Общественное движение в России в 1825 - 1850-е гг

Общественное движение в России в 1825 - 1850-е гг Цивилизация, Общество, Ученые, Научпоп, Наука, Критическое мышление, Исследования, Образование, Развитие, Длиннопост

Автор: Анастасия Романихина.

Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. Идеологом идейной концепции консерваторов был министр народного просвещения граф С. С. Уваров. В его теории официальной народности выделялись три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада: православие как основа духовной жизни и церковь как опора самодержавия; самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления; народность как духовное единение народа с царем. Приверженцами этой теории были историки Н. М. Карамзин и М. П. Погодин, литераторы Ф. В. Булгарин и М. Н. Загоскин и др.

Несмотря на усиление политической реакции, оппозиция существующему режиму по-прежнему пыталась противостоять ему, что проявлялось в деятельности в конце 1820 - 1830-х гг. различных по составу и идейной направленности кружков (кружок братьев Критских, кружок Н. В. Станкевича, кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева и др.), обсуждавших вопросы о положении страны и ее будущем; в виде сложившихся во второй половине 1830-х гг. либеральных течений западников и славянофилов; в формировании революционно-социалистического направления общественной мысли.

Общественное движение 25 - 50-х гг. имело характерные особенности:
1) Оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);
2) Революционное и правительственное направления окончательно разошлись;
3) Его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике.

Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:
1) Консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);
2) Западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);
3) Революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев и М. Петрашевский).

Кружки 20 - 30-х гг.

В условиях политической реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в основном студенческой, молодежи. Наиболее активно действовали студенческие кружки в Московском университете. С ним связаны первые шаги антиправительственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сложился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский.

Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся философией и искусством. Члены кружка изучали философию Шеллинга, Канта, стремились использовать прогрессивные элементы немецкой идеалистической философии в разработке идей общественного развития России. Но взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходили за рамки идеализма и либерализма. По его мнению, только распространение знаний может привести к освобождению народа от крепостной зависимости.

Другим центром передовой дворянской молодежи был кружок Герцена-Огарева. В 1826 г. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просуществовал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев и другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции.

Консервативное движение.

Это было направление, которое активно поддерживалось правительством. Идеология консерватизма была разработана Сергеем Семеновичем Уваровым. Основой этой идеологии стали слова «Православие. Самодержавие. Народность», которые целиком отражали представление царизма о развитии России.

Уваров начал ее внедрять в образовании, воспитывая таким образом будущее поколение в истинно русском духе. Каждое из трех слов несло очень глубокий смысл. «Православие» являлось духовной основой России, ослабить его считалось невозможным, равно как и предать императора. «Самодержавие» было общественной основой. Россию охраняло сильное, просвещенное самодержавие. И если кто-то попробует посягнуть на него, то будет потрясено все государство российское. «Народность» стала социальной основой. Не должно было быть никаких противоречий между разными слоями общества. Народ должен быть един с императором и вокруг него. Теорию поддерживали другие консерваторы 19 в.: Николай Герасимович Устрялов, Михаил Петрович Погодин, Николай Иванович Греч, Михаил Николаевич Загоскин и Нестор Васильевич Кукольник.

Петрашевцы. Революционно-демократическое направление.

На рубеже 1830 - 1840-х гг. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Представителями этого направления являются В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и «левое крыло» кружка петрашевцев. Они развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции.

А. И. Герцен сформулировал теорию общинного социализма, согласно которой Россия сможет перейти к нему через крестьянскую общину – готовую ячейку социалистического общества. В качестве главных условий построения социалистического общества в России он считал отмену крепостного права и ликвидацию самодержавия.

Поражение революций 1848 - 1849 гг. в Европе породило неверие Герцена в революционные возможности западноевропейских стран и привело его к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех на землю, мирское самоуправление и «коллективистское» сознание русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм.

При всей своей утопичности эта теория объективно выражала насущные задачи буржуазно-демократического преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию страны. В этом состоят ее революционный смысл и историческое значение «русского социализма».

В 1840-е гг. с критикой российской действительности и программой революционного преобразования страны выступал популярный литературный критик В. Г. Белинский, видевший ее возрождение «в успехах цивилизации, просвещения, гуманности, пробуждения в русском народе чувства собственного достоинства, правах и законах, сообразных со здравым смыслом и справедливостью, необходимости гарантий для личности, чести и собственности».

Заметное место в освободительном движении 40-х гг. занимает кружок петрашевцев. Его основал молодой одаренный чиновник Министерства иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов.

С 1847 г. характер собраний стал существенно меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых политических проблем, критиковали существующий строй, говорили о необходимости отмены крепостного права, свободы печати, введения в судопроизводство адвокатов и присяжных заседателей. Под влиянием революции 1848 г. в Европе особой популярностью у петрашевцев пользовались идеи утопического социализма. В марте - апреле 1849 г. петрашевцы приступили к оформлению тайной политической организации, готовились к печатанию прокламаций. Но деятельность кружка не получила развития.

В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. 21 человека приговорили к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петербурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачитан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.

Таким образом, тремя основными идеологическими течениями стали консервативное с провозглашением «Православия. Самодержавия. Народности», которое должно было укрепить существующее в России положение. Либеральное движение, разделившееся на западников и славянофилов, которые пытались добиться реализации своих идей путем реформ. Революционное движение преследовало идеи свержения монархии, освобождения крестьян путем вооруженного восстания.

Итогом общественного движения в России во второй четверти 19 в. стала выработка идей, которые стали основой идеологии, развивавшейся уже во второй половине 19 в. Общественное движение подготовило социальную почву для последующих реформ.