Как жил Орск в 30-е годы без трамваев? С Никельстроя в Новый город жители добирались три часа поездом
Предлагаем вам вернуться назад, побывать в тридцатых годах прошлого века, а потом и в 1966-ом и посмотреть, чем жил наш город в те далекие годы. Мы объединили эти временные промежутки, связанные одной темой: проблемами железной дороги разных лет.
Часть 1 материала посвящена тому, как в тридцатые годы прошлого столетия жил Орск без трамваев и как страдал от безобразной организации ж/д перевозок. Часть 2 — происшествиям, которые происходили на железной дороге в районе Орского узла в 60-е годы.
Часть 1
Как сельди в бочке
Не так давно мы писали, что в 1939 году было начато строительство Домбаровшахтстроя, а позже и железнодорожной линии Орск – Домбаровские Угли. Поселок возвели, дорогу тоже закончили в срок ударными темпами, организовали по ней движение, но вот ответственно к этому не подошли.
Читаем газетную заметку 1939 года:
«Трудно попасть из Орска в Домбаровку – район растущей угольной промышленности. По железнодорожной ветке Орск-Домбаровские Угли курсирует только один маршрутный поезд и то не ежедневно. К этому поезду прицепляются два пассажирских вагона, которые ни в коей мере не могут вместить всех пассажиров, едущих в Домбаровку, хотя туда пассажиры набиваются, как сельди в бочку. Так было 1 марта. К поезду № 401 еще добавочно прицепили две совершенно непригодных к пассажирской езде теплушки. Но и они не смогли захватить всех пассажиров, несмотря на то, что в каждую теплушку посадили по 58 человек вместо 36 по норме. Еще хуже приходится пассажирам в пути следования.1 марта поезд из Орска до Домбаровки шел более полутора суток вместо положенных 5 часов по графику…»
Сейчас, конечно же, такое отставание по времени трудно представить. Все составы двигаются по четко сформированному графику, а за задержки в пути на машинистов налагаются крупные штрафы. Бывают форс-мажорные обстоятельства, когда поезда останавливают, но это скорее исключение из правил. Да и само направление на Домбаровку таким повышенным спросом не пользуется как раньше – времена не те. Нет уже грандиозной стройки шахт, а если кто-то и едет в ту сторону, то, конечно, воспользуется автомобилем ну или маршруткой на худой конец.
Поезд заменял трамвай
В 1933 году еще до утверждения Генплана начал строится квартал № 8 – район нынешней площади Комсомольской. Позже эта застройка получила название Соцгорода. Жилье предназначалось для строителей так называемого Локомотивстроя, но жили здесь и работники Никельстроя.
Трамвая в Орске тогда еще не было. Первые вагоны по маршруту Никель-Соцгород побежали только 5 декабря 1948 года. А как же орчане в 30-е годы добирались от квартала № 8 до Никельстроя, например? Ответ такой: поездом, обычным поездом.
«Большинство рабочих никелевого комбината работает в соцгородке, в 8 км от комбината. Для более быстрого сообщения комбината с Соцгородом установлено движение пассажирского поезда, который должен курсировать 8 раз в сутки по маршруту Никель-Соцгород через Локомотивстрой. На деле получилось совсем не так. Вместо 8 раз поезд ходит 3-4 раза в сутки, да и то с горем пополам. Рабочие приходят, садятся в вагон и полтора-два часа ожидают, пока поезд тронется. Только что поезд пройдет Локомотивстрой, как машинист обнаруживает, что нет воды. Возвращаются на Локомотивстрой и опять час или полтора стоят. Из-за такого безобразного обслуживания… происходят массовые опоздания на работу…»
И нам, людям современным, трудно себе представить, что в 30-е годы жители добирались с работы и обратно (от пос. Никель до пл. Комсомольской) за три часа, а то и более. Сейчас даже на маршрутном такси можно за двадцать минут доехать, а на машине и того меньше.
Постараемся вам объяснить, где эта линия железной дороги, по которой ехали три часа рабочие, проходила. Сначала она шла от завода (Никельстрой), потом пролегала параллельно современной улице Металлистов, а далее тянулась по промплощадке огромного строящегося завода Локомотив. Ныне это промзона орских предприятий – машзавода и «Уралмаш-ГО». Тупиковая ветка заканчивалась возле берега реки Елшанки (район Дворца спорта «Юбилейный») и располагалась в те годы возле крайних домов поселка ВЭС.
Эта железнодорожная ветка до сих пор на промплощадке имеется, более того, она эксплуатируется не только составами заводов, но и пассажирские поезда здесь иногда проходят. Автору этой статьи приходилось ехать данной веткой (или по некоторому ее отрезку, так как там есть еще ответвление) на поезде «Орск-Кисловодск», а также составом «Барнаул-Омск-Адлер», проходящими через наш город на Круторожино, минуя Новотроицк.
Источник: https://www.ural56.ru/news/671722/
Лига историков
13.5K постов50.4K подписчик
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения