Логистика и обеспечение армии в Османской империи в XVIII веке

Для Порты XVII век был временем больших вызовов и больших трудностей. Укрепившись на Балканах, турки потеряли Западный Иран и часть Северного Кавказа. Тем не менее, в это время османская армия продолжала оставаться достаточно сильной и еще могла наладить обеспечение своих войск, сражавшихся на разных фронтах этого огромного государства. Высшей точкой османских посягательств на Европу стала осада Вены в 1683-м году, которая, однако, закончилась для турок катастрофическим поражением. С этого момента чаши весов качнулись в противоположную сторону - Габсбурги вернули себе контроль над землями в Венгрии, Трансильвании и частью Валахии, активизировали и другие враги Порты - Россия и Венеция.



В новый XVIII век турецкая держава вошла после череды поражений и тяжелого Карловицкого мира 1699-го года, ее финансы оказались расстроены и армия теряла боеспособность. Попытки реформ начались еще в середине XVII века и продолжались на протяжении всего XVIII столетия, являя собой череду малоэффективных и болезненных попыток подлатать стены, вместо того, чтобы чинить фундамент. Тем не менее, уже в это время сложились определенные процессы, давшие дорогу преобразованиям первой половины XIX века. В частности, исчезла система тимаров, а с ней, как класс, исчезли воины-сипахи. Янычарский корпус окончательно себя дискредитировал и был в буквальном смысле уничтожен в 1826-м году.



Окончание Великой Турецкой войны принято считать концом османского военного превосходства над соседями и началом длительного спада и агонии империи. Ввиду обострившегося кризиса империя больше не могли на равных конкурировать со своими противниками на поле боя. Тем нем менее, время от времени сановники Порты обращались к опыту европейских государств - в частности, пытались вводить новые типа огнестрельного оружия, реформировать парк артиллерии и модернизации укреплений. При всех неудачах, которые постигли военную организацию империи в XVIII веке, нельзя сказать, что преобразования XIX столетия стали возможны без опоры на этот опыт.



Армия Порты в годы своего расцвета была известна хорошо отлаженной логистикой, которая зачастую превосходила европейские аналоги. При этом, чиновники империи понимали, насколько значительными факторами в кампании являются своевременная выдача воинам жалования и поставки продовольствия, для чего казна ежегодно выделяла на армию баснословные суммы, ведь государство постоянно вело войны.



Война, которую вели турки, носила сезонный характер - обычно в период с конца марта до конца сентября. Для того, чтобы не мешать маршам войск на театры боевых действий и поставкам боеприпасов и провизии, была разработана система специальных коридоров, для того, чтобы создавать меньше неудобств гражданским и доставлять все необходимое с максимально возможной скоростью. За основу при расчетах бралась протяженность кампании в 180 дней, включая развертывание и свертывание войск, задержка отправления даже на пару недель могла в перспективе вылиться в катастрофу. Ярким примером была кампания 1529-го года, когда армия Сулеймана Великолепного понесла большие потери из-за аномально рано наступившей зимы. Поэтому при расчетах старались учитывать подобные риски и не разбрасываться драгоценным временем.


Всего было шесть крупных военных коридоров - по три в Румелии (европейские провинции империи) и Анатолии вместе с восточными окраинами. При переходах армии старались распределять траффик по этим коридорам, чтобы максимально не затруднять движение по какому-то из них. На местные власти возлагалась обязанность содержать в целости и порядке эти дороги и мосты, а также снабжать армии во время переходов по ним. Для облегчения этих мероприятий были созданы несколько вспомогательных корпусов, которые ремонтировали дороги и охраняли их от бандитов. Другие вспомогательные части обеспечивали армию надлежащим количеством вьючных животных с погонщиками и осуществляли транспортировку припасов.



Как уже было сказано, обеспечение армии на марше ложилось на плечи региональных властей, местные кади (судьи) координировали заготовки и поставки провизии на пункты обеспечения, находившиеся на расстоянии восьми маршевых часов друг от друга. Помимо этого, местные жители продавали излишки продукции войскам по сниженной цене (получаемая прибыль была практически условной).



Естественно, слаженная работа этой системы зависела порой и от таких факторов как урожайность и погода (например, кампании в Румелии было объективно легче обеспечивать, чем походы в засушливых юго-восточных областях Анатолии). Одними из самых тяжелых с точки зрения продуктового обеспечения были кампании против Ирана, поскольку прилегающие к нему османские земли были малоплодородными, а вокруг всегда сновали враждебные кочевники, терроризировавшие крестьян. Поэтому правительство возлагало на соседние провинции задачу поддерживать поставками пограничные с Ираном районы для того, чтобы план кампании не оказался сорван, а войско не начало голодать. Справедливости ради стоит сказать, что это не всегда приносило нужный результат, во многом еще и из-за того, что в XVIII усилились центробежные процессы в государстве, и наместники отдаленных провинций нередко предпочитали заниматься своими междоусобными интригами, недели выполнять директивы из Стамбула.



Несмотря на то, что чем дальше армия удалялась от главных баз, тем сложнее становилось обеспечивать логистику, можно сказать, что в этом компоненте османы не только не отставали от Европы, но даже отчасти предвосхитили практику военных магазинов, созданных Ле Телье и Лувуа во Франции при короле Людовике XIV. Параллельно с задачей обеспечения войск, решался и вопрос с рационами крепостей - те могли поддерживать свои запасы в надлежащем состоянии и регулярно их обновлять, продавая излишки идущей маршем армии. Помимо крепостей обеспечению войск помогала дунайская флотилия. Что же касается иранских кампаний, то здесь частично решить проблему продовольствия помогали верблюжьи караваны, которые могли длительное время следовать по пустынным засушливым областям вместе с армией.


После завершения кампании войска либо расходились по домам, либо становились на квартиры. Постепенно власти Порты все чаще и чаще были вынуждены оставлять большие контингенты войск на зимних квартирах вблизи границ, чтобы иметь возможность привлечь их в случае нападения неприятеля или самим действовать на упреждение и начать следующую кампанию как можно раньше. Такой подход требовал более тщательного планирования и контроля, т.к. в расквартированных войсках риск проблем с дисциплиной был куда выше - солдаты не испытывали большой радости от того, что вынуждены были зимовать вдали от родного дома.



Плюсом продуманной османской логистики было то, что военачальники могли концентрировать в одном месте большие массы войск, которые были обеспечены всем необходимым. При этом власти следили за тем, чтобы население не страдало от солдатских нужд. Османский солдат был приучен к дальним походом и лишениям, был вынослив и мог долго терпеть перебои с выплатами жалования (европейские наемники в таких случаях обычно тут же начинали бунтовать). В османской армии строжайше был запрещен алкоголь, что тоже благотворным образом влияло на возможность армии бунтовать, а также не отягощало ее в походе лишними повозками. Так же невелико было число нон-комбатантов, следующих за армией, в то время как за европейскими армиями порой вились целые сонмы проходимцев всех мастей, проституток и прочих сомнительных личностей. Все это облегчало логистику турецкой армии, которая сохраняла относительно высокий уровень даже в пору военных кризисов второй половины XVIII века.



В том, что касается финансирования боевых действий, османы тоже старались демонстрировать гибкость и адаптивность. Получалось, однако, не всегда. Одна из главных сложностей состояла в том, что империя была огромной аграрной страной, организованной еще во многом по средневековым принципам. Как следствие, экономика Порты была сильно завязана на натуральный товарооборот и не была в большой мере насыщена наличностью. Турки не могли, подобно ведущим державам Европы, делать огромные суммы денег на транс-континентальной торговле и банковских операциях. При этом, консервативное по своему настрою, окружение султанов не только не имело представления, как работают экономики европейских стран, но и не собиралось в этот вопрос вникать. Султаны и их министры, в свою очередь, находясь под влиянием своего окружения, не всегда были готовы проводить какие-либо кардинальные изменения.



Войны Нового времени были очень затратными мероприятиями, не обошла эта тенденция и Османскую империю. Если в 1527-м году султанская казна потратила на выплату жалования солдатам около 66 миллионов акче, то в 1660-м году эта сумма выросла до 285 миллионов. Процесс удорожания войны подстёгивала и инфляция, захлестнувшая страну в XVI веке. Правительство пыталось решить эту проблем путем введения новых налогов и внутренних кредитов, однако в полной мере эти начинания не помогли, но дали, в свою очередь, толчок народному возмущению и недовольству региональных элит. Постоянной практикой стал так называемый военный налог, который раньше вводился лишь иногда, во время особо затяжных кампаний. Помимо этого правительство переходило на сбор налогов в денежной форме, а не натуральным продуктом. В том был свой резон - помимо увеличения наличности в казне, правительство решало и проблему перевозок, ведь транспортировать деньги было проще, чем натуральные продукты.



Правительство также пыталось поправить свое материальное положение за счет введения откупа для тимариотов, не желавших участвовать в боевых действиях, а когда стало ясно, что и эти доходы не способны покрывать военные потребности государства, "под нож" пошел некогда грозный турецкий флот, скудное финансирование которого не позволяло проводить какое-либо качественное усиление.


Финансовый кризис и новые налоги порождали народные волнения, из-за чего правительству пришлось пойти на увеличение численности янычарского корпуса для обеспечения безопасности. Однако со временем эта мера дала обратный эффект - янычары столкнулись с урезанием жалования, вызванного кризисом и увеличением корпуса, поэтому им пришлось сращиваться в частным предпринимательством и криминалом, и будучи плотью от плоти этих сфер, они уже скорее защищали их (то есть - и свои) интересы, а не интересы султана.


Автор: Александр Свистунов (lacewars)


Страница автора ВКонтакте: https://vk.com/iskender_zulkarneyn


Источник: http://lacewars.livejournal.com/

Лига историков

13.9K пост50.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения