Небогоугодные дела. Часть 2.
Начало: http://pikabu.ru/story/nebogougodnyie_dela_5147882
Закончим наш краткий ликбез про отношения церкви и советского государства.
Итак, большевики взяли власть в конце 1917 года. Уже спустя полгода эйфория от успехов быстро сошла на нет - ожидание мирной передачи власти в разрушенной стране не оправдались, территорию бывшей РИ охватило мощное контрреволюционное движение. Приходилось считаться со всеми противниками советской власти - они вполне брали количеством. Одним из таких противников была и церковь, которая, напомню, до осени 1918 года заседала в Кремле.
Можно проследить это по документам. Если в "Декларации прав народов России", выпущенной сразу после Октября религия упоминается только как "Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений", то уже в Конституции (принята в июле 1918 года), несмотря на её явную народную демократичность, чувствуется восприятие церкви как нежелательного элемента:
64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет.
65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:...
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
Как видно из текста, вероисповедание не имело значения, а вот отношение к церкви - наоборот. К слову, поводы для этого были. Церковники достаточно легко переходили от пассивного осуждения власти к открытым призывам к мятежу в случае каких-либо событий, как было например при кулацком пензенском восстании 1918 года. Но большевики пошли гораздо дальше, в очередной раз доказав свою демоническую с точки зрения ПРЦ сущность - они создали ОСРОГ (Объединенный Совет религиозных общин и групп), в который на равных правах вошли представители всех конфессий, которые решали вопросы взаимодействия религии и государства. Созданием она была в основном обязана видному большевику В.Д.Бонч-Бруевичу, который написал несколько обширных работ по влиянию религии на крестьянство и отдавал предпочтение "сектантским" направлениям, ввиду того, что они работали исключительно на нижних уровнях в среде народа, в то время как ПРЦ обслуживала "самодержавие и буржуазно-помещичью реакцию". Притом эта организация не только существовала в виде "кружка по интересам", она например могла освобождать людей от службы по религиозным убеждениям, даже без эквивалентной замены:
Объединенный Совет Религиозных общин и групп по единогласному своему решению вправе возбуждать особые ходатайства перед Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов о полном освобождении от военной службы, без всякой замены ее другой гражданской обязанностью...
Декрет об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям, 4 января 1919 г. Подписан Лениным и Бонч-Бруевичем.
Между тем, ПРЦ стремительно разваливалась как организация. Из-за начала Гражданской войны, часть церквей перешла на самостоятельную политику, часть высших сановников получило различные степени наказаний за открытую контрреволюционную деятельность (в основном - призывы к вооруженному восстанию), часть ушло в эмиграцию, организовав в 1921 году Русскую Православную Церковь заграницей (РПЦЗ), которые мгновенно начали раскрываться по полной, пользуясь недосягаемостью для советской власти (заслуги этих граждан многим хорошо известны). Так же, часть Собора выступило за поддержку новой власти и реформу церкви, породив движение обновленчества. В итоге, руководство ПРЦ осуществлялось не священным Синодом, а лично Патриархом, и назначенный на 1921 год Собор не состоялся.
Фактически, крест на существовании ПРЦ как организации поставили "кровавейшие" события в Шуе 14(15) марта 1922 года, которые извечно приводят как пример кровожадности большевиков. Предысторией к этим событиям был Декрет об изъятии церковных ценностей, вынужденная мера из-за массового голода 1921-1922 гг.
Предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов со специальным назначением в фонд Центральной Комиссии помощи голодающим.
В данном случае, Декрет является частным примером более раннего Декрета об отделении церкви. Имущество церкви по тому переходило в собственность государства (пп. 12 и 13), которое предоставляло право распоряжаться им религиозным организациям. Ввиду тяжелой ситуации имущество решили продать, что вызвало критику священнослужителей всех уровней, за исключение обновленцев. Практически повсеместно кампания (которая кстати касалась всех конфессий) начала сталкиваться с мощным противодействием церковников. В воспоминаниях представителей обновленческой церкви, старая религия мертвой хваткой вцепилась в своё добро. Видно это и до сих пор, так как про события в Шуе пишут зачастую представители РПЦ, они обычно сам факт массового голода упоминают как просто повод или как нечто незначительное - главное, что большевики стали выносить драгоценные камни из церквей.
13 марта 1922 года комиссия по описи прибыла в Воскресенский собор в городе Шуя, однако он был полон прихожан и настоятель отец Павел Светозаров заявил, что он не против декрета, но мешать молящимся он не намерен. Комиссия удалилась, предупредив о дате проведения ревизии, однако вернувшись, наткнулась на ещё большую толпу. Был вызван отряд красноармейцев, который попробовал оттеснить толпу, но та ответила агрессией. В ответ был открыт огонь, ранено несколько человек, четверо впоследствии скончались.
в Шуе 14-го марта красноармейцев избито и ранено 4 из них тяжело комотделения граждан избито трое ранено 8 по сведениям Здравотдела убитых красноармейцев нет... СЕКРЕТАРЬ ГУБКОМА РКП: КОРОТКОВ
Данное событие всколыхнуло духовенство на очередное осуждение коммунистов. Известная "секретная телеграмма" (это которая примерно про то, что наконец-то можно их отстреливать тысячами) Ленина по поводу событий в Шуе, всплывающая всегда при обсуждении тех событий, признана подделкой, но тем не менее, реакция Председателя Совета Наркомов несомненно была. Отец Павел был арестован и досконально проверялся на предмет, не являлся ли шуйский бунт началом открытой церковной конфронтации с новой властью. Хоть точных подтверждений в ходе следствия получить не вышло, условия разрухи после Гражданской войны диктовали свои правила (так же сыграла роль и ГПУ, которое прямо обвиняло патриарха в организации тайных собраний), и патриарх Тихон был помещен под домашний арест. Представители обновленчесткой церкви вскоре посетили Тихона и обвинили в разладе церкви и государства. Тихон в обмен на свободу предоставил им право возглавить и реформировать Церковь, но вскоре после освобождения быстро объявил, что на самом деле всё не так. Пауки продолжали грызться в банке до самой смерти Тихона в 1925 году. Просоветское заискивающее Обновленчество стало официальным представителем ПРЦ в СССР. Кстати, одним из руководителей и видных деятелей обновленной ПРЦ был Александр Боярский, а тысячу чертей его внука вся современная Россия знает.
Сочетание антирелигиозной пропаганды, массового образования, усиления государства и откровенной услужливости новой Церкви нанесли по последней сокрушительный удар. Её и так низкая популярность сошла практически на нет, в 1935 году её Синод фактически самораспутился, а ряд высших священнослужителей впоследствии попали под репрессии по делам контрреволюционной деятельности. Именно на тридцатые годы и пришло то самое яростное уничтожение храмов - запустелые и заброшенные (многие ещё со времен царизма стояли разграбленные в ходе Гражданской), оставшиеся без руководства, зачастую недалеко от центров городов и сел, сносили для застройки более полезными зданиями. Оставшиеся верующие при этом без зданий религиозного культа не оставались. Например, когда я был на экскурсии в городе Кунгуре, экскурсоводы рассказывали, что до революции действовали 28 церквей и храмов, в том числе и крупных, а после большевиков осталось только 10 (при населении перед революцией - 17 тысяч, в конце СССР - 83 тыс. человек).
В 1943 году Сталин, ввиду полного упадка обновленчества, возвращает официальное руководство религиозными учреждениями патриаршесткой Церкви. Действие это достаточно логичное - обновленческая церковь даже не смогла дожить до того времени, когда народ самостоятельно откажется от религии. Наступает "золотое" время Церкви, когда она спокойно существует внутри государства для своих немногочисленных прихожан. К сожалению, после смерти Отца народов, Хрущев начал свою "церковную реформу", фактически гонения за религию, что разрушило этот симбиоз и в конечном итоге привело к усилению популярности Церкви. А закончилось это всё идейным единением с РПЦЗ и воинствующим антикоммунизмом, где в угоду политической конъюктуре во всём винят Ленина и Сталина.
Что хотелось бы сказать в заключение? Хотелось бы подытожить наблюдения Бонч-Бруевича о том, что Церковь как институт не плоха сама по себе - она просто всегда обслуживает господствующий класс, и все её действия обусловлены этим свойством. В бесклассовом обществе эта услуга не нужна, нужна религия как традиция, как временный пережиток - анализ работ Ленина и Сталина четко указывает на ставку на эволюционное вырождение религиозного сознания в массах. А в обществе классовом, в обществе социальной несправедливости, Церковь - обязательный сильный аттрибут, который не даёт массам увидеть, что им нечего по сути терять, кроме своих цепей.
«Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д., — вот в чем самый глубокий современный корень религии»
Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду.
В.И.Ленин
Спасибо за чтение.
Лига историков
15.6K постов52.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения