Личный опыт преподавания математики: частная школа VS сельская. Часть 1

Данная серия постов задумана мной как отчёт о работе в муниципальной сельской школе в период с 2015 по 2018 годы. В этом учебном году я снова пошла работать в школу, но уже в частную городскую, и была поражена разницей во взаимодействии двух школ с учениками и учителями. Так что я решила вести сопоставительную хронику.

Всё, о чем я буду писать - это мой личный опыт. Я постараюсь не делать обобщений и писать только о конкретных школах, в которых работала (работаю). Имена людей буду изменять случайным образом или не изменять, если от них получено согласие на это.

Рейтинг меня не волнует, но, во-первых, здесь удобная платформа для написания подобных постов, а во-вторых, мне интересно, насколько тема резонансна.


В 2015 году я устроилась работать учителем математики в сельскую школу в национальной деревне. Мне поручили вести математику в 5-9 классах, информатику в 8-9 и дали классное руководство. Выдали рабочие программы - частично бессмысленные внятные, частично лохматых годов новые, по некоторым классам их вообще не было. Выдали учебники и отправили к детям.

После знакомства со всеми классами выяснилось, что ситуация чуть более, чем трагическая. Многие в старших классах не знают таблицу умножения, не различают площадь и периметр (на уровне не умеют считать площадь прямоугольника или считают ее как сумму сторон), как-то так. Не хочу здесь касаться предыдущих учителей - считаю, что жизнь их сама рассудит. Поняла, что начинать надо с азов.

Начала. Встретила возмущение и отторжение со стороны детей. "Мы и так всё знаем", "нам математика не нужна", "ну мы же как-то до этого учились", "у меня вообще по математике 4 читай натянутая 3" и так далее. Домашние задания почти никто не делал, тетради велись ужасно. (На таком уровне я, конечно, обобщаю, были ребята, которые искренне старались, хотели разобраться и что-то делали, но их было гораздо меньше). У родителей позиции варьировались от "вы учитель - вы и воспитывайте" (я не шучу!!!) до "я пыталась что-то с ним сделать, но он меня не слушает". Администрация школы тоже была бессильна и пожимала плечами, словно говоря "ну что мы можем сделать?". Показатели, отчетность, финансирование, все дела.


Итак, имелось: развязное поведение на уроках, отсутствие тетрадей или их не-ведение, жвачки, телефоны и яростное сопротивление.

Я организовала консультации во всех классах. Не пришел почти никто. Было решено тащить 9 класс, потому что им сдавать ОГЭ, а школа в течение нескольких лет занимала почётное последнее место в районе по показателям, и 7 класс, потому что у них ситуация была не столь плачевной, как в остальных классах. Как раз происходит деление одного предмета на алгебру и геометрию, переход от чисел к абстрактным величинам - момент был очень удобный, чтобы переломить подход.


Коронный мой жест тех времён - невозмутимое пожимание плечами. Не хочешь ходить на уроки - не ходи, твое право. Мое право - поставить энку, сообщить классному руководителю, на следующем уроке проверить у тебя дз. Не хочешь делать дз - не делай, твое право. Мое право - поставить двойку, потому что всё подробно разбиралось в классе. Ах, тебя не было - что ж, есть телефон и соцсети, надо было узнать, что задали. Ах, ты не понял, как надо было делать - ну так ты бы хоть тетрадь свою открыл и посмотрел, что в классе было. Попросил бы одноклассников прислать фото классной работы. В общем, позиция моя была "учиться - это надо вам, а не мне, поэтому делайте что хотите, но потом не обессудьте".


...Перечитала, поняла, что получается ооочень длинно. Поэтому продолжу излияния в следующих постах. А теперь к вопросу VS:

1. В частной школе, где никогда не было каких-либо "математических уклонов", я взяла 7-9 классы, мой любимый период. Познакомилась с детьми, провела входную диагностику. Да, много пробелов и, конечно, мало реального понимания. Но нижняя (!) планка у ВСЕХ находится на уровне между "я готов изучать математику" и "я хочу изучать математику", никакого отторжения и возмущения.

2. Домашние задания выполняются. Два раза мне писали дети вконтакте с вопросом, что было задано, они забыли записать. Я отвечала, они благодарили)

3. Дети РАЗГОВАРИВАЮТ! Как только они понимают, что я правда не фыркаю по поводу неправильных ответов - моментально начинают рассуждать вслух, высказывать гипотезы, задавать вопросы. Дети не зашуганные и без другой крайности типа "мы вам деньги платим - терпите и учите", вполне уважительно общаются и видят в учителе обычного человека. Сегодня учащиеся 8 класса поблагодарили меня за проведенные два урока, было очень приятно.


Зарисовка дня:

Сегодня в коридоре ученица начальной школы увидела директрису, подбежала к ней.

- О.В., а мы в прятки играем, а скажите, можно в шкафу прятаться?

- Нет, в шкафу прятаться нельзя, потому что он может на вас упасть. Ищите другие места)

Лига образования

4.4K пост21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
14
Автор поста оценил этот комментарий

Идёт сегрегация образования. Дети из сельской школы не поступят в институт...

текст данной зарисовки описывает социальное явление расслоения общества. Есть хорошие школы и есть плохие, частные или государственные, городские или сельские - другой вопрос. Как правило - частная при прочих равных будет сильнее государственной, городская - сельской.

Хотя конечно есть исключения.

раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Сегодня был пост товарища из штатов. Там есть рейтинги у школ. Район победнее - школа поговёней, район побогаче - школа получше.

Верным путем идём.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Штаты не образец в данном вопросе, скорее наоборот - там сознательно держат людей из гетто в этих самых гетто.

У нас они только формируются - уже есть школы по окраинам Москвы, где русские ученики в меньшинстве и русская речь тоже....

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так и сказал, что правильным путем идем

Автор поста оценил этот комментарий

МОжно ссылку на пост?
В прошлом году общался с русской праижанкой. Таже фигня там. Начиная от д/с есть  рейтинги

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

почитай Димиев - Классная Америка

2
Автор поста оценил этот комментарий

Дали людям свободу и полностью убрали любой вид принуждения. Раньше на уровне пионерии, комсомола и т.д. можно было устроить общественное порицание. Это была своего рода пропасть за спиной которая медленно приближалась, куда больно падать и откуда тяжело потом вылезти, поэтому люди старались идти вперед.


Сейчас дети и родители очень хорошо знают свои права, точнее ту часть, которая им нравится, и старательно не обращают внимания на обязанности.


В Германии у ребенка есть обязанность учиться в школе. За прогулы без уважительной причины можно получить много проблем от службы опеки.


Сделайте у нас, как в Германии.... мне интересно какой вой поднимется.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Как ни странно (я вроде как по самоидентификации не левых взглядов), но тут с вами соглашусь полностью. В СССР была вообще реализована система партийного контроля над всеми областями жизни, включая конечно образование. На письма в райком партии все реагировали, директору невозможно было игнорировать руководителя партийной организации.

На западе сейчас эту роль выполняют средства массовой информации и разные комитеты по этике - плюс тоже принадлежность чиновников к политическим партиям.

У нас есть некие попытки реагирования Народного фронта, но это скорее исключение из правил...

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

проблема ссср с середины 50-х одна - партийные органы были неподсудны и вне контроля кгб/мвд

так и появились совбуры эпохи застоя

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, а ещё национальный вопрос... С тех же 50-х годов в национальных республиках по нарастающей стали рости центробежные процессы, национальные элиты лишь изображали приверженность идеологии...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

строго говоря национальный вопрос никогда и не уходил - что в РИ, что в гражданскую в РСФСР, что в СССР...


ярким пятном Грузия в 18-20м году показала как всё повторится при крушении государства

Автор поста оценил этот комментарий
Моя сельская школа из того же исключения. И вообще, в академии весь мой ближний круг учился в сельских школах и уровень знаний тех же городских одногруппников был несомненно ниже. Но это не статистика, это лишь случай))
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

вы просто не поняли принцип сегрегации. для вас в академию поступить и учиться из села было ну очень круто, да? для городских это было-"в нормальный ВУЗ не взяли, пришлось идти в заборостроительный.... " я учился в одном из топовых вузов... дети из села не отличались знаниями...их в моем потоке и параллельных НЕ БЫЛО вообще... они не могли поступить... сейчас с ЕГЭ легче, но у меня жена из деревни и там сейчас мальчик-"гордость села" АЖ В МАДИ поступил!!!

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, у меня учились парни с хуторов области. Чаще всего все ребята с области - спокойные, старательные и спокойные. Много кто на красный диплом защитились.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Зависит от преподавателя многое. Я в своё время была отправлена в сильную школу, чтобы поступать в топовый ВУЗ и это себя оправдало, но по паре предметов, одним из которых была математика, педагог в обычной школе был топового уровня. Полагаю, что это было пережитком СССР, так как те учителя были возрастными и после их ухода равноценной замены не случилось. Но в целом вы правы, даже судя по нынешнему ЕГЭ — если в провинции детям нормально до 80 баллов за предмет, в Мск борьба идет уже за каждый балл, ибо МГУ, Физтех и всякие МАИ требуют под 300.

Автор поста оценил этот комментарий

Так тоже самое с поликлиниками и вообще всей социалкой наследия СССР.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку