Хроника первой экспедиции Колумба. Часть 1

Хроника первой экспедиции Колумба. Часть 1 История (наука), Колумб, Колонизация Америки, Длиннопост

Ну что ж, дорогие любители истории, мы продолжаем проникаться атмосферой длительных морских путешествий, великих открытий и опасностей. Проще говоря, вновь поговорим про достопочтимого (или ужасного, в зависимости от точки зрения) Христофора Колумба, известного в Испании под именем Кристобаль Колон. В прошлый раз мы ознакомились с тем, как предприимчивый и дерзкий генуэзец искал спонсоров для своей экспедиции. Сейчас же мы попробуем встать на место отважных моряков и подсмотрим за тем, что происходило во время первого плавания в Новый Свет.

Сразу стоит сказать: оригинальный судовой журнал Колумба не сохранился. Всё дело в том, что уже после экспедиции, вернувшись в Испанию, наш первооткрыватель, абсолютно не имеющий понятия о том, что же он открыл на самом деле, передал журнал католическим монархам в Барселоне. Изабелла Кастильская приказала переписать журнал. Так появилась известная нам барселонская копия. Оригинал же куда-то благополучно потерялся. Ну что за безответственное отношение к важному документу?

Но не будем сокрушаться по данному поводу, так как с копией удачно поработал испанский священник и по совместительству историк Бартоломе де лас Касас, считающийся одним из первых борцов за права человека и активно выступающий против многочисленных бесчинств в отношении коренного населения Америки. Приблизительно в 1530 году он сделал выписки из барселонской копии, которые им использовалась в труде "Historia de las Indias" (История Индий). Поскольку копия тоже была утеряна, то нам остаётся опираться лишь на выписки Де лас Касаса. Можем ли мы им доверять на 100%? Нет. Сами посудите: текст переписывался несколько раз и прошёл через фильтр личного восприятия человека с прогрессивными для своего времени взглядами. Так ещё и прошло почти 40 лет с момента самой экспедиции. Но имеем, что имеем.

Хроника первой экспедиции Колумба. Часть 1 История (наука), Колумб, Колонизация Америки, Длиннопост

Бартоломе де лас Касас

Ну а теперь пару слов о кораблях и быте моряков в XV веке. Честного говоря, я поражаюсь мужеству и смелости этих людей. Признаюсь, что мне было не по себе, даже находясь в надувной лодке на небольшом озере. А здесь целые путешествия в открытом океане. Ужас.

Так какие корабли были в то время? Это были преимущественно каравеллы и каракки длиной от 25 до 30 метров, с одной палубой и тремя мачтами. В корме находилась единственная одноместная каюта для капитана и две многоместные для офицеров. В трюме находились бочки с пресной водой, ящики с запасами продовольствия. Там же были овцы, куры и лошади, которых нужно было кормить и убирать за ними. Матросы жили внизу в количестве 30-40 человек. Никаких кроватей, даже гамаков (их сопрут у индейцев позже) не было предусмотрено, и каждый спал где попало.

При этом каждый день моряки занимались тяжелейшей работой, расходующей все возможные силы. Контингент там был соответствующий и, мягко говоря, "простецкий" и "пролетарский". На флот шли либо те, кому уже было нечего терять, либо люди с богатой криминальной историей и не имеющие особого выбора. Романтика морских путешествий (т.е. возможность рабского труда, сгибаться в три погибели, заболеть или пойти ко дну) не то чтобы особо притягивала на судно большое количество желающих. Это не означает, что все были именно такими, но в общем и целом подобная ситуация присуща для большинства экипажей тех лет.

С командным составом ситуация была чуть полегче. Однако и среди офицеров нечасто находились учёные и образованные кадры. Жажда наживы и перспективы торговых предприятий неизбежно привлекала авантюристов, мошенников и проходимцев всех мастей. Что уж говорить, ведь даже Колумб не был святым и безгранично честным человеком.

Именно в такой тесной и напряжённой обстановке бесстрашные и отчаянные моряки на трёх кораблях отправились в путь 3 августа 1492 года из гавани небольшого испанского города Палос-де-ла-Фронтера. В море вышли три корабля: нао (или каравелла) "Санта-Мария", каравеллы "Пинта" и "Нинья". Великое путешествие началось.

Хроника первой экспедиции Колумба. Часть 1 История (наука), Колумб, Колонизация Америки, Длиннопост

Приблизительная реконструкция "Санты-Марии" Христофора Колумба

Далее привожу перевод дневника. А в скобках пишу свои мысли и примечания.

Пятница, 3 августа 1492 года

Мы отплыли в пятницу 3 дня августа 1492 года от бара Сальтес в восемь часов. Прошли при сильном бризе в южном направлении шестьдесят миль, то есть 15 лиг; затем взяли на юго-запад и на юг, четверть к юго-западу, как ходят к Канарским островам.

Суббота, 4 августа 1492 года

Шли на юго-запад, четверть к югу.

Воскресенье, 5 августа 1492 года

Прошли означенным путем за день и ночь более сорока лиг.

(Кстати говоря, шли через Канарские острова так как полагали, что это кратчайший путь до Азии. Да и течение здесь было достаточно благоприятным)

Понедельник, 6 августа 1492 года

Выскочил или сдвинулся со своего места руль у каравеллы «Пинта», на которой шел Мартин Алонсо Пинсон, и полагают и подозревают злоумышления некоего Гомеса Раскона и Кристоваля Кинтеро, коему принадлежала каравелла, поскольку им не хотелось идти в сие плавание, и Адмирал говорит, что до выхода в море, как сказывают, они были замечены в разных кознях и ковах. Адмирал оказался там в большом затруднении, ибо не мог помочь оной каравелле, не подвергаясь опасности, и говорит он, что отчасти успокаивался, зная Мартина Алонсо Пинсона как человека сильного духом и весьма разумного. Всего за день и ночь прошли двадцать девять лиг.

(А вот и подтверждение "особой публики" в составе экспедиции. Хотя людей можно и понять, ведь никто не давал гарантий успешного возращения в Испанию).

Четверг, 9 августа 1492 года

До самой воскресной ночи не мог Адмирал подойти к Гомере, и по его приказанию Мартин Алонсо остался на том берегу Гран-Канарии, ибо не мог плыть. После Адмирал вернулся на Канарию, и многими трудами и заботами Адмирала, Мартина Алонсо и всех прочих починили «Пинту» и, наконец, прибыли на Гомеру. Видели огромный огонь над горами острова Тенерифе, кои весьма и чрезвычайно высоки. Поставили на «Пинте» прямые паруса вместо прежних латинских; вернулись на Гомеру в воскресенье 2 сентября с исправленной «Пинтой».

...

Адмирал говорит, что многие уважаемые испанцы, жители острова Ферро, которые были на Гомере с доньей Инес Перазой, матерью Гильена Перазы, впоследствии первого графа Гомеры, уверяли его, что каждый год они видят землю к западу от Канарских островов; и другие жители Гомеры подтверждали то же самое с такими же заверениями. Адмирал здесь говорит, что помнит, как в 1484 году, когда он был в Португалии, к королю прибыл человек с острова Мадейра, просивший судно для поисков земли, которую, по его словам, он видел каждый год, и всегда одного и того же вида. Он также говорит, что помнит, что то же самое говорили жители Азорских островов и описывали, что они находятся в похожем направлении и имеют такую же форму и размер.

(Здесь я даже не могу предположить, о чём именно докладывали люди. На картах XV века западнее Азорских островов часто фигурировал остров-призрак Антилия, которого не существует в действительности. А в 1472 году португальский мореплаватель Жуан Ваш Кортириал плавал намного западнее Азорского архипелага и, возможно, достигал "новой земли трески", что иногда идентифицируется как Ньюфаундленд. Однако никаких достоверных данных об этом у нас не имеется.).

...

Четверг, 6 сентября 1492 года

Итак, в четверг, в шестой день сентября, взяв воду, дрова, мясо и прочее, чем запаслись люди, коих Адмирал оставил на Гомере, когда отправлялся на остров Канария чинить каравеллу «Пинта», наконец, подняли паруса на всех трех каравеллах и пустились в путь от Гомеры.

Хроника первой экспедиции Колумба. Часть 1 История (наука), Колумб, Колонизация Америки, Длиннопост

Путь первой экспедиции Христофора Колумба.

Не будем сильно растягивать длину статьи и подробнее проследим тернистый путь от Канарских островов до Нового Света в следующей части. Уверяю вас, что там нас ждут интересные и даже несколько таинственные события.

Лига историков

13.5K пост50.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения