Как защищаться от критики
Критика — это форма агрессии. В большинстве случаев. Сохраняйте и запоминайте. Пригодится для защиты себя. Один из самых любимых текстов. Автор — Наталья Стилсон, врач-психиатр.
Конструктивная критика — это когда сообщения имеют целью наладить существующее положение вещей, улучшить взаимоотношения, понять друг друга лучше. При этом человек критикующий:
- настроен доброжелательно;
- не пересекает социальных границ;
- не залезает в личное пространство критикуемого;
- заинтересован в выработке какого-то нового решения;
- готов уступить свои позиции ради консенсуса;
- делает это своевременно, то есть когда исправление ситуации возможно;
- четко может объяснить, чего он хочет.
Неконструктивная критика связана с ситуациями, когда она бесполезна. Она может быть дана:
- слишком поздно (тебе надо было сделать…);
- некомпетентным лицом (если бы я был летчиком…);
- неприменима к конкретной ситуации (что нужно делать с шумным ребенком, без знания, почему ребенок шумит);
- смысл критики противоречит желанию критикуемого («надо покупать не яблоки, а груши!»);
- основана на чьем-то постороннем опыте, ценность которого сомнительна («вот мой прадед в 1812 году…»).
Деструктивная критика, по сути, — не критика, а форма агрессии. Никто никакого консенсуса не ищет, а удовлетворяет свои эмоциональные нужды, спуская разного рода негатив на критикуемого. Либо же в этом случае критика используется как инструмент манипуляций.
Основной посыл такой критики — опустить оппонента хотя бы на ступень ниже и за счет этого победить. Заставить другого делать то, что хочет критик. И если уж не заставить сделать, то уж, по крайней мере, вызвать у критикуемого чувство вины и стыда.
При этом критик обычно не может нормально объяснить, что ему не нравится конкретно, что нужно сделать, чтобы понравилось. Его критика звучит как приказ и оскорбление. Такая критика часто базируется на оценке личности, приписываемых критикуемому.
Совсем не обязательно деструктивная критика — это ор и ругань. Чаще всё проходит довольно спокойно и даже замаскировано под добрые намерения. Задача — снизить возможность жертвы защищаться.
Немаловажная причина критики — люди не умеют справляться со своими негативными эмоциями, пускать их в нужное русло, не сбрасывая на других, поднимать свою самооценку путём работы над собой, а не за счёт унижения других.
Непрошенные советы очень часто на самом деле являются деструктивной критикой. Свекровь, вкушая торт невесткиного приготовления, может выдать фразу «если ты хочешь испечь действительно хороший торт, то тебе нужно купить продукты лучшего качества». Такая критика очень часто замаскирована под желание добра, но на самом деле такие критики очень мало заботятся о том, какой торт в следующий раз выйдет.
Второй вариант деструктивной критики — «критическое ИМХО». Люди высказывают свою негативную оценку чего бы то ни было, как аксиому. Основная идея, что они просто могут говорить в любой форме любую гадость, а другие должны это слушать. Ожидается благодарность и признательность за каждый ушат грязи, который они выливают на критикуемого.
А вы спокойно воспринимаете деструктивную критику? Или так и хочется «отсыпать» пассивной агрессии в ответ?
В нашем клубе "В своем уме" мы делимся интересными примерами, принципами и правилами воспитания детей и другими материалами от психологов, врачей-психотерапевтов и экспертов.
Психология | Psychology
23.4K постов60.3K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.