154

Личный опыт преподавания математики: частная школа VS сельская. Часть 1

Данная серия постов задумана мной как отчёт о работе в муниципальной сельской школе в период с 2015 по 2018 годы. В этом учебном году я снова пошла работать в школу, но уже в частную городскую, и была поражена разницей во взаимодействии двух школ с учениками и учителями. Так что я решила вести сопоставительную хронику.

Всё, о чем я буду писать - это мой личный опыт. Я постараюсь не делать обобщений и писать только о конкретных школах, в которых работала (работаю). Имена людей буду изменять случайным образом или не изменять, если от них получено согласие на это.

Рейтинг меня не волнует, но, во-первых, здесь удобная платформа для написания подобных постов, а во-вторых, мне интересно, насколько тема резонансна.


В 2015 году я устроилась работать учителем математики в сельскую школу в национальной деревне. Мне поручили вести математику в 5-9 классах, информатику в 8-9 и дали классное руководство. Выдали рабочие программы - частично бессмысленные внятные, частично лохматых годов новые, по некоторым классам их вообще не было. Выдали учебники и отправили к детям.

После знакомства со всеми классами выяснилось, что ситуация чуть более, чем трагическая. Многие в старших классах не знают таблицу умножения, не различают площадь и периметр (на уровне не умеют считать площадь прямоугольника или считают ее как сумму сторон), как-то так. Не хочу здесь касаться предыдущих учителей - считаю, что жизнь их сама рассудит. Поняла, что начинать надо с азов.

Начала. Встретила возмущение и отторжение со стороны детей. "Мы и так всё знаем", "нам математика не нужна", "ну мы же как-то до этого учились", "у меня вообще по математике 4 читай натянутая 3" и так далее. Домашние задания почти никто не делал, тетради велись ужасно. (На таком уровне я, конечно, обобщаю, были ребята, которые искренне старались, хотели разобраться и что-то делали, но их было гораздо меньше). У родителей позиции варьировались от "вы учитель - вы и воспитывайте" (я не шучу!!!) до "я пыталась что-то с ним сделать, но он меня не слушает". Администрация школы тоже была бессильна и пожимала плечами, словно говоря "ну что мы можем сделать?". Показатели, отчетность, финансирование, все дела.


Итак, имелось: развязное поведение на уроках, отсутствие тетрадей или их не-ведение, жвачки, телефоны и яростное сопротивление.

Я организовала консультации во всех классах. Не пришел почти никто. Было решено тащить 9 класс, потому что им сдавать ОГЭ, а школа в течение нескольких лет занимала почётное последнее место в районе по показателям, и 7 класс, потому что у них ситуация была не столь плачевной, как в остальных классах. Как раз происходит деление одного предмета на алгебру и геометрию, переход от чисел к абстрактным величинам - момент был очень удобный, чтобы переломить подход.


Коронный мой жест тех времён - невозмутимое пожимание плечами. Не хочешь ходить на уроки - не ходи, твое право. Мое право - поставить энку, сообщить классному руководителю, на следующем уроке проверить у тебя дз. Не хочешь делать дз - не делай, твое право. Мое право - поставить двойку, потому что всё подробно разбиралось в классе. Ах, тебя не было - что ж, есть телефон и соцсети, надо было узнать, что задали. Ах, ты не понял, как надо было делать - ну так ты бы хоть тетрадь свою открыл и посмотрел, что в классе было. Попросил бы одноклассников прислать фото классной работы. В общем, позиция моя была "учиться - это надо вам, а не мне, поэтому делайте что хотите, но потом не обессудьте".


...Перечитала, поняла, что получается ооочень длинно. Поэтому продолжу излияния в следующих постах. А теперь к вопросу VS:

1. В частной школе, где никогда не было каких-либо "математических уклонов", я взяла 7-9 классы, мой любимый период. Познакомилась с детьми, провела входную диагностику. Да, много пробелов и, конечно, мало реального понимания. Но нижняя (!) планка у ВСЕХ находится на уровне между "я готов изучать математику" и "я хочу изучать математику", никакого отторжения и возмущения.

2. Домашние задания выполняются. Два раза мне писали дети вконтакте с вопросом, что было задано, они забыли записать. Я отвечала, они благодарили)

3. Дети РАЗГОВАРИВАЮТ! Как только они понимают, что я правда не фыркаю по поводу неправильных ответов - моментально начинают рассуждать вслух, высказывать гипотезы, задавать вопросы. Дети не зашуганные и без другой крайности типа "мы вам деньги платим - терпите и учите", вполне уважительно общаются и видят в учителе обычного человека. Сегодня учащиеся 8 класса поблагодарили меня за проведенные два урока, было очень приятно.


Зарисовка дня:

Сегодня в коридоре ученица начальной школы увидела директрису, подбежала к ней.

- О.В., а мы в прятки играем, а скажите, можно в шкафу прятаться?

- Нет, в шкафу прятаться нельзя, потому что он может на вас упасть. Ищите другие места)

Дубликаты не найдены

+14

Идёт сегрегация образования. Дети из сельской школы не поступят в институт...

текст данной зарисовки описывает социальное явление расслоения общества. Есть хорошие школы и есть плохие, частные или государственные, городские или сельские - другой вопрос. Как правило - частная при прочих равных будет сильнее государственной, городская - сельской.

Хотя конечно есть исключения.

раскрыть ветку 15
+3

Сегодня был пост товарища из штатов. Там есть рейтинги у школ. Район победнее - школа поговёней, район побогаче - школа получше.

Верным путем идём.

раскрыть ветку 4
+3

Штаты не образец в данном вопросе, скорее наоборот - там сознательно держат людей из гетто в этих самых гетто.

У нас они только формируются - уже есть школы по окраинам Москвы, где русские ученики в меньшинстве и русская речь тоже....

раскрыть ветку 1
0

МОжно ссылку на пост?
В прошлом году общался с русской праижанкой. Таже фигня там. Начиная от д/с есть  рейтинги

раскрыть ветку 1
+1

Дали людям свободу и полностью убрали любой вид принуждения. Раньше на уровне пионерии, комсомола и т.д. можно было устроить общественное порицание. Это была своего рода пропасть за спиной которая медленно приближалась, куда больно падать и откуда тяжело потом вылезти, поэтому люди старались идти вперед.


Сейчас дети и родители очень хорошо знают свои права, точнее ту часть, которая им нравится, и старательно не обращают внимания на обязанности.


В Германии у ребенка есть обязанность учиться в школе. За прогулы без уважительной причины можно получить много проблем от службы опеки.


Сделайте у нас, как в Германии.... мне интересно какой вой поднимется.

раскрыть ветку 4
0

Как ни странно (я вроде как по самоидентификации не левых взглядов), но тут с вами соглашусь полностью. В СССР была вообще реализована система партийного контроля над всеми областями жизни, включая конечно образование. На письма в райком партии все реагировали, директору невозможно было игнорировать руководителя партийной организации.

На западе сейчас эту роль выполняют средства массовой информации и разные комитеты по этике - плюс тоже принадлежность чиновников к политическим партиям.

У нас есть некие попытки реагирования Народного фронта, но это скорее исключение из правил...

раскрыть ветку 3
0
Моя сельская школа из того же исключения. И вообще, в академии весь мой ближний круг учился в сельских школах и уровень знаний тех же городских одногруппников был несомненно ниже. Но это не статистика, это лишь случай))
раскрыть ветку 3
+1

вы просто не поняли принцип сегрегации. для вас в академию поступить и учиться из села было ну очень круто, да? для городских это было-"в нормальный ВУЗ не взяли, пришлось идти в заборостроительный.... " я учился в одном из топовых вузов... дети из села не отличались знаниями...их в моем потоке и параллельных НЕ БЫЛО вообще... они не могли поступить... сейчас с ЕГЭ легче, но у меня жена из деревни и там сейчас мальчик-"гордость села" АЖ В МАДИ поступил!!!

раскрыть ветку 2
0

Так тоже самое с поликлиниками и вообще всей социалкой наследия СССР.

+3

А мы из сельской школы переехали в городскую, не самую плохую района, в культурную столицу,  и как мы боялись что мои деревенские детки не потянут, в той же степени мы разочаровались, сельская школа из глубинки оказалась сильнее. Дело в учителях и их призвании, наверно.

раскрыть ветку 10
+3

В нашей сельской школе в классе максимум 4 человека. В городе - от 25 человек. Тенденция наблюдается, что приезжие из города имеют оценки выше, а подготовлены хуже. В городе можно "отсидеться", а в деревне на каждом уроке под опрос попадаешь.

раскрыть ветку 9
0

Это правда только для обычных школ. Многие ТОПовые вузы курируют школы, выпускают учебники, лично знаю примеры только по части технических МИФИ, МГУ и Бауманки, но уверена, что ВШЭ, Ленинградский государственный и т.д. не отстают, и вот эти школы давали в мои годы (нулевые) уровень сильно выше стандарта. Ребёнку из глубинки они недоступны чисто физически и вот тут проблема, либо ты живешь в мегаполисе, где есть объективно высокого уровня школы, либо в провинции и тогда должен быть сам профессионалом в сфере предметов, чтобы трезво оценивать уровень школы или отдельно взятого репетитора. Обычные школы в городе, в той же Мск присутствуют в огромных количествах и знаний там дают меньше, чем в отдельно взятой сельской школе, но только вот уровень обеих будет недотягивать до мехмата МГУ, а классную школу взять неоткуда.

раскрыть ветку 2
0

блин, у меня жена из курской области...я думал ребенка в последнем классе отправить к её родителям в школу егэ сдавать...списать вообще не проблема там, всё организовано и "все свои" (жена даже там учителем поработать успела 15 лет назад)... но есть проблема... уровень учителей такой, что на реально хороший балл егэ они написать не могут... нормальный учитель не будет работать в сельской школе...

раскрыть ветку 4
0

В нашей больше 600

+3
По своему опыту скажу, что дети-это самое приятное в школе. Т.е это те, ради которых мы туда и идем.
Я тоже работала в муниципальной школе с нац.уклоном(татарский) и могу сказать, что практически любых детей можно разговорить, раскрепостить, замотивировать. Помним да, что нет двоечников, есть слабо мотивированные дети.
раскрыть ветку 4
0

Интересно а чем вы собираетесь мотивировать детей в далеком селе, которые уже к седьмому классу знают, что их дальнейшая жизнь будет связана с вилами и навозом.

раскрыть ветку 3
0
"Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете – Кто–нибудь свезет в Москву, Будешь в университете – Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь... Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь! "
раскрыть ветку 2
+3

вот вы говорите математик, а выводов нет никаких

раскрыть ветку 2
+2
Есть же "Ищите другие места")))
0

Это только "дано"

+2

В 2015 году я устроилась работать учителем математики в сельскую школу в национальной деревне.

Часто из этого получается дремучее сочетание, люди обособленно живут своим укладом, и им просто не нужно это ваше образование. Родители готовят детей к работе в поле/с животными.

+2

Пока человек сам не захочет достич цели он ничего не добьется (С)я

Знаю несколько примеров когда ученика родители и школа мотивировали тащили учили выпустили а в итоге пшик. Зачем тогда все это если ему самому не надо несмотря на все мотивировки.   

раскрыть ветку 5
+3
Держи, пользуйся
,,,,,,,,,,,,,,,,,,
очень сложно читать тебя без знаков препинания
раскрыть ветку 3
0

Еще несколько:    (  !  )

0

Там ещё ь нужен.

-6

Тренируйся. Никогда не ставлю запятых.

ещё комментарий
0
Этот пример - я
+2

Я за домашнее образование. В школьной программе нет ничего, что человек с вышкой не смог бы своему ребенку объяснить. Дома нет долбоебизма с ВПР и нагнетанием перед экзаменом. Пресловутая "социализация" легко через кружки и секции формируется.

раскрыть ветку 16
+9

эм, а когда простите этим заниматься? вот у меня 2е детей 9 и 5 лет:

Одной нужно объяснять оси симметрии, вторую мировую, гравитацию и умножение дробей и немного французского

а другой читать, складывать и вычитать и всякую природу.


Как взрослому человеку работающему на работе системного разобрать эти вопросы с детьми. Я 4/5 из того что они проходят не знаю, не знаю где искать, и как объяснить на нужном им уровне.


Экзамен ждет всех все равно, не в 11 дак в 16 и 18 и к ним нужно быть готовым не только зная предмет, но и форму сдачи и чисто психологически.


Обычная школа не идеальный вариант, но гораздо лучший чем домашнее обучение для 99% людей.

раскрыть ветку 12
+2

Вы им будете это объяснять в 5 и 9 лет?)))

Сначала - любовь к чтению, после - где искать информацию. Сейчас не каменный век, объяснения можно найти на любой вкус.

Лично придется объяснять тем 10-15 за все время обучения.


Школа - вариант приемлемый, если хочется показать ребенку уебищную систему, когда отметки зависят не от знаний, когда тупое быдло может сорвать уроки, когда дальше учебника учитель не видит, а литература - это советская методичка, что Некрасов был беден, а поэты серебряного века, чьи произведения нужно учить, это "преподаватели жизни", а не уебские алкоголики и наркоманы.

А ещё - физика и химия, где даже в лучших школах показывают опыты разработанные в пятидесятые, хотя сейчас есть куча центров, куда можно отдавать "на допы раз в неделю", где это реализовано крутейши.

раскрыть ветку 2
+1

Семейное образование - не массовое. Те, кто этим занимаются (я в их числе), хорошо знают, "как, чему и зачем" они учат своих детей.

-1

А у нас 4 детей. и мы планируем перейти на частично семейное обучение. Ибо это экономия в т.ч. и нашего времени.

-1

Отговорки лепите. Я через все проходил: "нет времени", "как объяснять", "что будет ребенок делать днем" и много чего еще.


Под влиянием поноса общественного мнения сам бы никогда не взялся за домашку. Но был в моей жизни пример. Классе в седьмом я на три недели попал в больницу. Батя тогда отпуск взял, делал ремонт в квартире и на час прогулки приходил ко мне. За три недели мы с ним щелкнули программу по алгебре, геометрии и физике за весь год. Час занятий в день, три недели. Батя у меня военный был, пехота.


Опираясь на пример из детства положил хрен на школу ребенка (престижную, экзамены в первый класс сдавали). Ребенок классе в восьмом сам в школу захотел под флагом "ну там же друзья". На пол-года хватило задора.  Договорились со школой, что будет числиться у них,  а заниматься дома по прежней схеме.


Подготовка к ОГЭ: тупое прорешивание заданий с сайта ФИПИ. Имея под рукой интернет можно все найти. Раза три только вместе сидели задачи разбирали (я все уже забыл, но по найденному решению могу восстановить ход рассуждений). Итогом за 9 класс стал красный аттестат (оказывается сейчас даже после 9-го класса можно красный аттестат получить).


А дальше с красным аттестатом в технарь (по-модному колледж). Да-да. Я сторонник того, что если учишься, то надо учиться тому к чему душа лежит. Третий курс. Уже подрабатывает по специальности. ЕГЕге сдан под двум необходимым предметам для поступления в ВУЗ (по выбранному направлению надо экзамен в самом ВУЗе сдавать). Вот только, похоже, там в планах обучение в забугорье, потому как на басурманский язык упор пошел. И технарь от родительского дома за 250 киллометров.


Вот такой пинок с домашки. Приучили добывать знания и навыки самостоятельно.

раскрыть ветку 6
+4

Далеко не каждый великий спортсмен может стать хорошим тренером. В преподавании та же ситуация.

0

О чём ещё писал Толстой устами Левина...

0
Я с вами)
+1

Как вы сказали - школа худшая в районе. Собственно и  в городе такие есть и всегда были.

Настораживает скорее то, что в частной школе у детей есть системные пробелы, т.к. не за это деньги платят.

+1

Даёшь рынок образовательных услуг. Медицинских уже есть и что у нас в поликлинниках все в курсе. Со школами будет тоже самое, дайте лет 10.

раскрыть ветку 2
0

Вы отстали от жизни. Очень давно он есть

раскрыть ветку 1
+1

Пока не масштабно. Даже в Мск платные школы это не массовая тема. А вот всякие медцентры уже в любом районе есть

+1
Подпишусь, посмотрим, что будет дальше
-1

Не уверен конечно, но по моему некий гон. Сам отучился в сельской школе. Обычной. Дернвянной. С частично печным отоплением. И не так давно закончил. Знаю много ребят из соседних школ и сел, где точно такие же ситуации. Знания у всех на уровне. Алгебра, геометрия. Много ребят имели губ. стипендию. И вот этого вот что вы рассказываете не было и вряд ли есть. Возможно конечно, например в изоляционной школе. Но в среднестатистической деревне вряд ли...

-1

Окно Овертона приоткрываете?

-3

реклама частных школ?

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: