Непослушные дети. При чём здесь детская смартфонозависимость и изобилие?

Непослушные дети. При чём здесь детская смартфонозависимость и изобилие? Интернет, Зависимость, Интернет-зависимость, Психология, Дофамин, Дети, Текст, Длиннопост, Истории из жизни, Семья, Родители, Телефон, Проблема, Конфликт, Стресс, Психосоматика

В недалёком 2007 году в офисе, где работала я и, примерно, тридцать моих коллег, появился новый сотрудник. Он особо не торопился вливаться в коллектив, общался со всеми по необходимости, так сказать, ради самого производственного процесса. Он постоянно что-то читал на своём телефоне, практически носом уткнувшись в него. Все над ним подшучивали и искренне не понимали, что там можно так долго рассматривать? Ну на сообщения ответил, ну музыку переключил, ну настройки изменил, ну что там такого важного, что он отказывается от живого общения и с трудом отвлекается от этого занятия? Его так и называли - "человек - телефон". Однажды особо любопытным коллегам он сообщил, что читает книгу, скачанную на телефон. Да, это было странным. Возьми вон книгу, да почитай, зачем в телефон-то её совать? Но спустя некоторое время все и сами ответили на этот вопрос: "Да оказывается это удобно!"

Далее с кнопочных телефонов все плавно "переехали" на сенсорные. С тех пор в телефон перекочевала бОльшая часть реальной жизни: библиотеки, банки, аптеки, магазины, больницы и даже школы. И теперь мы все как тот "человек - телефон", большую часть своей жизни проводим, уткнувшись носами в телефон.

И мы по достоинству оценили удобство, ведь это здорово экономит время. Остаётся куча свободного времени. Но для чего? Может для стирки белья? Нет, машинка сама стирает. Может для приготовления еды? Нет, везде полно полуфабрикатов и готовой еды на заказ. Может для пеших прогулок? Нет, большинство сейчас на личных авто и на доступном такси, да и остановки общественного транспорта есть на каждом углу, они сокращают путь до дома. Может для самореализации и поиска интересной работы? Нет, все "сидят" на нелюбимых работах и никак не могут найти занятие по душе, да и само место в жизни.

Для чего же мы экономим это время, своё драгоценное время, которого у нас всего-то 150 лет максимум? А тратим мы его на тот же самый телефон. На бессмысленный сёрфинг по соцсетям, информацию от которого мозг забывает через несколько минут. Да, он вроде бы чем-то наполнен, но в мозге кроме перегрузки нет ничего ценного, что можно было бы отправить в долговременное хранилище, чем можно было бы воспользоваться для адаптации и выживания.

Материал, поступающий в мозг с огромной скоростью и в бесчисленном количестве, создаёт в нём ситуацию многозадачности, от хаоса которой наш главный орган центральной нервной системы меняется на химическом и структурном уровне в худшую сторону. А значит искажается и работа психического аппарата, а вслед за ним и физическое состояние.

Но несмотря на риски и угрозы частого использования телефона, мы наслаждаемся его "удобством", потому что помним, какого это: стоять в очередях банка и магазина, занимать очередь в поликлинику с пяти утра, чтобы получить талончик к врачу, переживать, что паспортный стол закроется и мы не успеем приняться до обеда, да и чтобы заплатить за квартиру надо тоже не попасть в перерыв, как ждать книгу в библиотеке, пока её достают из архива, а потом ещё сидеть и часами выписывать из неё только важные моменты, так как эта книга редкая и из читального зала её домой не унесёшь.

А сейчас комфорт, только нужное приложение скачай, и всё будет хорошо. Да, взрослое поколение ещё может оценить разницу "до и после", память ещё хранит истории про дефициты. И дефициты не только услуг, но и продуктов, одежды и т. д.

Мало того, что мы сами наслаждаемся "удобством", так ещё и передаём этот опыт детям, как велит нам эволюция.

Но беда в том, что современные дети не знают, как было "до". Им не с чем сравнивать, а значит и оценить по достоинству эти блага они не могут. Они принимают это, как должное. Они как вечные птенцы с открытыми клювами ждут, когда туда чего-нибудь закинут родители. И ведь родители закидывают.

Находясь в эпохе изобилия информации, дети и подростки искренне не понимают, зачем читать полностью произведение "Капитанская дочка", если можно сделать запрос в поисковик: "Капитанская дочка" в двух словах", и получить результат.

И, кстати, этот вопрос касается не только изобилия информации, но и других моментов: еды, одежды, бытовых вещей. Зачем учиться взаимодействовать с другими людьми, ссориться при непонимании с друзьями и искать пути примирения, если можно включить 25 сезонов "аниме" на телефоне, где можно пожить в мире фэнтези и "уйти" в них как в "секту"? Зачем задавать щекотливые вопросы сверстникам и взрослым на сексуальные темы, смущаться, сомневаться, если можно посмотреть готовые "документальные" подробные фильмы в интернете на эту тему? Зачем что-то выдумывать на кухне из имеющихся в холодильнике продуктов, если можно заказать готовую еду? Зачем напрягать мозг, если всё можно получить "без труда"? Да незачем. Мотивации нет. Всё само падает "с небес" в открытый клюв.

Больше нет дофамина от реальных дел. За тебя всё сделают родители и телефон с интернетом. Какие уж там дефициты?

Но нам нужен полноценный дофамин для благих дел. Это гормон от предвкушения радости, он помогает нам заиметь привычку, которая пригодится нам для выживания. Это гормон научения, нейромедиатор, передающий нервные импульсы в головном мозге. Он необходим для полноценного функционирования мозга, а значит и для нашего психического и физического здоровья.

Где его взять?
"Он здесь", - говорят родители шестимесячному малышу и протягивают ему телефон с мультяшками, чтобы не отвлекал их от личных дел. "Он здесь", - говорят родители, покупая ребенку навороченный игровой компьютер, лишь бы сидел дома и не мотался по улицам, ведь это защита от плохих компаний. "Он здесь", - говорят родители и выставляют фотки своих маленьких деток, как "дрессированных обезьянок" в соцсетях на показ всемирной паутине, а позже и сами регистрируют им личную страницу, не дожидаясь, как минимум 16 лет. Да кто его спрашивает, он же ребенок, он же не может дать согласие на обработку персональных данных, безвольное существо. И то, что возможно во взрослом возрасте ему будет неловко и стыдно за эти детские фото в открытом доступе, мало кого сейчас волнует.

И вот халявный, быстрый, доступный, мгновенный дофамин обеспечен. А вместе с ним и смартфонозависимость. И с этого момента желание получать дофамин с помощью реальных дел отпадает само собой. Нет смысла вообще оставаться в реальности, в виртуальном мире всё намного проще.

И вот мы имеем детей, неспособных к полноценному общению, к уходу за собой и своей территорией, к помощи взрослым, к целенаправленному обучению, к выбору занятия и будущей профессии, к организации собственной группы единомышленников, к планированию будущих действий, к взаимодействию с незнакомыми людьми, к личной ответственности, к элементарной самостоятельности. А значит и не готовых к самой жизни с её непредсказуемыми квестами. Вот отсюда и вытекают низкие самооценки, неправильные границы, страхи, тревоги, социофобии, депрессия и, как следствие, некомфортное существование с потерей смысла жизни, психологические и физиологические проблемы.

Кроме того, растёт потребительское отношение к родителям, неуважение к старшему поколению в целом. Если раньше люди много общались, получая с помощью устной и письменной речи опыт предыдущих поколений, то сейчас надобность в этом отпала. Зачем выстраивать отношения со взрослыми людьми, чтобы получить ценные советы мамы, папы, бабушки, наставника, если все ответы есть в телефонном интернете? Отсюда идёт глобальное непослушание.

Но ведь дети не виноваты. Они "продукт" современного мира, окружения, близких взрослых. Виной всему изобилие: информации, родительского внимания и контроля, еды, одежды, вещей, услуг и др. И это изобилие напрочь лишает детей мотивации, стремления получить желаемое, используя собственный труд и интеллект.

Но взрослые своего участия в этом не видят? Не понимают ситуации. А потому начинают ругать, перевоспитывать, отучать, читать мораль, наказывать. Уже многие практикуют подобные меры.

Но для "цифровых детей", живущих в изобилии, старые методы воспитания, особенно основанные на "кнутах", а не "пряниках", неэффективны. Новые времена требуют новых методов, и они уже есть и успешно работают.

https://psyhologguru.ru/