Как я не стал учёным или особый мир бюджетных заповедников. Часть 4.

Часть 1.

https://pikabu.ru/story/kak_ya_ne_stal_uchenyim_ili_osobyiy_...


Часть 2.

https://pikabu.ru/story/kak_ya_ne_stal_uchenyim_ili_osobyiy_...


Часть 3.

https://pikabu.ru/story/kak_ya_ne_stal_uchenyim_ili_osobyiy_...



После музея истории религии, из которого я ушёл после предложения работать на полную ставку за 9 тысяч, я ещё наивно пытался продолжить искать работу по специальности. Был на собеседовании в музее на Пушкинской,10, где мне предложили вести экскурсии и заниматься методической работой на пятидневку с зарплатой 12 тысяч, а потом аж целых 16 (в Питере в 2012 году), и в музее «Невская застава» где предложили зарплату в 20 тысяч, но глубоко оскорбились моим вопросом, есть ли возможность карьерного роста. Вопрос заведующей проводившей собеседование «молодой человек, а вам что, этих денег недостаточно???» запомнил до сих пор.

Да, в обоих музеях помимо высшего образования по специальности ещё нужно было хорошо знать английский язык. 16 и 20 в этих музеях были, как вы понимаете, финансовым «потолком»


После этого я решил пойти работать в ВУЗ.  Надеясь что хоть там можно нормально зарабатывать, пусть и не сразу.


Первым моим местом работы в качестве преподавателя стал СПбГУ. По часам нагрузка на 1/4 ставки в СПбГУ составляла две пары в неделю плюс научная работа. Но и зарплата была меньше стипендии 2,300 рублей. Четверть ставки у меня была по той причине,  что я поначалу ещё совмещал преподавание с работой в музее. Однако даже если бы у меня была полная ставка (7-9 групп в неделю + научная работа) то 2,300 умножить на 4 - это получается все равно 9,200 за ставку ассистента - и это в самом известном

ВУЗе Санкт-Петербурга.


Старший преподаватель получал

всего лишь в два раза больше,

профессор - в 4. И это в 2012 году.


Но профессор имея сокращенную преподавательскую нагрузку имеет возможность работать в нескольких вузах, за счёт чего на этом уровне уже можно получать хорошую зарплату. Поэтому, достигнув к 45-50 годам научных высот в преподавательской карьере, люди стремятся работать «до упора», и их можно понять. Помимо зарплаты это уже конечно и связь с профессией. Собственно на пожилой профессуре, делавшей карьеру ещё в советское время, все высшее образование сейчас по сути и держится.

Ну и на редких 40-летних энтузиастах.


Моего возраста мужчин-преподавателей

я не встречал ни в СПБГУ, ни в СПбГТИ (Технологическом институте) где я работал впоследствии. С учётом зарплат в ВУЗах это не удивительно. Все это еще усугубляется тем, что даже те, кто решил пойти работать в область науки, могут начинать не с полной ставки, а с 1/2 или даже ¼ - как по причине постоянного сокращения финансирования, ставок, так и по причине практически полного отсутствия выхода на пенсию тех, кто достиг научных высот – отчасти по причине размеров пенсии, отчасти по причине того, что профессор уже может, как было сказано выше, по своей нагрузке работать в нескольких ВУЗах, что многие и практикуют.


Те же, кто только решил связать свою жизнь с наукой, но еще находятся в начале или середине карьерного пути, работая на полную ставку, могут, конечно, в свободное от работы время подрабатывать, как некоторые и поступают, но это уже, по сути, работа на двух работах за одну среднюю зарплату вплоть до защиты докторской и получения профессорского звания, то есть до 45-50 лет.


На что, понятное дело, мало кто готов.


В СПбГУ опять же, несмотря на смешные зарплаты, было вполне лояльное отношение. Был утверждённый научный план - в соответствии с занимаемой должностью и его нужно было выполнять. Чем выше должность, тем больше бумажной работы, конечно. Поскольку я был ассистентом, то методической работой меня вроде не загружали. Но научные статьи, конечно, нужно было публиковать для дальнейшего карьерного роста. Но опять же в СПбГУ не зверствовали - по крайней мере, я с этим не столкнулся - сколько написал статей за год, столько написал. Да и в целом было весьма лояльное отношение. Все понимали всё.


На молодых специалистов-преподавателей смотрели с удивлением и интересом и коллеги и студенты. И это тоже можно было понять. Собственно по той причине что первый преподавательский опыт был минимальный, особо писать тут нечего.


Разве что я уже тогда увидел, в каком незавидном финансовом положении существуют в ВУЗе все кроме профессуры - и то последние нормально зарабатывали лишь по указанной выше (и подробно расписанной во второй части) причине.


Остальные же жили про принципу дом-работа. Сразу как я начал работать,

меня пригласили присоединиться и к

их незамысловатым развлечениям в свободное от работы время. Преподаватели

и доценты (с нескольких кафедр набиралось с десяток человек, возрастом 40-45 лет) собирались иногда поиграть в шахматы на кафедре и раз в пару недель играли в футбол на неогроженном «диком» стадионе (обычная поляна со штырями ворот) в одном из спальных районов.


Самым младшим из преподавателей в этом коллективе опять же был я, остальным было 40-45 лет. Разве что иногда к нам присоединялись аспиранты кого-то из преподавателей. Сами же преподаватели развлекались по всей видимости единственно доступным для

них способом, не требующим никаких финансовых затрат. На стадион все приезжали на метро и автобусе. Машина была только у одного человека, и то это была древняя 15-летняя иномарка, жил он сам в коммуналке а работа в ВУЗе не была его основным заработком.


Пару раз праздновали дни рождения

кого-то из компании. Происходило это всегда одинаково - покупали вскладчину недорогое вино, овощи, хлеб, мясо и ехали в какой-нибудь парк в черте города, где сидя на полиэтиленовых пакетах под деревьями

все это употребляли.


Все это могло бы даже выглядеть даже забавным, если бы это были посиделки студентов или каких-нибудь хиппи (не путать с хипстерами) а не взрослых 40-летних мужиков с полноценной многолетней работой и научными степенями (некоторые уже были даже докторами наук).


А так это, если задуматься, не вызывало ничего кроме чувства полнейшей

безнадеги. Не так я себе представлял

свою жизнь в 40 лет. Совсем не так.


Какой представлял? Ну примерно как

у Майкла из GTA V в самом начале игры после его «похорон»). Ну или хотя бы

на пути к этому. Но там и близко

этого не было.


Из СПбГУ я ушёл в 2014 году, после того как мне отказались (не кафедра, а руководство выше) увеличить нагрузку хотя бы до 1/2 ставки. Продолжать работать в 26 лет за 2,5 тысячи рублей в месяц, имея диплом и кандидатскую степень, я далее считал невозможным, Меня пригласили работать в СПбГТИ (Технологический институт) на должность старшего преподавателя на полную ставку. Обещали 27 тысяч в месяц, с возможностью в скором времени стать доцентом и разрабатывать новую для кафедры образовательную программу. Тоже смешная зарплата для Петербурга на тот момент, но хотя бы уже похожая на зарплату.

По факту же оказалось, с учётом налогов, что моя зарплата будет и вовсе 23 тысячи рублей, то есть примерно как у неквалифицированного персонала в других сферах на тот момент в городе. Однако заведующий кафедрой в Технологическом институте нам регулярно рассказывал, какие это, оказывается, большие деньги, и за них мы должны усердно работать.


Работать действительно приходилось теперь много - у меня было 7 семинарских групп, по 20-30 человек в каждой. И при сохраняющихся российских зарплатах в этом ВУЗе начали внедрять европейскую систему оценки знаний студентов.


То есть нужно было не только идеально знать свой предмет и оценивать знания учащихся, но и переводить посещаемость и ответы индивидуально для каждого активно принимающего участие в семинаре студента в баллы, а баллы - в оценки по определённой системе, путём весьма непростых расчетов. Раз в месяц на основании этих баллов и оценок нужно было выводить промежуточную оценку - индивидуально для каждого, держать в голове и уметь объяснить любому из 200 своих студентов, почему именно такая оценка вышла.


Студенты могли быть не согласны и могли жаловаться. А виноват был по умолчанию преподаватель. Эти данные так же надо было без опозданий вводить в электронную базу данных - только с единственного на кафедре рабочего компьютера. Туалет кстати был тоже один - но не на кафедре, а во всем трехэтажном корпусе - общий для преподавателей всех кафедр и студентов.


И конечно нужно было выполнять индивидуальный научный план - писать статьи и методички. Здесь уже за этим следили очень строго - сколько было заложено в научный план, столько и должно было быть выполнено, без возможности переноса на следующий семестр, вплоть до того что статья, даже опубликованная, «засчитывалась» только будучи одобренной лично заведующим кафедрой.


Помимо этого необходимо было пару раз за семестр переписывать образовательные программы по дисциплинам - в соответствии с новыми требованиями из министерства. Этим занимались сообща всей кафедрой. Заведующий регулярно напоминал нам о том, что за всю эту работу, которую необходимо выполнять без опозданий хотя бы на день, нам платят деньги, причём с таким апломбом, как будто речь шла о сотнях тысяч, и прямо заявлял, что у нас оказывается очень высокие зарплаты за которые мы должны держаться.


Ну и регулярно пытался мотивировать нас на внеурочную работу – предлагал нам проводить экскурсии по городу для иногородних студентов в свободное время, естественно без какой-либо оплаты, и ставил нам в пример преподавателя, которая действительно этим занималась.


Так же нам регулярно напоминал о том, что формально у нас пятидневная рабочая неделя и мы должны быть готовы прийти на кафедру в любой рабочий день недели (обычно занятия были в среднем 4 дня в неделю по 3 пары в день). Мотивировал он это так же тем, что с него, по крайней мере, то, что входило в наши должностные обязанности, неукоснительно требует отчетов вышестоящее руководство.


Отчасти это наверно и было действительно так, потому что помимо этого руководством ВУЗа вёлся и строгий дистанционный контроль - проход на территорию осуществлялся по электронным картам и запрещалось даже минутное опоздание. Но было видно, что и ему самому доставляло удовольствие ощущать свою власть над сотрудниками кафедры. Тем более что все (кроме, наверное, меня) действительно боялись потерять своё рабочее место. Коллегам здесь тоже было в основном за 40, буквально паре человек было чуть меньше 40. Ни у кого из них, насколько мне известно, не было машины, болшинство ни разу не были за границей, остальные максимум по паре раз в ближайшем зарубежье, отпуск они проводили на даче или российских базах отдыха. Питались они в очень скромной столовой при ВУЗе, пойти даже в кафе

для них было, видимо слишком дорого.


Запомнился мне разговор на кафедре за чаем между парами, когда одна из преподавательниц пересказывала впечатления от заграничной поездки одного из заведующих кафедрой, в том числе речь зашла о покупках. «Вы представляете, он хотел купить галстук за 2,5 тысячи!» - воскликнула она. Все понимающе покивали, в том числе и я, - сказав, что галстук за 2,5 тысячи евро это действительно дороговато. «Да нет, рублей…» - ответила она. Это был один из тех мелких, но запоминающихся моментов, когда я окончательно понял,

что не хочу работать в этой сфере. И что увиденное мною в СПбГУ было не случайностью а закономерностью.


Мелкая деталь в общей атмосфере удушливой музеефицированности заживо всего окружающего пространства. Многое, да практически все, там напоминало не то атмосферу какого-то утонувшего в безвременье советского НИИ, вроде отдела статистики в «Служебном романе», не то какого-то монастыря, где трудятся люди со своими представлениями о жизни, оторванные от многих современных реалий. Люди, причём, за исключением заведующего, были по-своему умные и интересные, с ними можно было долго разговаривать об истории, но не о современности.


Возникало такое чувство, что время у них давным-давно остановилось. Причём вот это вот последнее обстоятельство было и в СПбГУ, честно говоря, тоже. Но в СПбГУ хотя бы был адекватный завкафедрой.

С другой стороны, кто бы ещё пошёл туда работать с таким соотношением нагрузки и зарплаты. Нагрузку-то может и можно было бы считать адекватной, много где есть и жёсткая дисциплина и необходимость работать сверхурочно, но требовать подобного от высококвалифицированных специалистов, назначая им зарплату и условия работы уборщицы в офисе, неадекватно абсолютно.


Тем более что доценты кафедры за те же деньги (зарплата доцента отличалась всего на 4 тысячи рублей) ещё и вели дополнительные занятия, организовывали конференции, занимались с аспирантами, принимали экзамены итд ). Все больше и больше я понимал что меньше всего в жизни я хотел бы стать такими как они. Много работать, получать копейки, иметь многократно больше обязанностей чем прав, на всем экономить и жить по маршруту дом-работа и считать это все нормой жизни.


Так что тут дело даже не столько в деньгах, хотя и в них конечно тоже, сколько в формировании определенной психологии при продолжительной работе в подобных условиях. Я хочу путешествовать по разным странам, знакомиться с разными культурами, получать новые впечатления, пробовать новую еду, посещать театральные и кинопремьеры, короче, жить современностью, или, по крайней мере совмещать одно с другим. Но это, понятное дело, несовместимо с мировоззрением, в котором галстук за 2,5 тысячи рублей – непозволительно дорогая покупка.


Ушёл я из СПбГТИ в 2015 году, проработав там год. Во-первых, в тот год вдвое подешевел рубль. Во-вторых, надоело самодурство заведующего, который помимо прочего требовал строгого совпадения тем семинарских занятий с планом занятий буквально по каждому занятию, запрещал давать не обозначенный в учебном плане дополнительный материал, то есть я видимо на дополнительные вопросы студентов должен был отказываться отвечать на этом основании, хотя семинар - это не лекция, это живое общение.


Да ещё и под конец года пытался обвинить меня в том, что я пытался обмануть кафедру - потому что указал в отчете о количестве сданных рефератов (проверка рефератов тоже была моя должностная обязанность) на два реферата больше чем было сдано по факту. Из чего заведующий делал вывод, что я умышленно хотел совершить служебный подлог, обманом присвоив себе целых лишних 2 рубля. И все это публично, на полном серьёзе, перед всем коллективом. Потом он и вовсе заявил, что я указал в два раза больше рефератов, чем реально сданных, хотя это уже была вообще ложь в чистом виде. А на мои возражения начал угрожать поспособствовать прекращению со мной трудового договора.


Как будто действительно речь шла о действительно конкурентоспособной должности на рынке труда. Это все та же бюджетная психология, видимо. Они живут в совершенно каком-то своем мире. В третьих – вот эта гнетущая «бюджетная» атмосфера, из которой мне, как не инфицированного еще ею в полной мере, хотелось бежать без оглядки. Ну и в четвёртых - отсутствие перспектив. Мне нужно было проводить активную научную работу, писать новые статьи, монографии, методички и все это для того чтобы стать доцента, получить больше нагрузки и все это за 27 тысяч через 3 года.


И работать в таком качестве вплоть до защиты докторской и получения звания профессора в 50 лет. Никуда толком не ездить, ничем кроме работы не интересоваться, по причине отсутствия сил, времени и денег. Меня это перспектива не вдохновляла. Ну и как концентрация той атмосферы, было объявлено, что вся кафедра кроме нескольких человек, буквально живших на работе, переводится на полставки, то есть на 11 тысяч, при этом работать предполагалось так же интенсивно.

После этого я окончательно решил уйти

и из вуза и из науки в целом.


Закончил за полгода автошколу, сдал один-единственный экзамен, получил водительские права. Через ещё полгода устроился на работу связанную с перевозкой пассажиров. Имею доход в среднем 60 тысяч рублей в месяц (причём это только для начала), работая даже меньше по времени

чем в СПбГТИ.


То есть уже сразу получая в три раза больше чем квалифицированный специалист, который учился 5 лет в вузе, три года в аспирантуре и сдавал десятки экзаменов. Парадокс этой страны на данный момент.

Об уходе из науки не жалею. По ощущениям я как из склепа вышел, вернувшись из мира мертвых в мир живых, и Я рад этому.


Иногда приходится возить бывших коллег. Так, например, как-то вез кандидата физико-математических наук который защитил диссертацию по теории вероятностей и ушёл из ИТМО где получал в конце нулевых вообще 12 и стал работать крупье

в казино за 90. Встречал и выпускницу

даже своей кафедры, которая

пошла работать в тату-салон.


Вообще из нашей группы, да и из других тоже, буквально пара человек работают по специальности, и то это в основном девушки. Таково положение науки в стране на данный момент. И пока так будет, никакие разговоры о патриотизме и духовности не изменят этой ситуации. Тем более что работать на благо страны за копейки нас призывают с экранов телевизоров разные чиновники и депутаты, назначающие себе шестизначные оклады.


Вот они пусть и учат, и лечат, и преподают.

В такси работать легче, все задачи понятны и непротиворечивы, времени на работу уходит меньше, при этом доход намного выше. Ностальгии по работе в вузе нет. Если бы там реально можно было бы регулярно беспроблемное получать граниы, это было бы заметно хотя бы по кому-то из более старших коллег. А так только профессура

выглядела обеспеченными людьми.


Современная вузовская система просто нежизнеспособна в том виде, в котором она существует. Прежде всего по соотношению нагрузки, квалификации и зарплаты. Все остальное - следствия, в том числе практически полное отсутствие молодежи, и, наоборот, превалирование в системе преимущественно пенсионеров и людей с весьма специфическим мировоззрением и мировосприятием.


P.s. На фото моя первая зарплата

в музее за полмесяца.

Истории из жизни

36.2K постов74K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.