"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar

17 мая 1961 года состоялся первый взлёт и переход в горизонтальный полёт необычного летательного аппарата под наименованием VZ-9 Avrocar.

"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar История авиации, Авиация, Полет, Летающая тарелка, Вертикальный взлёт, Наука и техника, Летательный аппарат, США, Канада, Видео, YouTube, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Это был экспериментальный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, разработанный канадской компанией "Авро Эркрафт" по засекреченному заказу ВВС США, с целью изучения аэродинамики и возможностей дискообразных аппаратов.

"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar История авиации, Авиация, Полет, Летающая тарелка, Вертикальный взлёт, Наука и техника, Летательный аппарат, США, Канада, Видео, YouTube, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Канадская фирма начала проводить исследования с 1955 года. Предполагалось, что такая схема с подъёмными вентиляторами, предложенная в 1947 году английским конструктором Джоном Фростом, благодаря использованию воздушной подушки потребует при взлёте меньшей энерговооруженности. Кроме того, отбрасываемый вентилятором воздушный поток, смешиваемый с газами двигателя и используемый для образования воздушной подушки, будет иметь значительно меньшие скорость и температуру. Это спорно, но любопытно...

"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar История авиации, Авиация, Полет, Летающая тарелка, Вертикальный взлёт, Наука и техника, Летательный аппарат, США, Канада, Видео, YouTube, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Был ли этот причудливый аппарат революционным в авиации? ...Нет.... Ибо летательный аппарат с дискообразным несущим корпусом и расположенным в нём вентилятором был предложен советским академиком Б. Н. Юрьевым ещё в 1921 году, но её сочли тупиковой ветвью развития авиации. Не будем забывать и про разработки "нацистской" Германии по дискообразным объектам (об этом мы поговорим как-нибудь отдельно).
Однако в Северной Америке решили попробовать.

"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar История авиации, Авиация, Полет, Летающая тарелка, Вертикальный взлёт, Наука и техника, Летательный аппарат, США, Канада, Видео, YouTube, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

В 1959 году по объединенному контракту армии и ВВС США была завершена постройка летательного аппарата с дискообразным корпусом, получившего официальное обозначение VZ-9V и название "Аврокар". Конечно же тут же аппарат назвали "Флаинг Сосэр" (летающее блюдце)
Первые испытания (на привязи - причём именно на м цепях) VZ-9V начали проходить 5 декабря 1959 года. Совершая непродолжительные полеты он вскоре был передан для испытаний на базу ВВС "Эдвардс". Первый реальный взлёт с переходом к горизонтальному полёту был совершен 17 мая 1961 года.

"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar История авиации, Авиация, Полет, Летающая тарелка, Вертикальный взлёт, Наука и техника, Летательный аппарат, США, Канада, Видео, YouTube, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Построенный экспериментальный VZ-9V "Аврокар" предназначался для полётов с дозвуковой скоростью, поэтому он имел закругленный носок круглого крыла и кольцевой воздухозаборник по периметру крыла для входа эжектируемого потока воздуха. Круглый дискообразный корпус диаметром 5,5 м имел эллиптический профиль с относительной толщиной 20% и кривизной 2%. Характеристики не были опубликованы, хотя указывалось, что он может иметь максимальную скорость в пределах 480 км/ч.
Принципиальным отличием экспериментального аппарата было то, что он мог не только летать подобно самолёту на большой высоте, но и передвигаться вблизи земли на воздушной подушке. Аппарат имел круглый дискообразный корпус, в центре которого был установлен вентилятор. Всасываемый им воздух по системе каналов направлялся к одноконтурному кольцевому соплу, проходящему по периферии аппарата.

Воздух "эжектировался" через кольцевую щель на верхней поверхности корпуса аппарата. Центральный вентилятор диаметром 1,52 м имел привод от тихоходной турбины, приводимой во вращение потоком газов, вытекающим из сопл трёх ТРД Континентал J69-T9 с тягой по 420 кгс или эквивалентной мощностью по 1000 э.л.с. Для создания горизонтальной силы тяги кольцевая воздушная завеса может отклоняться с помощью поворотных рулей в кольцевом сопле.

"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar История авиации, Авиация, Полет, Летающая тарелка, Вертикальный взлёт, Наука и техника, Летательный аппарат, США, Канада, Видео, YouTube, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Переход от движения на воздушной подушке над землёй к свободному полёту происходил следующим образом: аппарат ВВП разгонялся над землёй на воздушной подушке до такой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъёмную силу, достаточную для поддержания в воздухе, а затем и для его подъёма. При этом кольцевая струя, свертываясь, превращалась в плоскую пелену, а вытекающий из кольцевого сопла воздух создавал горизонтальную тягу.

"Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar История авиации, Авиация, Полет, Летающая тарелка, Вертикальный взлёт, Наука и техника, Летательный аппарат, США, Канада, Видео, YouTube, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Однако в 1962 году разработка VZ-9V была прекращена.
Проведённые испытания VZ-9V "Аврокар" показали, что он не обладает достаточной устойчивостью, кроме того, постоянно возникавшие неполадки в работе его силовой установки и системы управления послужили причиной прекращения его испытаний.

Разработка аппарата ВВП VZ-9V под руководством Джона Фроста и его испытания велись в обстановке большой секретности, поэтому по нему публиковалась крайне ограниченная информация. Естественно, что необычайная форма летательного аппарата и отсутствие официальных сведений об испытаниях, проводившихся в 1961 - 1962 годах, вызвали в этот период интенсивные публикации о полетах неопознанных летающих объектов (НЛО) в виде "летающих блюдец".

источник: https://dzen.ru/a/ZkNxgl3F5hhJ5kJq?share_to=link

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу