Как я не стал ученым, или особый мир бюджетных заповедников. Часть 1.

На волне постов про карьеру, думаю многим интересно будет почитать, как в действительности обстоят дела в современной высшей школе на данный момент. В этой серии постов я расскажу про свой опыт работы в двух крупных ВУЗах и одном музее Санкт-Петербурга, жизнь бюджетных научных учреждений гуманитарного профиля изнутри, а так же про то что в действительности ожидает молодого специалиста, который решил посвятить свою жизнь науке или хотя бы, как я, попытаться.


Итак, часть первая, вступительная.


Высшее образование я получил, закончив кафедру музейного дела СПбГУ. Со школы интересовался мировой историей и ее материальными проявлениями. Учиться было безумно интересно, мы подробно изучали историю музеев разных стран, способы документирования и сохранения информации, как в прошлом так и в настоящем, а так же получали и общие знания по истории искусства, русской и зарубежной литературы, философии, однако гораздо глубже чем в школьной программе.

Летом мы выезжали на практики в малые города России, знакомились с их историей, музеями, работали в архивах. Ближе к окончанию ВУЗа я заинтересовался современным искусством, а так же вопросами влияния искусства на развитие человеческой культуры. То есть влиянием искусства, творчества на исторический процесс, и одновременно отражение исторических событий, идей, идеалов на развитие направлений в искусстве, в том числе и в настоящее время.


Поэтому, окончив пятилетний образовательный курс, я продолжил обучение в СПбГУ, поступив в аспирантуру на другой кафедре, более близкого к выбранной теме профиля, и защитил диссертацию, тема которой находилась как раз уже скорее на «стыке» философии и искусствоведения.

В своей диссертации я исследовал взаимосвязь западного искусства и западной культуры, прослеживал причины, по которым одни направления в искусстве сменялись другими, от древних времён до современности.


Основное внимание я акцентировал как раз уже на событиях 20-21 века, исследуя феномен авангарда, постмодерна и пост-постмодерна. Последний, в зарубежных источниках, которые пришлось читать в оригинале, часто именуется «конструирующим постмодерном» - взамен критики идеалов прошлого приходит понимание того, что нужно не только отказаться от «великих идей» - «нарративов» но и предлагать что-то новое. Как раз в процессе поиска этого конструирующего начала, на мой взгляд, и находится современное искусство на сегодняшний день.


В любом случае пространство искусства, пространство культуры уже с середины 20 века полностью становится местом для легальных дискуссий, и это в любом случае хорошо. Чувствовать пульс живой истории для меня было очень интересно и познавательно. Всего в качестве обучающегося в университете я провел 7 лет. Пятилетний курс высшего образования и 2 года в аспирантуре. В любом случае о самом процессе обучения я не жалею. Это очень помогло расширить мой кругозор.

Но вот дальше началась лютая жесть.


Первым моим местом работы был музей истории религии на Почтамтской улице (ГМИР). В нем я с 2010 по 2012 год работал в редакционно-издательском отделе музея на 0,6 ставки младшим научным сотрудником (3 полных рабочих дня в неделю) примерно за 3 тысячи рублей в месяц. К моменту окончания моей работы в музее зарплата существенно не изменилась и составляла примерно 3,5 тысячи за 0,6 ставки. Меня сразу предупредили, что зарплаты у них маленькие и больше 15 тысяч я у них зарабатывать не смогу. С другой стороны, пока я писал диссертацию я никуда на полную ставку устроиться и не мог. Да и верил я что мои знания, мое образование, моя кандидатская степень действительно будут востребованы и я смогу вносить вклад в развитие науки и одновременно хорошо зарабатывать.  


По причине указанных выше зарплат, самым молодым моим коллегой по отделу был мужчина, у которого были дети моего возраста. На общих собраниях встречалась молодежь, но буквально единицы, в основном девушки и совсем уже штучно видел нескольких парней лет 30, то ли энтузиастов, то ли таких же как я аспирантов, нарабатывающих научный стаж работы. В основном же возраст сотрудников был 40-50+, как и ВУЗах, в которых я впоследствии работал, и то это тоже скорее энтузиасты. Много было людей пенсионного и предпенсионного возраста.


Хотя отношение было вполне лояльное, работать, конечно, приходилось, но без фанатизма, нормально относились к разумным опозданиям, или если пораньше уйти, например, если в тот день работы по факту больше не было. Но там я не преподавал, занимался в основном корректорской работой, проверял тексты, сканировал документы... В свободное от работы время читал научную литературу на тему истории взаимоотношений церкви и общества. В музее я работал пока учился в аспирантуре, но своего будущего в нем я не видел, прежде всего, конечно, из-за унизительно копеечных зарплат.


Когда я закончил аспирантуру в 2012 году, мне предложили перейти работать в фонды на полную ставку за 9 с чем-то тысяч рублей. Естественно я отказался. Уже когда я заканчивал писать диссертацию, меня пригласили на 1/4 ставки работать ассистентом на той кафедре на которой я защищался. Я принял это предложение, как раз полагая, что вот она - награда за мой упорный труд и первый шаг на карьерной лестнице которая приведёт меня на вершины научной мысли.

Наука | Научпоп

7.8K постов78.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Основные условия публикации

- Посты должны иметь отношение к науке, актуальным открытиям или жизни научного сообщества и содержать ссылки на авторитетный источник.

- Посты должны по возможности избегать кликбейта и броских фраз, вводящих в заблуждение.

- Научные статьи должны сопровождаться описанием исследования, доступным на популярном уровне. Слишком профессиональный материал может быть отклонён.

- Видеоматериалы должны иметь описание.

- Названия должны отражать суть исследования.

- Если пост содержит материал, оригинал которого написан или снят на иностранном языке, русская версия должна содержать все основные положения.


Не принимаются к публикации

- Точные или урезанные копии журнальных и газетных статей. Посты о последних достижениях науки должны содержать ваш разъясняющий комментарий или представлять обзоры нескольких статей.

- Юмористические посты, представляющие также точные и урезанные копии из популярных источников, цитаты сборников. Научный юмор приветствуется, но должен публиковаться большими порциями, а не набивать рейтинг единичными цитатами огромного сборника.

- Посты с вопросами околонаучного, но базового уровня, просьбы о помощи в решении задач и проведении исследований отправляются в общую ленту. По возможности модерация сообщества даст свой ответ.


Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм.

- Нарушение правил сайта в целом.


Окончательное решение по соответствию поста или комментария правилам принимается модерацией сообщества. Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @SupportComunity и общество Пикабу.