«Какого чёрта!» - я столкнулась в Пушкинском нос к носу с дьяволом. А он оказался средневековым ангелом

Вообще, ничего не предвещало. Пошли в музей Пушкина посмотреть на клад Приама – легендарное троянское золото, как бы добытое Генрихом Шлиманом, как бы откопавшим Трою, и на фаюмские портреты. И вдруг – такое.


В одном из залов мы столкнулись буквально нос к носу с Люцифером. А кому ещё может принадлежать такое дьявольски лукавое лицо?

«Какого чёрта!» - я столкнулась в Пушкинском нос к носу с дьяволом. А он оказался средневековым ангелом Музей, Истории из жизни, Личный опыт, Неловкий момент, Картинка с текстом, Искусство, Средневековье, Ангел, Скульптура, Москва, Греция, Шедевр, Дьявол, Сатана, Люцифер, Улыбка, Видео, Длиннопост

Однако надпись у статуи утверждала обратное. «Это ангел»! – гласила она. Обычный такой, нормальный средневековый ангел.

Ангел, други мои! А каков же тогда чёрт, простите за любопытство?


В Пушкинском стоит гипсовая копия этого ангела, а подлинник, выполненный из песчаника – в соборе Св. Петра и Георгия в Бамберге, Германия. Автор шедевра неизвестен, но установлено, что статуя изготовлена до 1237 года.


Подлинника я не видела. Зато видела множество изображений дьявола. Например, вот такие. Напоминает нашего ангела из Бамберга? Наш-то, правда, слегка помоложе.

«Какого чёрта!» - я столкнулась в Пушкинском нос к носу с дьяволом. А он оказался средневековым ангелом Музей, Истории из жизни, Личный опыт, Неловкий момент, Картинка с текстом, Искусство, Средневековье, Ангел, Скульптура, Москва, Греция, Шедевр, Дьявол, Сатана, Люцифер, Улыбка, Видео, Длиннопост

Тут я очень кстати вспомнила про архаическую улыбку. Кто не в курсе – такой полуулыбкой (а-ля Джоконда) отличаются греческие статуи периода 6-7 вв. до н.э.


Ладно, предположим, что скульптор вдохновился греками периода архаики, но промахнулся и вместо таинственной улыбки изваял лукавую насмешку. Молодой был, неопытный.


Тогда другой вопрос – а где у этого ангела КРЫЛЬЯ?!


Если ты ангел, будь любезен, летай! А крыльев-то и НЕТ.

Ну и последний гвоздь в этот песчаник 13 века – лица, сопровождающие ангела. Покажу их поближе. Слева – святая Церковь, справа – Синагога, у которой, как у богини правосудия Фемиды, завязаны глаза (точно без греков не обошлось!).


В принципе, фиг с ними, с глазами. Но вот позы и выражения лиц этих девушек… Они как минимум надменные.

«Какого чёрта!» - я столкнулась в Пушкинском нос к носу с дьяволом. А он оказался средневековым ангелом Музей, Истории из жизни, Личный опыт, Неловкий момент, Картинка с текстом, Искусство, Средневековье, Ангел, Скульптура, Москва, Греция, Шедевр, Дьявол, Сатана, Люцифер, Улыбка, Видео, Длиннопост

Вот они поближе.

«Какого чёрта!» - я столкнулась в Пушкинском нос к носу с дьяволом. А он оказался средневековым ангелом Музей, Истории из жизни, Личный опыт, Неловкий момент, Картинка с текстом, Искусство, Средневековье, Ангел, Скульптура, Москва, Греция, Шедевр, Дьявол, Сатана, Люцифер, Улыбка, Видео, Длиннопост

Чтобы пояснить, чего я так к ним придираюсь, покажу еще одну группу товарищей в гипсе, стоящую тут же, рядышком.

«Какого чёрта!» - я столкнулась в Пушкинском нос к носу с дьяволом. А он оказался средневековым ангелом Музей, Истории из жизни, Личный опыт, Неловкий момент, Картинка с текстом, Искусство, Средневековье, Ангел, Скульптура, Москва, Греция, Шедевр, Дьявол, Сатана, Люцифер, Улыбка, Видео, Длиннопост
«Какого чёрта!» - я столкнулась в Пушкинском нос к носу с дьяволом. А он оказался средневековым ангелом Музей, Истории из жизни, Личный опыт, Неловкий момент, Картинка с текстом, Искусство, Средневековье, Ангел, Скульптура, Москва, Греция, Шедевр, Дьявол, Сатана, Люцифер, Улыбка, Видео, Длиннопост

Тут все по-честному. Последняя парочка олицетворяет собой смертные грехи.

А все вместе они выглядят вообще одной компанией.


Так может, с ангелом тоже все в порядке?

Просто его имя на табличке не указали - Люцифер Денница? Его ж ангельского статуса так никто и  не отменил.

Но в целом неловко как-то получилось.


ТРОЯНСКАЯ КЛЯЧА