкуренция на локальном рынке повышалась из-за оттока кадров.


А дальше проблема — никто не умеет поточно готовить крутых специалистов. Программы в институтах устаревают ещё к моменту формирования. Технологии быстро изменяются. Хороший разработчик, став преподавателем, быстро теряет технический скилл и отстаёт от рынка. Более того, нередко хороший разработчик не является хорошим педагогом, потому что это совсем другая область деятельности. Уметь донести материал, уметь построить лекцию, уметь проверить знания (в условиях, когда студенты всеми силами пытаются халявить) сложно.


Условно, middle python разработчик решил пойти преподавать. У него года два или три займёт получить опыт преподавателя, и, возможно, он станет хорошим преподавателем. Но он уже на 2-3 года устарел по технологиям. Да, изменилось не всё. У нас всё ещё семиуровневая модель в интернете. Но всё поменялось вокруг.


И зарплаты у преподавателей такие себе. Например, возьмём топ технических вузов. Пусть будет №13 по рейтингу — МИРЭА. Смотрим их зарплаты — старший преподаватель до 30 лет будет получать 127к в месяц. Это 110к на руки. А после 31 года уменьшится стимулирующая надбавка за молодость и зп упадёт до 107к (93к на руки). Вспомним рейтинг зарплат с хабра за 1 полугодие 2022 года? Медианная зарплата разработчика в Москве 180к.


То есть нам надо найти опытного разработчика, который захочет преподавать, пойдёт на кратное падение зарплаты, потратит несколько лет на преподавание, возможно станет в этом хорош — и мы получим хорошего преподавателя, который слегка устарел по технологиям. И дальше устаревание может усугубиться.


Большой спрос на ИТ-специалистов пытаются закрыть платные курсы. Типа вместо полезной математики и кучи бесполезного типа философии в институте мы даём только профильное, поэтому и в срок до года можно уложиться. Но, к сожалению, высокая цена не является гарантией качества. Более того, посмотрите вакансии спецов, которых набирают на курсы для code review или преподавания. Там опять зарплаты ниже, чем у разработчиков. Что в результате? В среднем мы имеем либо совсем инфоцыганские курсы, либо дорогие курсы со средним материалом. Я сейчас про курс "с нуля до middle", с ними основные проблемы. Есть исключения. Например, есть небольшие курсы по отдельным технологиям, которые вполне могут быть оправданы.


Институты и хорошие курсы (платные или бесплатные) держатся на тех активистах, которые и разработку продолжают, и хотят делиться знаниями. Если знаете таких активистов, скажите им спасибо :)


При этом требуемый уровень знаний в разработке (хотя бы по количеству инструментов) продолжает расти. Люди, которые идут в ИТ за зарплатами не представляют, как много требуется сил и времени на постоянную актуализацию знаний.


А ещё растёт потребность в управленческих должностях (team lead и прочие ребята). С их подготовкой вообще ужас — им нужен опыт управления людьми. А где его взять? Как создать условия, чтобы после института/курса на выходе был team lead с реальным опытом руководства несколькими командами? Переквалификация разработчиков в team lead имеет кучу неприятных побочных эффектов. Разработчик привык управлять послушным компьютером, а тут непослушные и недетерминированные люди. Ужас.


Даже область HR стагнирует. Они совсем не умеют подбирать кадры.


А собеседования разработчиков — вообще ужас. На них спрашивают то, что не нужно в работе. Создана отдельная индустрия натаскивания на собеседования. Готовиться к собесам — зло. Насколько я понимаю, это исключительно ИТ-специфика. Вы слышали истории, чтобы хирург готовился к собесу? Или пилот? Воспитатель в детском саду? В отдельных профессиях есть сертификация, конечно. Но это немного другое.


Излил я вам свою боль о современном состоянии подготовки новых кадров в разработке. Есть ли у вас идеи, как ситуацию починить?


Что сделал я для исправления ситуации? В телеграмм-канале devfm разбираем разные нюансы из жизни разработчика на Python и не только. Стримы по программированию, что такое WSGI, как спроектировать сервис, чему стоит научиться в вузе. По пятницам у нас культурный код с фильмами, книгами и всяким разным.

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако!


Приветствуется:

• уважение к читателям и авторам

• конструктивность комментариев

• простота и информативность повествования

• тег python2 или python3, если актуально

• код публиковать в виде цитаты, либо ссылкой на специализированный сайт


Не рекомендуется:

• допускать оскорбления и провокации

• распространять вредоносное ПО

• просить решить вашу полноценную задачу за вас

• нарушать правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да не в отставании знания конкретных технологий проблема, большая часть джунов в алгоритмику то не особо умеет. Остальное на рабочем месте и подтянется

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Что подразумевается под алгоритмикой?

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да способность циклы писать  условия запросы, способность алгоритмы кодить

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Собственно, алгоритмы (типа обход дерева в ширину) писать среднему разработчику не требуется. Нужно уметь обработать все элементы коллекции, например


Но кроме этого надо знать миллион вещей. "На рабочем месте и подтянется" работодателю не выгодно, он хочет свои деньги менять на решение бизнес-задач

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну сейчас даже небольшие конторы вкладываются в работу со студентами и молодёжью , вариантов то нет, вузовские преподы тебе точно не вырастят кодеров..


А крупные компании целые кафедры открывают

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, механизм базовых кафедр есть и работает. Интересно, нет ли статистики по количеству таких кафедр и числу выпускников? Типа это 1%, 10% или 25% от всех? Боюсь, что ближе к 1%

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Там вопрос даже в том сколько кафедр,  а в том что предвузовая подготовка страдает, люди/ дети не глупее чем раньше , а просто хуже подготовлены по точным наукам. Да физику ты не будешь в программировании применять но изучение физики правильно формирует нейронные связи. Надо усиливать точные науки ещё в школах

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не могу не согласиться, база в виде крутой и увлекательной математики + физики очень сильно помогает по жизни

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку