Обманчивая очевидность социальных явлений

Автор: Сергей Александрович Резников

Обманчивая очевидность социальных явлений Наука, Научпоп, Социальное, Исследования, Ученые, Познавательно, Эксперимент, Социальный эксперимент, Социальная психология, Самообман, Восприятие, Социальная инженерия, Видео, Длиннопост

Касательно работ социальных психологов можно часто услышать, что они занимаются установлением и так очевидных фактов.


Например. Эксперимент: исследователи составили два резюме на одну и ту же должность, которая традиционно считается женской — воспитатель в детский садик. Оба резюме были одинаковы по содержанию за исключением подписи. На одном стояло женское имя, на другом — мужское. У резюме с мужским именем предложений было в разы меньше. Очевидно? Да.


Но в иных ситуациях все не так прозрачно, как кажется на первый взгляд.


Каковы же результаты [...] исследований? Их перечислил и прокомментировал другой рецензент, социолог Пол Лазарсфельд; я приведу некоторые из них в собственном изложении (Lazarsfeld, 1949).

1. Чем образованнее солдаты, тем труднее они адаптируются. (Интеллектуалы менее подготовлены к стрессам, связанным с военным временем, чем люди, воспитанные улицей.)

2. Уроженцы Юга лучше переносили жаркий климат островов, расположенных в южной части Тихого океана, нежели выходцы из северных штатов. (Для южан жаркая погода — более привычное дело.)

3. Белые рядовые с большим нетерпением ждали повышения по службе, чем афроамериканцы. (Годы угнетения не прошли бесследно для мотивации достижений.)

4. Афроамериканцы из южных штатов отдавали предпочтение белым офицерам-южанам. (У офицеров-южан более богатый опыт общения с чернокожими солдатами, чем у офицеров-северян.) [...]

Однако они приведены не полностью. Далее Лазарсфельд пишет: «Все эти выводы диаметрально противоположны тому, что в действительности установили авторы исследования». На самом деле они нашли, что менее образованные солдаты адаптируются хуже, южане хуже северян адаптируются к климату тропиков, афроамериканцы с большим нетерпением ожидали повышения, нежели белые солдаты, и т. д. «Если бы мы сначала перечислили истинные результаты исследования (а Шлезингер узнал именно их), читатель и их назвал бы „очевидными“». [2]

Так в чём проблема? Их несколько:


Проблема 1: очевидный для читателя вывод может оказаться ложным.

Проблема 2: любой обоснованный вывод может показаться очевидным после того, как он стал известен.


Отсюда рождается тот скептицизм, о котором мы говорили в начале статьи. У массового пользователя складывается ложное ощущение о простоты объекта исследование, которое порождает такие же ложные выводы.


В частности, именно это чувство возникает у азартных людей, которым кажется, что они «уловили закономерность» и теперь точно знают, на что ставить все деньги.


Чем это может быть полезно? Помните: чтобы минимизировать ошибки в отношении явлений, кажущихся очевидными, ищите им объективное подтверждение. А если есть возможность и необходимость, ставьте эксперименты.


Связанные понятия:

Инерция мышления


Делитесь в комментариях историями, в которых что-то вам показалось очевидным, а на деле это было совсем не так.


+ Ваши дополнительные возможности

1) Нарушение системности научного знания ведёт к лже-науке по оценке Л.С. Клейна

2) Видео: РАЗРАБОТКА НОВОЙ ТЕМЫ: СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ

Источники:

[1] Электронный ресурс. Режим доступа: funart.pro/uploads/posts/2021-07/thumbs/1627653079_27... (Дата обращения: 2021-12-20).

[2] Майерс Д., Социальная психология.- 7-е изд. — СПб.: Питер, 2010, с. 23-24

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов151 подписчик

Добавить пост