Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865)

В Гражданскую войну северные штаты вступили с меньшим опытом пропагандистской деятельности, чем южные. Южные штаты, всю первую половину XIX века отстаивавшие свое первенство и право голоса на политической арене, уже были знакомы с методами и средствами ведения пропаганды.

Президента Севера Авраама Линкольна не зря считают одним из лучших мастеров слова того времени. Многие его речи стали эталоном ораторского искусства. Но важны не только произносимые слова: как отмечают современные исследователи,

«не только картинка, но и голос, музыка к этой картинке — важнейшие составляющие имиджа…»

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

Выступая в 1861 году с инаугурационной речью перед соотечественниками, Линкольн говорил: «Судя по всему, среди жителей южных штатов существуют опасения, что с приходом нашей администрации их собственность, мирная жизнь и личная безопасность могут оказаться перед угрозой. Однако для таких опасений не было и нет никаких разумных оснований…». Линкольн, характеризующий положение страны, использует факт выхода Юга из состава Союза как повод для иронии, под «собственностью» южан следует понимать их систему применения рабского труда в сельском хозяйстве, а с «мирной жизнью и личной безопасностью» он отождествляет весь уклад их жизни. Таким образом, в своей речи он высмеивает экстенсивный тип экономики Юга и особенности его социально-экономического и политического уклада.

Геттисбергская речь Авраама Линкольна 1863 года является эталоном краткой речи:

«Восемь десятков и семь лет назад наши отцы образовали на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе и верящую в то, что все люди рождены равными…»

Употребив в самом начале речи слова «наши отцы», Линкольн использует метод родственных чувств, он обращает внимание присутствующих на их дом, семью, родственников.

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

Затем он прибегает к методу искажения информации. Президент обращается к национальному чувству народа, представляя войну уже не как битву одних штатов Союза с другими, американцев с американцами, а как битву, от исхода которой зависит сама их жизнь и будущее вей нации. Линкольн говорит:

«Теперь мы… встречаемся, чтобы сделать его последним пристанищем для тех, кто отдал свою жизнь во имя того, чтобы наша нация смогла выжить»

Заслуживают внимания и отдельные фразы в речи: «Отважные люди, живые и мертвые, сражавшиеся здесь, уже совершили обряд такого посвящения…». Вместе с тем президент акцентирует внимание и на том, что должно произойти после битвы: «Мир едва ли заметит или запомнит надолго то, что мы здесь говорим, но он не сможет забыть того, что они совершили здесь». Этим президент вновь обращается к родственным чувствам солдат, но уже путем почтения памяти павших. Так, ораторское искусство лидера, прошедшее в ходе войны эволюцию, стало одним из основных методов пропаганды Севера.


В условиях войны, когда наглядно-образные сюжеты воспринимаются населением особо ярко, получили свое второе рождение плакаты и карикатуры. Поскольку плакаты и карикатуры размещаются обычно на улице, в людных местах, то они должны привлечь внимание прохожих, стать заметными.


Один из первых плакатов, созданный анонимным автором, назывался «Великая змея Скотта» и иллюстрировал морскую блокаду Юга. Сам образ змеи был заимствован автором из плаката времен войны за независимость США. Он был использован и применен в рисунке «Единство или смерть», в одном из первых вариантов будущего флага государства с изображением гремучей змеи и надписью «Не наступай на меня». Образ змеи, олицетворявшей уже более полувека единство американского народа, воспринимался как символ независимости государства. Таким образом, при помощи этого плаката уже в первый год война на Севере была представлена как борьба за независимость.


Известный художник времен войны Томас Наст во время войны создал на военную тему целую серию плакатов и карикатур. Один из наиболее ярких плакатов того времени — «Рыцари юга»

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

Внимание привлекает кричащее название, ярко противоположное изображенному на плакате. «Рыцари» показаны в самом ничтожном и отталкивающем виде: они беспощадно отрезают головы пленным, расстреливают мирное население, сжигают обозы с продовольствием, под видом индейцев расправляются с северянами, внезапно нападают на мирных жителей. В 18631864 годы Томас Наст пишет целую серию плакатов, посвященных рабству на юге США. Наиболее яркий из них — «Аукцион рабов»

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

К 1863 году относится создание плакатов «Независимость рабов» и «Выбор рабов».

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)
Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

Эта серия иллюстрирует беззаконие и ничтожность рабства как уклада жизни на Юге. Автор показывает применение рукоприкладства по отношению к рабам, нечеловеческие условия их жизни, тяжелую физическую работу. Таким образом, работы Томаса Наста получались очень информативными, глубокими, поднимаемые им проблемы не могли не затрагивать зрителей.


В творчестве Томаса Наста особое место занимают плакаты-аллегории. Один из них — «Победа в Гражданской войне».

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

Плакат был написан за год до окончания войны, в 1864 году. Яркий и эмоционально насыщенный, он изображал долгожданное окончание войны, радость встречи с близкими, письмо с фронта о возвращении домой — эти сюжеты должны были вдохновить армию Севера, вселить в солдат уверенность в скором окончании войны, исход которой к 1864 году уже был очевиден.


Искусство создания карикатуры подчиняется уже иным смысловым схемам: произведение несет в себе определенную идею, но она выражена не цветом и надписью, а самим стилем изображения.


Начало войны ознаменовалось выходом серии политических карикатур, таких как «Президент Авраам Линкольн и Джефферсон Дэвис».

К 1863 году тематика карикатур и плакатов меняется: они становятся более политизированными, начинают высмеивать не только южные штаты в целом, но и их политических лидеров, генералов. Идущим по южным штатам войскам целенаправленно внедряли информацию о низких морально-нравственных качествах.


Карикатура «Король-хлопок» появилась сразу же после начала войны. Сюжет ее взят из греческого мифа о титане Прометее, похитившем огонь с Олимпа и принесшем его людям. За это боги наказали титана, приковав цепями к скале, куда каждый день прилетал орел, клевавший его печень. Наст вкладывает в эту карикатуру едкую сатиру: «король-хлопок», жестокий правитель, в ужасе смотрит на то, как орел, символ Севера, склевывает с него необработанный плантационный хлопок — главное богатство Юга.

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

Несмотря на то что сам сюжет мифа переосмыслен, его главная идея четко прослеживается: будущая победа северных штатов, от которой даже главное богатство Юга, хлопок, не сможет спасти его. Анализируя содержание северных плакатов и карикатур, можно увидеть использование такого приема пропаганды, как «навешивание ярлыков» — необоснованное приписывание кому-либо определенных черт, качеств, характеристик. В карикатурах и плакатах преобладает наделение северян благородными качествами в отличие от южан. Еще одним из направлений северной пропаганды является создание детских игр с тематикой Гражданской войны. Правила игры пусть и в мягкой форме, но все же поддерживали сторону северян в войне: если игрок попадал на клетку, изображавшую события войны, связанные с Севером, он получал преимущество. На клетках, относящихся к Югу, напротив, нужно было или пропустить ход, или сдвинуться вниз на несколько клеток.


Одним из каналов распространения пропаганды стала поэзия. Наиболее яркими и известными поэтами Гражданской войны стали Генри Лонгфелло, Джеймс Лоуэлл.

Генри Лонгфелло воспел героизм северян, показал трагедию войны:

Джеймс Лоуэлл прославился как поэт, писавший с едкой иронией о «мятежниках-южанах». В «Записках Биглоу» он описывает Юг следующим образом:
И музыка в церкви была грустна,
Звучал кругом колокольный звон
И дивились люди в час похорон…

Джеймс Лоуэлл прославился как поэт, писавший с едкой иронией о «мятежниках-южанах». В «Записках Биглоу» он описывает Юг следующим образом:

Есть твари, что твердят, зовут
Всегда идти на примиренье
И диким буйволам поют
Хорал церковный в умиленье.
Мириться? Получить пинок!
Зовите это так иль этак,
Тогда мы будем сбиты с ног
Врагом проклятым напоследок…

Северная пресса занимает особое место в американских СМИ середины XIX века. В 1863 году, когда положение дел на фронтах войны еще было под вопросом, газеты используют такой метод пропаганды, как отвлечение внимания: они двусмысленно описывают Авраама Линкольна, не уделяют внимания результатам его политической деятельности, а анализируют рациональность его действий на посту президента. Газета The Plymouth Weekly Democrat, подвергнув Линкольна в 1863 году жесткой критике, поставила под сомнение законность его действий. Внимания заслуживает заголовок газеты «Суд над Авраамом Линкольном, государственным деятелем республики». Здесь не указывается даже должность президента, Линкольна называют только «государственным деятелем».


Газета The Smoky Hill and Republican Union в завуалированной форме обвиняет президента в развязывании войны сразу же после своего избрания: «Вопрос в том, следовало ли его избирать в 1860 году. Этот вопрос был решен выборами 1860 года, и это необратимо». На этом примере можно проследить использование такого приема пропаганды, как «блистательная неопределенность», когда при описании кого-либо используются высказывания, не являющиеся, по сути, анализом деятельности лидера, не приводятся конкретные аргументы или факты для доказательства своей точки зрения.

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

К 1864 году ситуация меняется. Изменилось положение на фронте: стал уже окончательно очевиден коренной перелом в пользу федеральной армии. Имя Линкольна звучит вместе со словами «отцы основатели», «война за независимость 17751783», «свобода». «В первом сражении войны за независимость наши отцы не могли бы более гордиться, чем мы, в борьбе за более совершенную независимость…».


В этом отрывке итоги войны за независимость от колониальной Англии ставятся по значимости ниже, чем успех Гражданской войны, которая тоже толкуется как «война за независимость», формируя, таким образом, у населения отношение к южанам как захватчикам, врагам государства. Не жалея слов, пресса выражает гордость президентом, обещает, что «будущее будет сопутствовать его величию и славе, которые окружают его сейчас».


В 1863 году, незадолго до выборов, газеты писали о новых задачах, стоящих перед страной. Так, The Smoky Hill and Republican Union акцентировала внимание на вопросе целостности Союза, признания за новоизбранным президентом права считаться главой как северных, так и южных штатов, имея в виду и окончание войны: «Авраам Линкольн был избран президентом не части страны, а всех штатов в 1860 году, но он насильно был отстранен от части штатов… Цель этих выборов — война. Она должна сделать Авраама Линкольна фактическим президентом отделившихся штатов с 1860 по 1864 годы…». Эта, на первый взгляд, неброская цитата навязывает читателям особое отношение к Конфедеративным штатам. Конфедерация обвиняется не только в незаконном «мятеже», но и в несоблюдении американской Конституции, по которой она не имела права не признать над собой власть Авраама Линкольна.


Подводя итоги, следует отметить, что северяне использовали такие методы пропаганды, как наглядные средства (плакаты, карикатуры), устные формы (выступления политических лидеров) и пропаганду в СМИ (в газетах, в журналах). Особым каналом распространения пропаганды стала поэзия Севера. Но с 1863 года начался новый этап североамериканской пропаганды. Изменился стиль публичных выступлений президента Авраама Линкольна, использовавшего теперь более краткие и образно значимые речи. Военная кампания 1863 года сопровождалась выпуском плакатов и карикатур, оправдывавших вторжение северян в рабовладельческие штаты. Плакаты с призывами на войну, с точки зрения современных подходов составлены психологически правильно, продуманно. Каналы передачи информации северян отличались большим разнообразием и, следовательно, были рассчитаны на широкую целевую аудиторию, включавшую даже детей (пропаганда в детских играх). Умение модернизироваться, внедрять новые идеи — эти свойства северной пропаганды стали залогом ее успеха и впоследствии победы над Конфедеративными Штатами Америки.

Автор: Кодина Владлена Сергеевна

Источник: https://vestnik-historicalsciences.mgpu.ru/


Кодина В. С. Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) // Вестник МГПУ. Серия: исторические науки. 2015. №4 (20). С. 60-66.


Понравилась статья? Читайте нас на Пикабу, а также подписывайтесь на нашу группу в ВК и Youtube.

Методы и каналы пропаганды южных штатов против северных в годы Гражданской войны в США (1861-1865) США, Гражданская война, Авраам Линкольн, История, Длиннопост, МГПУ, История (наука)

Лига историков

13.6K постов50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения