Как я не стал ученым или особый мир бюджетных заповедников. Часть 2.

Первая часть:

https://pikabu.ru/story/kak_ya_ne_stal_uchenyim_ili_osobyiy_...


Итак, снова приветствую тех, кому действительно интересно узнать как выглядит современная российская научная бюджетная, в частности,  гуманитарная сфера глазами молодого специалиста. Но для начала небольшое отступление, навеянное комментариями под первым постом.


Некоторые из тех, кто не знаком с особенностями бюджетной организации труда, в частности в науке, и с организацией работы преподавателя в ВУЗе (и я с этой позицией сталкивался неоднократно и ранее), искренне полагают что люди занимающиеся наукой, в частности преподаватели в ВУЗах, получают маленькие зарплаты только если они ничего не делают а их работа и вовсе заключается в том что они пару раз в неделю приходят, зачитывают главу из учебника, и уходят домой валяться на кровати и читать всякие умные книжки в своё удовольствие до следующего редкого прихода в ВУЗ и потому должны радоваться что им вообще что-то платят. Вот только, естественно, все не так.


И отчасти потому я и решил создать серию данных постов, устав читать и подобные комментарии, и комментарии о том что, напимер, в водители люди идут с горя, не получив никакого образования. Так вот, им хочется ответить особенно: «дорогие мои, когда я стал водителем, я после работы

в ВУЗе наоборот прямо как в рай попал».


Но обо всем по порядку.


Самые адекватные из встречавшихся мне представлений людей того типа, о работе преподавателя как чудака-бездельника, выстроены на проводимой ими, видимо, аналогии с коммерческой сферой, например со сферой продаж. Когда менеджер-продажник, даже высококвалифицированный, имеет действительно маленький оклад, но может премиями, бонусами и прочими достижениями получать от руководства бурный стремительный карьерный рост и целые подносы плюшек которые будут оклад превышать раз в 10.  И потому такой человек, когда видит что преподаватель жалуется на маленькую зарплату, сразу представляет себе лузера (самого плохого продажника отдела) который сидит на окладе и не может заслужить себе никаких надбавок. Отсюда и все эти разговоры про то что надо не ныть а получать гранты и так далее.


В действительности же бюджетная сфера

по принципу организации оплаты труда отличается от коммерческой примерно как, напимер, китайский балет отличается

от американского футбола.


К сожалению, во многом здесь действует принцип старого советского анекдота:


«Вопрос армянскому радио:


Что общего у передовика производства

и еле выполняющего план

простого работяги?


Ответ: зарплата».


Так и здесь. Тут нет понятий «лучше-хуже». Здесь по прежнему действует

советский плановый реликт под названием

«соответствует - не соответствует».


Соответствует человек по количеству научных работ, степени и нодам стажа должности старшего преподавателя? Соответствует - вперёд. Ты можешь быть отличным старшим преподавателем, ты можешь быть хорошим старшим преподавателем, наконец ты можешь быть плохим старшим преподавателем, не отрывающимся от учебника и еле выполняющим возложенную нагрузку. В глазах системы между ними нет никакой разницы и ты будешь получать одинаковую утверждённую зарплату старшего преподавателя. И не будет иначе, пока кто-то из них не напишет нужное количество статей, монографий, методичек, и что самое главное, не получит определенный стаж работы. Отмотал определенный научный срок - поднимайся выше в научной иерархии.

Было бы смешно такое сравнение, если бы оно не было таким грустным.


Тут нельзя стать доцентом сразу после ассистента просто потому что ты много и хорошо работаешь и тебя заметили. Ты не сможешь стать профессором в 35 и даже 40 лет или возглавить кафедру, пока ты не доктор наук и не имеешь космических достижений в области науки и стаж работы

со времён молодости ректора.


Теперь касаемо грантов. Они конечно есть,

но соотношение их количества к желающим их получить выглядит как лотерея. При том и размер гранта будет зависеть от этапа научного пути. Не говоря уж про необходимость наличия достаточного времени для его реализации, плюс соотношение суммы и необходимых

усилий для молодого специалиста

оставляет желать лучшего.


И опять же чем меньше твой стаж и научные заслуги, тем меньше шансов. Потому что как правило гранты региональные и федеральные, ВУзовских нет, причем и тут есть приоритетные области, к которым основные гуманитарные науки, насколько я знаю, не относятся. Я для интереса подавал конечно заявки по смежным темам, но ответ был ожидаем. Даже у доцента без докторской степени получить серьезный индивидуальный российский научный грант шанс минимальный.


Окупаются по сути только «серьёзные» гранты для опытных учёных, и то это не миллионы, а максимум пара сотен тысяч

в год. Выделяемых на написание сериии учебников известному профессору, например.  

У которого вдобавок есть и квалификация и время на их освоение. Ведь, если кто не знал, чем выше  должность, тем меньше нагрузка. Ассистент может иметь до 12 групп в неделю, старший преподаватель 7-8, у начинающего доцента нагрузка опять возрастает за счёт прибавления дипломников, аспирантов и приема экзаменов у студентов, а вот после защиты докторской наступает затишье и вот тогда уже можно начинать зарабатывать серьёзные деньги. Причём автоматически хорошо платить доктору наук никто не собирается. Оклад даже профессора в ВУЗе Петербурга (СПбГУ наример) не превышает 40 тысяч. Но тогда-то только как раз и появляются серьёзные возможности для дополнительных источников дохода (которые так любят вспоминать адепты «ненытья») за счёт серьёзных научных коммерческих  проектов, грантов, работы в нескольких ВУЗах,  которые в сумме  могут дать доход под сотню тысяч и то если ты буквально живешь на работе и жил на ней все это время. То есть годам так ближе к 50.


Ну и что, скажут особо упёртые.

Зато потом ты, если трудолюбив,

получаешь высокий доход. Но возвращаемся к соотношению «усилия-зарплата» прибавив переменные «квалификация» и «ответственность». И получается что по данному соотношению престиж работы преподавателя оказывается даже не ниже плинтуса а где-то на уровне

Марианской впадины (про это подробно напишу в следующем посте, а то совсем

уж мегадлиннопост получится).


Но даже и тут есть «чёрный вход», что

только усугубляет ситуацию в этой сфере.


Так вот,  допустим ты ребёнок «Очень Уважаемого Человека» (чиновника, депутата, высокопоставленного силовика, просто ребёнок хорошего друга ректора) при этом хочешь вместо банального «эффективного освоения бюджетных средств» заниматься наукой. Но при этом хочешь получать достойную зарплату, продолжать вести привычный с детства элитный образ жизни, а не быть со всеми «этими» и уж тем более вести лекции и писать какие-то там научные работы или хотя бы писать работы по минимальному минимуму.


В таком случае добро пожаловать в администрацию ВУЗа, на уровне которой собственно в основном и оседают все те самые миллионы выделяемые правительством на развитие науки.


Ректором или деканом тебя конечно никто не сделает (ректорат и деканат пока ещё все-таки предполагает высокие и продолжительные по времени заслуги и связи в области науки - длиной во многие десятилетия), но вот контролирующих работу преподавательского состава проректоров, которым даже кандидатскую степень получать не обязательно, но у которых даже профессора будут бегать на посылках, в ВУЗе может быть сколько угодно. У тебя будет и отдельный кабинет, и зарплата, назначаемая лично ректором, как своему помощнику, шестизначная, или как минимум близкая к ней зарплата, и очень много власти над теми, кому не повезло родиться в семье, которая может поспособствовать чтобы

ты стал проректором уже в 30 лет, а то и раньше. Если же ты «обычный», то это тебе нужно «держаться там», «не ныть» и полжизни грызть гранит науки за зарплату близкую к прожиточному минимуму.

И конечно с трепетом и благоговением относиться к имеющему тебя (зачеркнуто)

над тобой всю полноту власти 30-летним проектором будь ты даже заслуженный седой профессор.  Что тоже, как думаю понятно, престижа «обычному» пути ученого не прибавляет.


Про «быт» вузовского преподавателя на практике  и обещанное выше соотношение затраченных усилий и результата,

напишу в третьей части.

Истории из жизни

36.2K постов74K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.