Откуда берется борьба с мастурбацией и почему родители лезут в личную жизнь своих детей

Здесь периодически поднимается волна воспоминаний из детства, в которых родители или иная родня грубыми запретами, психологическим насилием, слежкой или физическими наказаниями пытались искоренить в своих детях стремление к мастурбации или проявлению интереса к противоположному полу. Причем, зачастую делается это даже до того, как ребенок вообще стал задумываться о чем-то подобном. Казалось бы – это какой-то архаичный пережиток дремучего прошлого, однако такое поведение нередко встречается и сейчас. Словом, тема не теряет актуальности. Давайте окинем взглядом основные причины, почему так происходит.


Если перечислить эти причины вкратце, то это будут: общественный контроль\религия, страхи и нездоровый интерес. Первые две причины как правило взаимосвязаны и могут порождать друг друга.


Общественный контроль\религия.

На эту тему пишутся целые научные статьи и монографии, но нам придется пробежаться по теме очень кратко и схематично.

Общество в своей архаичной форме (кроме первобытно-общинного строя) всегда стремилось контролировать сексуальную жизнь входящих в него индивидов. Остановимся на двух причинах такого расклада.

Во-первых – банально, но это вопрос деторождения и наследования. То есть – вопрос распределения и закрепления имущества, передачи его по наследству. Как ни крути, это важнейший критерий устойчивости общественных институтов. Дети не должны были рождаться хаотично (вследствие хаотичных же совокуплений), как в первобытных общинах. Сейчас с этим стало намного легче, благодаря сексуальному просвещению и развитым средствам контрацепции, а за наследованием следят государственные институты. Раньше всё было куда сильнее завязано на кровное родство.

Во-вторых – вопрос воспитания. Так уж вышло, что цель воспитания – включить человека в систему общественных норм и правил, внедрить общественно-приемлемые модели поведения и самореализации. Сексуальная же жизнь и мастурбация в частности – та форма самореализации и получения удовлетворения, которая ближе всего к биологии человека и наименее всего связана со всем тем, на что нацелено воспитание. Логика тут проста – если дать подростку свободу сексуального самовыражения, он почувствует слишком большую независимость от общества, от тех авторитетов, которые ему вроде бы надлежит внимательно во всем слушать. Воспитательная норма – когда ребенок\подросток фрустрирован во всех своих основных потребностях самовыражения и видит единственный способ их реализации через включение в механизмы общества. Например, через успехи на учебе, похвалу взрослых и т.д. Для получения же сексуального удовлетворения не нужно ничего особенного. В случае с мастурбацией и вовсе всё нужное всегда «под рукой». Потому её и воспринимают как «конкурента» учебе, усердию и послушанию. Особенно серьезно её в таком качестве воспринимали раньше, когда восприятие человеческой природы было в плену дремучих предрассудков и религии.

Собственно, какую роль здесь играет религия? С одной стороны, она несет в себе ту самую, архаичную социальную модель, образца средневековья, в которое она и тянет общество везде, где проникает в государственную власть. С другой стороны – специфика религии в том, что она претендует на куда более глубокий, «тоталитарный» контроль над сознанием человека, его мыслями, стремлениями и ценностями. И потому в сексуальности человека она видит куда большего врага и конкурента, чем светская часть общества. К тому же, в комментариях к предыдущему посту было справедливо замечено, что сексуально-неудовлетворенным человеком, находящимся в постоянном напряжении, неким образом легче управлять, легче вызвать в нём фанатизм, управляемую агрессию в адрес «неверных», «чужаков», «грешников» или «еретиков», этим активно пользовалась церковь во времена средневековья, этим активно пользуются многие секты или радикальные организации (например, подготавливающие террористов-смертников), однако это лишь часть сути. Куда важнее тот факт, что жесткие запреты и ограничения в сексуальной сфере позволяют держать человека в постоянном страхе и чувстве вины. Едва ли можно найти половозрелого человека, который не испытывал бы «греховные» мысли и желания, чей организм не выдавал бы «недопустимые» реакции и ощущения, и кто не отвечал бы на это хоть какими-то «запретными» действиями. Иными словами – стоит запретить человеку что-то неотъемлемое от его природы, чтобы «преступниками» оказались практически все. И, оказавшись преступниками, почувствовали вину за предательство «светлых идеалов» и священных заповедей, испытали страх, что кому-то об их «греховности» станет известно. А это удивительным образом порождает в людях повышенное стремление создать вокруг себя «ореол благочестия» и ревностно отслеживать и наказывать любые проявления «греховности» в окружающих.

Да и в целом, поддержание в жертве постоянного чувства страха и\или вины – фундамент и необходимое условие любой основательной манипуляции.

Страх перед собственной сексуальностью.

Как уже было сказано, эта причина тесно связана с предыдущей. Как таковой страх может быть следствием внушения обществом\религией стыда и неприятия к собственному телу и своей сексуальности, так и уже сформированный страх может избирать своим проявлением приверженность к определенному образу мысли или верований. Работает это просто: если проявления сексуальности оказались под внутренним запретом, то человек вынужден выработать такую систему идей (или воспринять уже готовую), какая позволит удерживать своё либидо (активно стремящееся «наружу», к самореализации) под замком. Идеологическое оформление в таких случаях служит лишь поводом и оправданием, а не настоящей причиной.


У кого-то наверняка возникнет вопрос «что вообще заставляет человека бояться и стыдиться собственной сексуальности?» Оно и понятно – на первый взгляд это звучит как бред, как что-то очень нелогичное и неестественное. Однако здесь стоит помнить специфику самооценки. Наша сексуальность – это наиболее яркое, ничем не опосредованное наше проявление, чистое самовыражение, подкрепленное ещё и «эгоистичным» удовольствием. К тому же, наше тело – это наша физическая репрезентация в этом мире. При заниженной самооценке именно собственное тело и сексуальность становятся первыми мишенями для самоуничижения. Не принимая себя, человек стремится в первую очередь изничтожить те свои проявления, в которых его существо проявляется в наиболее чистом виде – творчество, тело, сексуальность. Тело попадает под удар ещё и потому, что при устремленности человека с заниженной самооценкой занимать как можно меньше места, как можно меньше потреблять ресурсов и не доставлять окружающим никаких хлопот, оно «смеет» занимать какое-то пространство, требовать для себя ухода, питания, приемлемых условий, беспокоить различными влечениями (например – сексуальными). Однако нас сейчас интересует только сексуальный аспект.

Начав «войну» с собственной сексуальностью, человек как правило терпит неудачу – невозможно настолько сильное психическое начало в себе подавить полностью. Происходят срывы, растет недовольство собой, чувство стыда, агрессия по отношению к себе, накаляется внутренний конфликт. Человек не понимает собственной сексуальности, не ведет с ней никакого «диалога», у него складывается впечатление, что внутри него обитает какой-то дикий зверь, который постоянно беснуется и проверяет на прочность стены своей тюрьмы. Ощущая напор, как ему кажется, некой дикой неуправляемой стихии, человек убеждает себя, что, если эта стихия вырвется, непременно случится что-то ужасное. Якобы, стоит только дать этому «зверю» волю – он сразу снесет все хлипкие надстройки приличия и цивилизованности ради низменных удовольствий. Учитывая, что с усилением давления на себя, усиливается и сопротивление с «той стороны», происходит дополнительное нарастание страха человека перед тем, что «обитает у него внутри», в темных уголках его души.

Рано или поздно у такого человека рождаются дети и он переносит на них всех своих "тараканов", подспудно пытается «отыграться» за собственную неудачную войну с сексуальностью на детях. Мол, вот если в самом зародыше, с раннего возраста со всей силой начать её подавлять – вот тогда-то можно наконец добиться полной и окончательной победы. В усиление своей позиции такой человек может привлекать любые религии, мифы и стереотипы, истинная подоплека его «войны» - личные мотивы.

Кроме того, даже если несколько абстрагироваться от сексуального контекста – та же мастурбация будет восприниматься родителем, который боится непосредственного самовыражения, как этакий непростительный эгоизм и единоличие ребенка, как самоутверждение «через голову» всей той «правильной» воспитательной модели, которую родитель пытался ребенку привить. При заниженной самооценке родителя это может восприниматься как преступление и вызывать родительскую агрессию.

Не стоит сбрасывать со счетов и фактор банальной зависти. "Этого не было у меня, а значит - этого не будет и у тебя!"

Нездоровый интерес

Этот аспект многие упускают. И из-за сложившихся стереотипов, и из-за слишком узкого понимания природы сексуальности – как только стремления совершить половой акт, испытать оргазм. На самом деле её природа несколько шире и имеет намного больше проявлений.

Одним из негласных стереотипов является то, что родитель не может испытывать к своим детям сексуального влечения, а если и испытывает – то это свидетельствует о каких-то серьезных сбоях в психике, не иначе. На деле – для нашей психики (особенно для примитивных её слоев) нет никакой принципиальной разницы. Если рядом с мужчиной подрастает и оформляется подросток-дочь, то какой-то своей частью он все равно будет воспринимать её как самку, как сексуальный объект (женщин с подрастающими сыновьями это тоже касается). Другое дело, что сознательно он себе такое запрещает, ставит "блок". Проявления сексуальности по отношению к детям, в норме, вполне ограничиваются объятиями, прикосновениями, поцелуями и не связывается с сексуальным возбуждением напрямую. Однако, могут сложится условия, когда родительская сексуальность сформирована неправильно (например, в одном из вышеописанных сценариев) и ребенок в большей, чем нужно, мере начинает восприниматься как сексуальный объект. Что, вкупе с его беззащитностью и зависимостью от родителя, создает у такого родителя соблазн как-то своим властным положением злоупотребить.

Не будем брать во внимание варианты, связанные непосредственно с инцестом, за их очевидностью и редкостью. Сосредоточимся на тех сценариях, когда человек движим сексуальным напряжением, но пытается его выражать посредством чего-то «конвенционального». Тем более, что таких случаев намного больше, чем тех, когда родитель решается на непосредственно инцест.

Характерным признаком здесь будет появление или обострение агрессии к ребенку именно в подростковый период, когда у него начинается половое созревание, начинают оформляться вторичные половые признаки. Агрессия эта может приобретать характер побоев, иных физических наказаний, вербальной агрессии, попыток жестко зарегулировать реальную или мнимую интимную жизнь подростка, куда родитель с «нездоровым интересом» под любым предлогом попытается сунуть нос. Такой родитель может начать пристально следить за тем, не мастурбирует ли его чадо, не проводит ли слишком много времени рядом со сверстниками противоположного пола, не питает ли к ним какой-то интерес, не интересуется ли порнографией и т.д. Так, например, ретивый отец может вдруг ожесточиться по отношению к дочери-подростку, хлестать её ремнем за то, что вернулась на час позже разрешенного срока, пахнет сигаретами, целовалась с парнем или посмела повесить в комнате постер с голым торсом какого-нибудь мужчины. Либо ретивая мать может начать врываться в комнату сына, чтобы застать его за мастурбацией, копаться в его вещах или даже в мусоре, чтобы найти те самые мокрые скомканные салфетки или порнографию, а потом ещё и публично разносить его за найденное перед родней.

Логика психологической проекции при «нездоровом интересе» проста – через ощущение власти над личной жизнью ребенка почувствовать себя причастным к его сексуальности, через психологическое насилие в адрес ещё нежных пробивающихся ростков его мужественности\женственности почувствовать ту самую власть. Подобно тому, как хулиган, видя чей-то красивый песочный замок и понимая, что сам он такой сделать не сможет, самоутверждается путем разрушения этого замка. К тому же, может действовать и более простой механизм: Отец с «нездоровым интересом», не имея прямой возможности прикасаться к дочери-подростку, может это делать, физически наказывая её за проступок. Например, когда хлещет её пресловутым ремнем по попе или таскает её за длинные волосы (тоже ведь символ женственности) в порыве «праведного гнева».

Сценарий «нездорового интереса» не так уж часто в полной мере осознается теми, кто в его власти. Что, конечно, не умаляет тяжести их жестокого поведения.

По сути, мы имеем 2,5 основных сценария, по которым родители или иная родня могут начать воевать с сексуальностью ребенка, с его мастурбацией и прочим. Это конечно, не исчерпывает всех возможных причин, но формат статьи не позволяет слишком вдаваться в частности.

Спасибо за внимание, не воюйте со своим телом и своей сексуальностью, хотя бы чтобы потом не страдали ваши дети.)

Психология | Psychology

20.6K поста59.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.